Олимпиадное движение: эффективная система мотивации педагогов и учащихся
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Олимпиадное движение: эффективная система мотивации педагогов и учащихся

Олимпиадное движение — приоритетное направление развития любого учреждения образования. Витебская гимназия № 5 на протяжении двух олимпиадных сезонов демонстрирует уверенный рост количества победителей городских, областных и республиканских олимпиад. 

В материале — об обязательных шагах в развитии интеллектуальной и творческой одаренности обучающихся и увеличении количества победителей в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Киселев Александр

директор государственного учреждения образования «Гимназия № 5 г. Витебска имени И. И. Людникова»

1818 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Начиная с октября стартуют вторые этапы республиканской олимпиады по учебным предметам. Статистическое подтверждение успешной работы с одаренными учащимися позволяет сформировать рейтинг, который демонстрирует степень заинтересованности руководства УОСО в развитии данного направления.

Главная проблема, с которой сталкивается руководитель, это отсутствие мотивации учащихся, педагогов к работе в данном направлении и ментальная неготовность к покорению новых образовательных вершин.

Поделюсь своим опытом, как справиться с проблемой.

Это важно
Олимпиадное движение — приоритетное направление развития любого учреждения образования.

Исходя из опыта работы ГУО «Гимназия № 5 г. Витебска имени И. И. Людникова» по развитию интеллектуальной и творческой одаренности, а также опираясь на результативность в данном направлении, можно выделить несколько обязательных шагов для увеличения не только количества победителей в олимпиадах и конкурсах различного уровня, но и качества дипломов (см. табл.).

Таблица

Этапы увеличения качественно-количественных показателей в олимпиадном движении

Перечисленные шаги не в полной мере отражают действия руководителя в рамках развития олимпиадного движения.

«Чем раньше выявишь интеллектуальную одаренность, тем выше вероятность того, что воспитаешь лучшего учащегося в стране!»

В нашей гимназии существует четкая система профориентации и формирования интереса к изучению отдельных предметов начиная с I класса. Такие мероприятия, как «Интеллектуальный марафон», «Звездный путь», «Непрерывная олимпиада», «Межшкольные предметные баттлы», предполагают выявление интеллектуальной одаренности на ранних этапах и последующее ведение гимназиста.

Именно в начальной школе учащийся, родители и педагоги должны иметь обоснованный выбор приоритетных предметов, именно тех направлений, где у учащегося наибольший результат, а не тех, которые легче или нравятся больше.

Поэтому мероприятия и конкурсы, предполагающие соревновательный момент, и итоговый рейтинг позволяют доказать учащемуся и его родителям необходимость выбора именно данного цикла предметов.

Алгоритм работы с банком данных одаренных учащихся
1. Выявить.
2. Системно диагностировать.
3. Развить.
4. Обеспечить кураторство.
5. Работать в рамках планирования с выводом на пик формы.

В нашей гимназии отдельно ведется подготовка к каждому этапу республиканской олимпиады по учебным предметам.

II этап (городской, районный)

Данный этап демонстрирует прежде всего комплексную работу всех педагогов учреждения. Дипломы II и III степеней не дают права выхода в следующий этап.

Однако именно здесь выявляется объективность и актуальность банка данных одаренных учащихся. Ведь рейтинг с последующим присвоением дипломов составляется среди множества учащихся, которые зачастую попадают на олимпиаду по квотам от учреждений.

Следовательно, «высиженный» ребенок должен быть в призерах вне зависимости от степени интеллектуальной одаренности. И данный подход обоснован. Ведь подготовка к олимпиадам и конкурсам ведется на протяжении всего года, а не за несколько недель или месяцев до старта.

Это важно
Просто разобрать существующие задания прошлых лет недостаточно. Важна системность.

Справочно: гимназия № 5 г. Витебска в 2021/2022 учебном году завоевала 73 диплома, в 2022/2023 — 98 дипломов.

III этап (областной)

Учащиеся, продемонстрировавшие лучшие результаты в своих районах и городах, соревнуются далее.

В нашей гимназии существуют центры по подготовке к олимпиадам и конкурсам. Причем эти центры разбиты на направления, что позволяет объединить команды III этапа республиканской олимпиады по учебным предметам по предметам одного цикла. Например, математика-­физика-информатика, химия-­биология и т. д.

Крайне мала вероятность подготовки призера областной олимпиады на последней парте в классе, во время урока либо в библиотеке (читальном зале). Следовательно, необходимо создать комфортные условия для взаимодействия учителя и учащегося.

Особые проблемы всегда вызывает практический тур. Качественно подготовить олимпиадника и повысить его результат позволяет круглогодичная работа по подготовке к данному испытанию.

Это важно
На данном этапе важно создать все необходимые условия для комфортной подготовки учащегося. Приоритетно место занятий и сопровождение учащегося преподавателями вузов и лидерами отрасли.

Справочно: гимназия № 5 г. Витебска в 2021/2022 учебном году завоевала 11 дипломов, в 2022/2023 — также 11 дипломов.

IV этап (заключительный)

Лучшие дети страны в каждом предметном направлении демонстрируют все, на что они способны.

Это важно
На данном этапе крайне важны поддержка учителя и ученика, работа с психологом и качественное планирование подготовки учащегося, вывод его на пик формы.

Как и в спортивных мероприятиях, у олимпиадников может наблюдаться вполне естественный спад или усталость. И областные предметные сборы не всегда обеспечивают 100 %-й результат. Финишная прямая кому-то принесет победу, а кто-то останется ни с чем.

Мотивация педагога на дальнейшую работу и новые достижения приоритетна в деятельности руководителя УОСО.

Справочно: гимназия № 5 г. Витебска в 2021/2022 учебном году завоевала 1 диплом, в 2022/2023 — 4 диплома.

Приведенная статистика результативности участия гимназии в республиканской олимпиаде по учебным предметам демонстрирует эффективность предложенных шагов по формированию мотивации учащихся и педагогов в олимпиадном движении.

«Первые высокие результаты изменяют ментальность: каждый ребенок и учитель ставят самые высокие задачи и не желают довольствоваться устаревшим олимпийским принципом "главное — участие"».

1818 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок