1. Мысли системно!
Сложно не согласиться с тем, что системное мышление — навык критически важный. Обладание им и грамотное применение могут оказать значительное влияние на качество управления.
Что значит мыслить системно? В данное понятие можно включить две составляющие: анализ и синтез. Первое подразумевает способность погрузиться в детали и структурировать полученные знания. Под вторым имеется в виду умение отключаться от частного и переходить к общему, т. е. масштабность видения.
Системное мышление необходимо руководителю, поскольку он управляет частью системы. Ему нужно видеть, как функционирует организация в целом, как связаны и согласуются между собой различные процессы, как взаимодействуют различные подразделения.
Руководитель должен анализировать взаимоотношения, сильные и слабые стороны каждого сотрудника.
2. Создавай команду!
Талантливые, высокомотивированные профессионалы — еще не команда, а отдельные сотрудники, умеющие выстраивать свою деятельность на должном результативном уровне.
Руководителю важно быть эпицентром влияния для своей команды, уметь удерживать ценных сотрудников, поддерживать мотивацию, определять возможности и зоны роста команды, предвидеть объем профессиональных компетенций, необходимый для решения конкретных задач.
3. Планируй, организуй и контролируй!
Объективно для любого действия необходимы: план, организация деятельности и контроль выполнения задач.
Планирование — это не разовая акция, а постоянный гибкий процесс, согласованный с реальностью.
Организовывать работу над решением задач следует так, чтобы основной функцией руководителя являлось координирование процесса, как будто каждый и сам хочет и знает, что ему делать.
Контроль — это фактическое измерение достигнутого результата и сравнение его с ожидаемым результатом. Контроль не подразумевает репрессий и наказания, а помогает разработать корректирующие действия, способствующие улучшению процесса.
4. Мотивируй!
Мотивация сотрудников — это краеугольный камень, над ней нужно работать для достижения стратегических целей. Мотивация — это способ соединить потребности сотрудников со стратегией развития учреждения, от этого и должен отталкиваться руководитель.
5. Делегируй разумно!
В основе понятия делегирования скрывается умение отличать основные задачи от операционных, грамотно и четко ставить цели, распределять ресурсы и расставлять приоритеты. Иными словами, делегирование — это распределение задач между сотрудниками с учетом их навыков, необходимых для решения конкретной задачи.
Здесь главное — научиться избегать бездумного перекладывания обязанностей.
6. Выстраивай коммуникацию правильно!
Руководителю важно наладить вертикальные, горизонтальные и внешние связи. Это умение вести переговоры, чувство такта. Конструктивная обратная связь — залог успешного взаимопонимания.
7. Будь объективен и требователен!
Объективность — это способность видеть картину мира, не искаженную эмоциями, оценивать каждую конкретную ситуацию максимально реально.
К этому же блоку качеств относятся: равное отношение к подчиненным (способность отказаться от выбора любимчиков), корректный взгляд со стороны на свои действия, способность к ретроспективе и самоанализу.
8. Будь эмоционально стабилен и стрессоустойчив!
Если определять наиболее важные качества, то невозмутимость будет одним из них. Ежедневно объем задач будет приносить все новые вызовы, и первый человек, который подает пример остальным, это руководитель. Следует развивать способность оставаться невозмутимым, с холодной головой подходить к задачам и обладать выдержкой.
9. Будь амбициозен!
Это правильная постановка человеком личных и профессиональных целей и их достижение, стремление к получению новых знаний, саморазвитию.
Успешным руководителем станет человек, стремящийся к большему и лучшему, что очень важно для достижения поставленных целей.
10. Будь решителен!
Это необходимое качество для принятия нестандартных решений. Успешный руководитель должен быть готов сходить с проторенной тропы ради эффективных стратегических решений.
Это важно
Наряду с обучением набирать управленческую квалификацию позволяет процесс получения руководящего опыта сам по себе, поэтому крайне важно уметь его рефлексировать.
по теме