План работы УОСО на учебный год (далее — годовой план) является основным документом, определяющим содержание деятельности учреждения в течение учебного года.
В годовом плане должна обеспечиваться внутренняя логическая связь содержания его частей: анализа, целей и задач, планируемых действий и мероприятий.
Это важно
Деятельность по разработке годового плана организует руководитель УОСО.
К годовому плану предъявляются определенные требования:
- его содержание должно быть научным и аналитически обоснованным;
- цели и задачи должны быть конкретными, реалистичными и диагностируемыми;
- разделы годового плана должны быть взаимосвязаны, а мероприятия — скоординированы (с указанием конкретных сроков);
- в годовом плане должны быть представлены все направления работы и затронута деятельность всех структурных подразделений;
- обязанности по планируемой работе должны быть рационально распределены между всеми работниками.
При разработке годового плана руководителю УОСО и его коллективу могут помочь ответы на вопросы:
- каких результатов достигло УОСО на сегодня?
- какие результаты планируется достичь по итогам учебного года?
- кто, что, как и в какие сроки должен делать для того, чтобы решить поставленные задачи?
- какие методы, формы работы будут использоваться?
- какие ресурсы необходимы для получения запланированных результатов?
Подготовка годового плана
Подготовка годового плана осуществляется в течение всего текущего учебного года и подразумевает следующие этапы.
1. Подготовка к планированию.
На этом этапе проводится сбор необходимой для анализа и планирования информации, формируется состав рабочих групп по подготовке отдельных разделов годового плана.
В приказе о подготовке проекта плана важно отразить: сроки его подготовки; ответственных (как правило, заместители руководителя) за подготовку материалов по каждому разделу плана; состав рабочих групп и их деятельность; сроки и место предварительного обсуждения, внесения корректив; сроки утверждения годового плана.
2. Подготовка проекта годового плана.
На данном этапе рабочие группы проводят содержательное наполнение соответствующих разделов годового плана.
Важно использовать широкий спектр источников:
- НПА, национальные стратегии, концепции, государственные программы;
- методические рекомендации Министерства образования, научные и научно-методические материалы;
- региональные программы развития образования;
- программу развития УОСО;
- документацию УОСО;
- систематизированные данные самоконтроля, материалы внешнего контроля деятельности УОСО;
- итоги всех этапов республиканской олимпиады, конкурса работ исследовательского характера;
- материалы о состоянии работы с педагогическими кадрами, деятельности социально-педагогической и психологической службы, библиотеки и других структурных подразделений;
- материалы маркетинговых исследований и исследований образовательных потребностей населения, удовлетворенности деятельностью учреждения.
3. Обсуждение и оценка проекта годового плана.
На этом этапе творческой группе важно получить положительный ответ на поставленные самим себе вопросы (это целесообразно? выполнимо? помогает достичь конечный результат?).
Далее проект плана обсуждается руководством УОСО для внесения корректив (при необходимости).
4. Утверждение годового плана.
На данном этапе годовой план выносится на предварительное коллективное обсуждение на педагогическом совете, на основании решения которого издается приказ о его утверждении.
Содержание годового плана
Годовой план включает три компонента.
I. Анализ деятельности УОСО.
Анализ итогов предыдущего годового плана формирует совокупность позиций для определения целей и задач на планируемый учебный год. От содержательности, логики, аргументированности анализа зависит спектр полученных решений. Важную роль также играет доказательность суждений. Результаты рассматриваются в динамике, обязательно в сравнении с предыдущим периодом.
По итогам трехмесячного методического практикума по вопросам анализа и планирования, предложенного руководителям УОСО в дистанционной среде Академии последипломного образования, выяснилось, что наибольшую сложность для руководителей представляет поиск причинно-следственных связей. На данном этапе можно воспользоваться следующими техниками (на выбор или комплексно):
- метод «Дерево проблем». Выберите ключевую проблему, определите ее причины; установите и обозначьте причинные связи между проблемой и ее причинами, между причинами первого, второго и третьего порядка;
- процедура «Пять почему». Сформулируйте проблему, которую необходимо решить, задавайте вопрос «почему?» до того момента, пока не получите конструктивные ответы, т. е. не обнаружите причину появления проблемы внутри учреждения.
