Топ-13 ошибок работодателя, допускаемых в сфере охраны труда

Топ-13 ошибок работодателя, допускаемых в сфере охраны труда

Действующее законодательство закрепляет право работников на здоровые и без­опасные условия труда и устанавливает для работников и нанимателей ряд обязанностей в этой сфере.

Вместе с тем на практике указанные обязанности соблюдаются не всегда. В статье анализируются самые распространенные нарушения, допускаемые при организации охраны труда со стороны нанимателей.

Семенихина Светлана

Юрист-лицензиат 

1704 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ошибка 1. В учреждении не проводится стажировка по вопросам охраны труда на рабочем месте в случаях, установленных законодательством

Согласно п. 36 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — постановление № 175, Инструкция № 175 соответственно) рабочие, принятые или переведенные на работы с повышенной опасностью, опасные производственные объекты и (или) потенциально опасные объекты либо имеющие перерыв в выполнении указанных работ более одного года, к самостоятельной работе допускаются после прохождения стажировки по вопросам охраны труда и последующей первичной проверки знаний по вопросам охраны труда.

Во время стажировки рабочие выполняют работу под руководством лица, уполномоченного работодателем, из числа руководителей соответствующих подразделений (специалистов) либо других высококвалифицированных работников, имеющих стаж практической работы по данной профессии или виду работ не менее трех лет.

С учетом требований п. 38 Инструкции № 175 стажировку по занимаемой должности перед допуском к самостоятельной работе при необходимости проходят также специалисты, принятые или переведенные на работы, связанные с ведением технологических процессов, эксплуатацией, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, инженерных коммуникаций капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, а также занятые на подземных работах.

Результаты проведения стажировки регистрируются в журнале регистрации инструктажа по охране труда или личной карточке по охране труда (в случае ее применения).

Если рабочий проходил производственное обучение в организации на оборудовании, на котором он будет впоследствии работать, непосредственно перед допуском к самостоятельной работе, стажировка по решению руководителя может не проводиться (п. 41 Инструкции № 175).

Ошибка 2. В учреждении не проводится обучение и проверка знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов

Согласно ч. 2 п. 42 Инструкции № 175 не позднее месяца со дня назначения на должность проходят первичную проверку знаний по вопросам охраны труда, а также в соответствии с требованиями технических НПА, но не реже одного раза в три года руководители и специалисты проходят периодическую проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда.

Проверка знаний по вопросам охраны труда работающих проводится в объеме требований НПА, в т. ч. технических, а также локальных правовых актов, соблюдение которых входит в трудовые обязанности работающих.

Справочно: прохождение работающими проверки знаний по вопросам охраны труда допускается в соответствующих комиссиях учреждений образования после их обучения по вопросам охраны труда (ст. 25 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Закон об охране труда).

Типовой перечень должностей руководителей и специалистов, отдельных категорий работающих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда, приведен в приложении 5 к постановлению № 175.

Типовой перечень должностей руководителей и специалистов, отдельных категорий работающих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда

Ошибка 3. В учреждении не проводится проверка знаний по вопросам охраны труда рабочих

Согласно п. 51 Инструкции № 175 рабочие, занятые на работах с повышенной опасностью, а также на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах проходят периодическую проверку знаний по вопросам охраны труда не реже одного раза в 12 месяцев.

Перечень профессий рабочих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда, устанавливается руководителем организации на основании требований соответствующих технических НПА и с учетом типового перечня работ с повышенной опасностью согласно приложению 7 к постановлению № 175.

Типовой перечень работ с повышенной опасностью.

В учреждениях проверку знаний рабочих по вопросам охраны труда проводит комиссия для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда или комиссия структурного подразделения.

При невозможности создания комиссии в организации, проверка знаний работающих по вопросам охраны труда проводится в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения юридического лица или комиссиях организаций соответствующего профиля деятельности (ч. 15 ст. 25 Закона об охране труда).

Ошибка 4. Непроведение с работниками инструктажей по охране труда

С учетом положений п. 15 Инструкции № 175 по характеру и времени проведения инструктаж по охране труда подразделяют на:

  • вводный;
  • первичный на рабочем месте;
  • повторный;
  • внеплановый;
  • целевой.

Вводный инструктаж проводится по программе вводного инструктажа по охране труда (инструкции для проведения вводного инструктажа по охране труда), разработанной с учетом специфики деятельности организации на основании типового перечня вопросов программы вводного инструктажа по охране труда согласно приложению 1 к постановлению № 175.

