Обучение и воспитание детей, имеющих нарушения зрения
Прежде всего следует уточнить, что у большинства людей с нарушениями зрения сохраняется остаточное зрение, которым они пользуются в повседневной жизни. Тем не менее условно можно выделить две группы учащихся, у которых есть нарушения зрительной функции: незрячие (реже — тотально незрячие, чаще — частично незрячие) и слабовидящие. У тотально незрячих отсутствуют зрительные ощущения. Для частично незрячих зрительные возможности варьируются от восприятия только света, определения его направления до различения контуров предмета на расстоянии.
Слабовидящие могут воспринимать объекты размытыми, неясными, могут иметь нарушения пространственного зрения (оценка удаленности объектов, расстояния между ними), сужение полей зрения (видят фрагменты объекта, не видят предмет целиком).
Это важно
Для всех детей с нарушениями зрения характерна малая двигательная активность, они предпочитают не выходить из класса во время перемены, плохо ориентируются в окружающем пространстве, у них отмечаются затруднения в словесных обозначениях пространственных отношений, выделении объемных предметов, определении расстояния и удаленности предметов.