В соответствии с Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 09.11.2010 № 575) коррупционные проявления являются одной из внутренних угроз национальной безопасности.
Законодательство о борьбе с коррупцией направлено в т. ч. на обеспечение эффективной деятельности государственных организаций путем предупреждения, выявления и пресечения коррупционных правонарушений, правонарушений, создающих условия для коррупции, а также устранения их последствий.
Проверкой учреждения образования, проведенной отделом по борьбе с коррупцией и организованной преступностью прокуратуры г. Минска, установлены неоднократные факты нарушений трудовой дисциплины, неправомерного получения заработной платы, нарушений ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией для государственных должностных лиц, нарушений локальных актов по вопросам определения и начисления стимулирующих выплат (премий).
Наиболее частыми нарушениями в сфере трудового законодательства, выявленными в учреждении образования, являлись:
- заведомо недостоверное указание сведений в табеле использования рабочего времени;
- отсутствие на рабочем месте работников более 3 ч без уважительных причин;
- несоблюдение сотрудниками, работающими по совместительству, графиков работы.
Справочно: недостоверное указание сведений в табеле использования рабочего времени может служить основанием для возбуждения уголовного дела по ст. 210 (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями) или 427 (служебный подлог) УК.
Всего проверкой установлены:
- 8 коррупционных правонарушений, предусмотренных абз. 11 ч. 1 ст. 37 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон) (использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, займа, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества);
- 6 нарушений, создающих условия для коррупции, предусмотренных абз. 3 ч. 1 ст. 25 Закона (оказание государственным должностным лицом при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий);
- 6 нарушений, создающих условия для коррупции, предусмотренных абз. 12 ч. 1 ст. 25 Закона (нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом установленного актами законодательства порядка проведения конкурсов, аукционов, процедур закупок);
- 2 нарушения ограничений, предусмотренных ст. 17 Закона(занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью государственными должностными лицами).
Ввиду изложенного прокуратурой г. Минска руководству учреждения образования внесено представление об устранении нарушений законодательства о борьбе с коррупцией, причин и условий, им способствующих.
По рассмотрении указанного представления привлечены к ответственности:
- дисциплинарной — 36 лиц;
- материальной — 17 лиц;
- административной — 2 лица.