Типовой перечень вопросов программы вводного инструктажа по охране труда

Согласно п. 22 Инструкции № 175первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте до начала работы проводят с работающими:

  • принятыми на работу;
  • при переводе или перемещении из одного структурного подразделения в другое либо которым поручается выполнение новой для них работы;
  • при временном переводе их к другому нанимателю;
  • до начала самостоятельной работы с работниками-­надомниками при эксплуатации оборудования, инструментов, механизмов и приспособлений, предоставленных им в бесплатное пользование, а также с работающими, участвующими в технологическом процессе, привлеченными к работам (оказанию услуг) в организации или выполняющими работы (оказывающими услуги) по заданию организации (по заключенному с организацией договору).

Обратите внимание
Первичный инструктаж на рабочем месте и повторный инструктаж могут не проводиться с лицами, которые не заняты на работах по монтажу, эксплуатации, наладке, обслуживанию и ремонту оборудования, использованию инструмента, хранению и применению сырья и материалов (за исключением работ с повышенной опасностью).

С учетом положений п. 25 Инструкции № 175 повторный инструктаж по охране труда проводится с работающими не реже одного раза в 6 месяцев по инструкциям по охране труда для профессий рабочих и (или) видов работ (услуг) или по программе первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте.

Согласно п. 27 Инструкции № 175внеплановый инструктаж по охране труда проводится при:

  • принятии новых НПА, в т. ч. технических, локальных правовых актов или внесении в них изменений;
  • изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приборов и инструмента, сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;
  • нарушении работающими требований НПА, в т. ч. технических, локальных правовых актов, которое привело или могло привести к аварии, несчастному случаю на производстве и другим тяжелым последствиям;
  • перерывах в работе по профессии рабочего (в должности служащего) более 6 месяцев;
  • поступлении информации об авариях и несчастных случаях, происшедших в однопрофильных организациях.

Внеплановый инструктаж проводится также по требованию контролирующих (надзорных) органов, вышестоящих республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов, вышестоящих организаций в отношении подчиненных (входящих в состав (систему)) организаций, должностного лица организации, на которого возложены обязанности по организации охраны труда, при нарушении требований НПА, в т. ч. технических, локальных правовых актов.

Целевой инструктаж по охране труда проводят при:

  • выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по профессии рабочего либо должности служащего;
  • ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;
  • производстве работ, на которые оформляется наряд-­допуск на выполнение работ с повышенной опасностью;
  • проведении экскурсий в организации (п. 29 Инструкции № 175).

Ошибка 5. Записи о проведении инструктажей по охране труда не фиксируются в соответствующих журналах

Согласно п. 21 Инструкции № 175 регистрация вводного инструктажа осуществляется в журнале регистрации вводного инструктажа по охране труда по форме согласно приложению 2 к постановлению № 175.

Форма журнала регистрации вводного инструктажа по охране труда

В соответствии с п. 32 Инструкции № 175 результаты проведения первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого инструктажа, стажировки отдельно по каждому работающему регистрируются в журнале регистрации инструктажа по охране труда по форме согласно приложению 3 к постановлению № 175, в хронологическом порядке или личной карточке по охране труда (в случае ее применения) по форме согласно приложению 4 к постановлению № 175. Допускается регистрация целевого инструктажа в отдельном журнале. В случае проведения целевого инструктажа с лицами, выполняющими работы по наряду-­допуску, отметка о его проведении производится в наряде-­допуске.

Форма журнала регистрации инструктажа по охране труда (первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого инструктажа, стажировки).
Форма личной карточки по охране труда.

При регистрации внепланового и целевого инструктажа в журнале регистрации инструктажа по охране труда указывается причина их проведения (п. 33 Инструкции № 175).

Ошибка 6. В учреждении отсутствует необходимая документация по охране труда

В организации должны быть:

  • перечень инструкций по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг);
  • приказ о разработке инструкций по охране труда;
  • журнал учета выдачи инструкций по охране труда;
  • программа вводного инструктажа по охране труда;
  • инструкции по охране труда.

Справочно: инструкция по охране труда — локальный правовой акт, содержащий требования по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг) (ч. 1 ст. 26 Закона об охране труда).

Программа вводного инструктажа по охране труда разрабатывается с учетом специфики деятельности учреждения на основании типового перечня вопросов программы вводного инструктажа по охране труда согласно приложению 1 к постановлению № 175.

