Интервью с директором государственного учреждения образования«Подоросская средняя школа».
В сентябрьском номере журнала вашему вниманию — интервью с молодым, очень целеустремленным руководителем небольшой, но хранящей традиции Подоросской средней школы Юрием Леонидовичем Синяком.
Автор — Ольга СБИТНЕВА, заместитель начальника управления надзора за соблюдением законодательства о труде Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
С 1 января 2024 г. вступают в силу изменения в ТК, внесенные Законом Республики Беларусь от 29.06.2023 № 273-З «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений». Новаций немало: меняются более 80 статей, появились 4 новые.
В материале осветим изменения сроков и периодичности выплаты заработной платы и отпускных, перерыва для отдыха и питания, порядка сокращения предпраздничного дня для работающих на условиях неполного рабочего времени.
Автор — Владимир САМОСЕЙКО, юрист, магистр права.
С 1 января 2024 г. вступают в силу изменения в ТК, внесенные Законом Республики Беларусь от 29.06.2023 № 273-З «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений». Среди нововведений — появление в ТК ст. 103-1 «Гарантии для работников при прохождении диспансеризации».
В статье — о том, как правильно освободить работника УОСО от работы в его рабочий день для прохождения диспансеризации.
Автор — Ольга СТЕПАНЕЦ, методист отдела по работе с руководителями учреждений образования ГУО «Академия последипломного образования».
Цикл управления учреждением образования начинается с педагогического анализа работы, например, за истекший учебный год и оценки ее эффективности, выявления факторов и условий, положительно или отрицательно повлиявших на результаты деятельности. Итогом этой аналитической работы является формирование целей и задач, планирование деятельности на следующий учебный год.
В материале — о требованиях к составлению плана на учебный год, этапах его подготовки и содержании, а также практические рекомендации по анализу деятельности УОСО и выявлению причинно-следственных связей.
Автор — Марина ЛЕСУН, главный технический инспектор труда Белорусского профессионального союза работников образования и науки.
Организация работы по охране труда в УОСО должна начинаться с разработки системы управления охраной труда.
Однако чтобы система работала и была эффективной, нужно, чтобы каждый работник, начиная с руководителя УОСО, имел четкое представление о том, для чего она разработана, знал свои права и прямые обязанности в вопросах обеспечения охраны труда и беспрекословно их исполнял.
Об этом — в материале.
Автор — Марина ГОРОДЕЦКАЯ, ведущий специалист по защите данных управления методологии защиты персональных данных Национального центра защиты персональных данных Республики Беларусь, кандидат юридических наук, доцент.
Согласно абз. 8 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных» все без исключения УОСО являются операторами, осуществляющими обработку персональных данных. В связи с этим на них возложена обязанность предпринять меры по обеспечению защиты персональных данных, предусмотренные ст. 17 Закона.
В материале — о том, что следует предпринять, организовать, разработать и утвердить.
Автор — Алексей ВОЛЫНЕЦ, прокурор отдела по борьбе с коррупцией и организованной преступностью прокуратуры г. Минска.
На основании плана выборочных проверок за первое полугодие 2023 г. отделом по борьбе с коррупцией и организованной преступностью прокуратуры г. Минска проведена проверка одного из учреждений образования по вопросам соблюдения законодательства о борьбе с коррупцией.
О результатах проверки — в материале.
Автор — Владимир САМОСЕЙКО, юрист, магистр права.
Кодексом об образовании и Инструкцией о проведении воспитательной работы педагогическими работниками во внеучебное время с обучающимися (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.09.2022 № 332) предусмотрено проведение в учреждении образования воспитательной работы во внеучебное время.
Однако педагогические работники могут заблуждаться в понимании содержания своих должностных обязанностей. В материале на примере судебного спора разберем указанную выше обязанность подробно.
Автор — Виктория КВАШУК, заместитель директора по учебной работе ГУО «Гимназия № 7 г. Витебска имени П. Е. Кондратенко».
Воспитание уважения к истории белорусского народа, развитие познавательной активности учащихся в данном направлении являются приоритетными задачами образовательной системы всегда, а не только в Год исторической памяти. Нормативная база в сфере образования позволяет реализовать эти задачи на различных открытых мероприятиях в школе, а также привлечь к ним внимание СМИ и общественности.
Как это сделать, рассмотрим в материале.
Автор — Александр КИСЕЛЕВ, директор ГУО «Гимназия № 5 г. Витебска имени И. И. Людникова».
Олимпиадное движение — приоритетное направление развития любого учреждения образования. Витебская гимназия № 5 на протяжении двух олимпиадных сезонов демонстрирует уверенный рост количества победителей городских, областных и республиканских олимпиад.
В материале — об обязательных шагах в развитии интеллектуальной и творческой одаренности обучающихся и увеличении количества победителей в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Автор — Елена ЛАВФЕР, юрист.
В учреждении образования могут возникать ситуации, когда руководителю необходимо изменить существенные условия труда работника. Так ли просто это организовать на практике? Какие ошибки совершают наниматели и как их не допустить? Рассмотрим в материале.
Автор — Татьяна ПЯТНИЦА, учитель-дефектолог высшей категории.
Среди учащихся можно встретить детей с сенсорными нарушениями развития — нарушениями зрения и слуха. Руководителю УОСО важно знать, как организовать обучение таких учеников.
В материале — об особенностях таких детей, организации для них образовательной среды, а также рекомендации для педагогического состава по взаимодействию с детьми, имеющими нарушения слуха, зрения.
Автор — Ольга СТЕПАНЕЦ, методист отдела по работе с руководителями учреждений образования ГУО «Академия последипломного образования».
Каждый молодой руководитель, оказавшись в новых условиях, в новом коллективе, в новой для себя роли, начинает поиск ответов на вопросы: что делать? как делать? куда идти?
В материале — основные позиции личностных и профессиональных качеств, способствующие приближению молодого руководителя к успешному руководителю.
Вопрос — Ответ
По вопросам читателей
Отказ работника от направления на повышение квалификации
Проведение для нового сотрудника вводного и первичного инструктажей
Неознакомление работника под роспись с документами, определяющими внутренний трудовой распорядок, — нарушение
Расторжение трудового договора, заключенного с предварительным испытанием, по инициативе работника