II. Цели и задачи деятельности УОСО на новый учебный год.
Цель должна быть измерима, точна, лаконична, реальна и, безусловно, согласована с другими целями. Выявленные потребности и проблемы диктуют количество целей, которые конкретизируются в задачах (путях, конкретных шагах к цели).
В этом руководителю могут помочь:
- SMART-анализ. Необходимо определить соответствие цели и задач требованиям:
(S) Specific — конкретность цели;
(M) Measurable — измеримость;
(A) Accepted — достижимость;
(R) Realistic — реалистичность;
(T) Timely — ограниченность времени; - анализ силового поля. Нужно выявить факторы (силы) и оценить их влияние на достижение поставленной цели, исходя из принципа «за» (сила поддерживающая) или «против» (сила противодействующая, мешающая достижению запланированного);
- SWOT-анализ. Определяются и оцениваются сильные и слабые стороны, возможности и угрозы по отношению к учреждению.
III. План работы УОСО на учебный год.
Мероприятия по решению поставленных задач детализируются по разделам.
Раздел 1 «Общее управление учреждением образования»: организация и планирование работы педагогического совета, совещаний при директоре, заместителях директора, планирование самоконтроля, регулирование деятельности родительского комитета, попечительского совета, обеспечение безопасных условий при организации образовательного процесса, взаимодействие с производственными и общественными организациями и др.
Раздел 2 «Организационно-педагогическое обеспечение получения учащимися общего среднего образования»: учет детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования; комплектование классов; обеспечение мер социальной защиты обучающихся; организация обучения на дому; организация работы групп продленного дня; организация работы учебных кабинетов, библиотеки; учет дальнейшего жизнеустройства выпускников УОСО и др.
Раздел 3 «Организация образовательного процесса»: организация факультативных занятий; обеспечение преемственности между ступенями образования; комплектование и организация работы объединений по интересам, спортивных секций; организация дополнительных образовательных услуг; профориентационная работа; интеллектуально-личностное развитие учащихся; мероприятия по подготовке и проведению итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования.
Раздел 4 «Организация воспитательной работы»: организация акций, конкурсов, фестивалей, смотров и других мероприятий; реализация социально значимых проектов, осуществление волонтерской деятельности; проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий; осуществление взаимодействия с семьями учащихся, учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, общественными организациями, объединениями, социумом; планирование работы в период каникул; мероприятия по профориентации учащихся и др.
Раздел 5 «Обеспечение социально-педагогической поддержки и психологической помощи учащимся»: выявление детей, нуждающихся в государственной помощи и защите; социально-педагогическая и психологическая диагностика; социально-педагогическая, психологическая и правовая помощь детям, находящимся в социально опасном положении; социальный патронат детей и др.
Раздел 6 «Организация работы с педагогическими кадрами»: методическая, научно-методическая работа; аттестация педагогических кадров; изучение, обобщение эффективного педагогического опыта; повышение квалификации и самообразование педагогов и др.
Раздел 7 «Организация финансово-хозяйственной деятельности»: совершенствование материально-технической базы УОСО; осуществление приносящей доход деятельности; взаимодействие с предприятиями-шефами; расходование финансовых средств, направляемых на развитие УОСО; проведение мероприятий по охране труда; обеспечение выполнения норм санитарной и противопожарной безопасности и др.
В годовой план также могут быть включены иные разделы, например «Организация инновационной деятельности» и т. д.
Это важно
1. Не нужно в годовом плане перечислять мероприятия, дублирующие должностные обязанности работников или организуемые иными структурами, в которых УОСО принимает участие.
2. Годовой план не предусматривает наличия приложений, являясь целостным документом.
От редакции
Дополнительно по теме вы можете прочитать в материале:
Киселев А. Годовой план и ошибки стратегического планирования