Типовой перечень вопросов программы вводного инструктажа по охране труда

Инструкции по охране труда должны быть в наличии в каждой организации, независимо от формы собственности или численности работников. Их конкретный перечень для каждого учреждения определяется индивидуально, с учетом специфики осуществляемой деятельности.

От редакции
Подробнее о том, из каких разделов должна состоять инструкция по охране труда, какие требования выдвигаются к ее оформлению, и порядок действий применять при разработке таких инструкций, читайте в № 1 (2021) «Алгоритм разработки инструкций по охране труда» (автор — Илона Мацкевич, с. 42–45); № 2 (2021) «Требования, выдвигаемые к порядку разработки инструкций по охране труда» (автор — Илона Мацкевич, с. 35–41).

Ошибка 7. Работодателем не соблюдается режим труда и отдыха работников

Согласно ч. 2 ст. 17 Закона об охране труда наниматель обязан обеспечить режим труда и отдыха работников, установленный законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

Режим труда и отдыха определяет продолжительность работы и чередование периодов трудовой деятельности и перерывов для отдыха. Как правило, он обусловлен режимом работы, применяемым у нанимателя.

Режим рабочего времени разрабатывается с учетом режима работы, действующего у нанимателя, и определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности). С учетом требований ч. 5 ст. 123 ТК установленный режим рабочего времени должен быть доведен до ведома работников не позднее одного месяца до введения его в действие.

Справочно: если режим труда и отдыха конкретного работника отличается от общих правил, установленных у нанимателя, его следует отразить в заключаемом с ним трудовом догово­ре (п. 6 ч. 2 ст. 19 ТК).

Ошибка 8. Работники учреждения не обеспечиваются спецодеждой и средствами индивидуальной защиты

Наниматель обязан предоставлять работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением и (или) выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, необходимые средства индиви­дуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с установленными нормами (ч. 2 ст. 17 Закона об охране труда).

Справочно: нормы и порядок выдачи работникам средств индивидуальной защиты определены Инструкцией о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209 с последующими изменениями и дополнениями (далее — Инструкция № 209)).
Нормы и порядок обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами регламентированы постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 208.

Типовые нормы предусматривают обеспечение работников средствами индивидуальной защиты независимо от того, к какому виду экономической деятельности относятся производства, цехи, участки и виды работ, а также независимо от форм собственности организаций (п. 4 Инструкции № 209).

Ошибка 9. Допуск к работе осуществляется без прохождения работником обязательного медосмотра

Обязательные и (или) внеочередные мед­осмотры работающих проводятся в целях:

  • обеспечения безопасности труда;
  • предупреждения профессиональных заболеваний;
  • охраны здоровья работающих.

Справочно: за время нахождения в государственных организациях здравоохранения на медицинском осмотре или медицинском обследовании в рабочее время за работниками, обязанными проходить такой осмотр или обследование, сохраняется средний заработок по месту работы (ст. 103 ТК).

По результатам проведения обязательных и (или) внеочередных медосмотров работающих определяется:

  • годность (негодность) по состоянию здоровья работающих к работам во вредных и (или) опасных условиях труда в зависимости от вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • годность (негодность) по состоянию здоровья работающих к работам, где есть необходимость в профессиональном отборе.

С учетом п. 4 Инструкции о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.07.2019 № 74) прохождение медосмотров обязательно при выполнении работ:

  • во вредных и (или) опасных условиях труда в зависимости от вредных и (или) опасных производственных факторов по схеме проведения обязательных и (или) внеочередных медосмотров при работах во вредных и (или) опасных условиях труда в зависимости от вредных и (или) опасных производственных факторов согласно приложению 1 с учетом заболеваний (состояний) по перечню заболеваний (состояний), являющихся общими медицинскими противопоказаниями к работам во вредных и (или) опасных условиях труда, согласно приложению 2;
  • для которых имеется необходимость в профессиональном отборе, по схеме проведения обязательных и (или) внеочередных медосмотров, где есть необходимость в профессиональном отборе, согласно приложению 3.

Директору на заметку
Расходы по проведению медосмотров работников, а также лиц, принимаемых на работу, несет наниматель. В случае оплаты лицом, поступающим на работу, предварительного обязательного медицинского осмотра затраты на его проведение компенсируются нанимателем после приема на работу (ч. 6 ст. 27 Закона об охране труда).

Справочно: для несовершеннолетних прохождение медицинского осмотра является обязательным независимо от работы, на которую осуществляется их трудоустройство. Работники моложе 18 лет принимаются на работу лишь после прохождения предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (ч. 1 ст. 275 ТК).

Ошибка 10. В учреждении не проводится аттестация рабочих мест

Согласно ч. 3 п. 7 Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.02.2008 № 35 с последующими изменениями и дополнениями (далее — Инструкция № 35)) в ходе проведения аттестации подлежат оценке все присутствующие на рабочем месте вредные и опасные факторы производственной среды, тяжесть и напряженность трудового процесса, обусловленные технологическим процессом, применяемым на конкретном рабочем месте оборудованием, выполнением работы, предусмотренной в Едином тарифно-­квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (далее — ЕТКС) и Едином квалификационном справочнике должностей служащих (далее — ЕКСД), а также должностной (рабочей) инструкцией, трудовым договором.

Ошибка 11. Работникам учреждения не предоставляется компенсация за вредные условия труда

Перечни рабочих мест, которые подтверждают право работника на компенсацию за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также вид и размер компенсации определяются по итогам аттестации.

Частью 1 ст. 225 ТК определено, что работник, занятый на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, имеет право на оплату труда в повышенном размере, бесплатное обеспечение лечебно-­профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, на оплачиваемые перерывы по условиям труда, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск, другие компенсации.

С учетом положений п. 90 Инструкции № 35 результаты аттестации и оценки условий труда учитываются для определения права работников на компенсации в виде:

  • пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда;
  • дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • сокращенной продолжительности рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • оплаты труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • обязанностей нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников.

Перечисленные компенсации предоставляются при условии осуществления трудовой деятельности во вредных (опасных) условиях труда на протяжении полного рабочего дня.

Справочно: полный рабочий день — выполнение работ с вредными и (или) опасными (особыми) условиями труда работниками в соответствии с их тарифно-­квалификационными (квалификационными) характеристиками, приведенными в ЕТКС и ЕКСД, не менее 80 % от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством (п. 12 Инструкции № 35).

Ошибка 12. Нанимателем не выполняются требования по расследованию несчастных случаев на производстве

С учетом положений п. 18 Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утв. постановлением Совета Министров Рес­публики Беларусь от 15.01.2004 № 30 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Правила № 30) расследование несчастного случая на производстве (кроме группового, со смертельным исходом или приведшего к тяжелым производственным травмам) проводится уполномоченным должностным лицом организации, страхователя с участием:

  • уполномоченного представителя профсоюза (иного представительного органа работников);
  • специалиста по охране труда организации;
  • страхователя или другого специалиста, на которого возложены соответствующие обязанности по охране труда, либо руководителя юридического лица (индиви­дуального предпринимателя), аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда;
  • лиц, указанных в п. 16 Правил № 30 (по их требованию) — страховщика, потерпевшего и (или) лица, представляющего его интересы на основании доверенности, оформленной в установленном законодательством порядке, либо супруги (супруга) или одного из близких родственников погибшего.

Справочно: с учетом п. 21 Правил № 30 расследование несчастного случая на производстве должно быть проведено в срок не более трех рабочих дней. В указанный срок не включается время, необходимое для проведения экспертиз, получения заключений правоохранительных органов, организаций здравоохранения и других органов и организаций.

Директору на заметку
Участие в расследовании несчастного случая на производстве руководителя, на которого непосредственно возложены организация работы по охране труда и обеспечение безопасности труда потерпевшего (за исключением руководителя организации и страхователя — физического лица), не допускается (п. 19 Правил № 30).

Ошибка 13. Нанимателем не организована работа по охране труда и осуществлению контроля за соблюдением работающими требований по охране труда

Структура и численность службы охраны труда в конкретном учреждении устанавливаются в зависимости от численности работников, характера и степени опасности факторов производственной среды и трудового процесса, наличия опасных производственных объектов, работ с повышенной опасностью.

С учетом требований ч. 1 ст. 20 Закона об охране труда работа по охране труда и осуществлению контроля за соблюдением работающими требований по охране труда может быть организована нанимателем посредством использования одного из следующих вариантов:

  • создания службы охраны труда;
  • введения в штат должности специалиста по охране труда;
  • возложения соответствующих обязанностей по охране труда на уполномоченное им должностное лицо либо привлечение юридического лица (индивидуального предпринимателя), аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда.
1704 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Совмин определил, как будет организована подготовка школ к началу учебного года

Постановлением Совета Министров от 4 марта 2024 г. № 141 утверждено Положение о порядке подготовки учреждения общего среднего образования к началу учебного года.
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 191
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок