Редакция: В вашем учреждении столовая находится на попечении руководителя или же обслуживается комбинатом школьного питания?
Елена Анатольевна: Наша столовая находится на обслуживании комбината школьного питания Ленинского района г. Гродно. Комбинат школьного питания (КШП) занимается доставкой продуктов, его технологи разрабатывают примерное двухнедельное меню, диетпитание для учащихся I–XI классов.
При этом приоритетные задачи пищеблока — составление полноценного рациона питания, приготовление пищи из продуктов, которые содержат минеральные вещества и витамины, необходимые учащимся, и ряд других.
Школьная столовая оснащена автоматизированным оборудованием, упрощающим приготовление пищи и повышающим ее качество. Имеется пароконвектомат, который оптимизирует работу поваров.
Следует отметить, что блюдам-новинкам, которые разрабатывает КШП, попасть в меню учреждения непросто. Сначала идет этап технологической отработки. Затем в течение двух месяцев изучается потребительский спрос. Если учащимся блюдо понравилось, разрабатывается технологическая карта, и только тогда новое блюдо включается в меню, основанное на необходимом соотношении белков, жиров, углеводов, калорийности и объемах.
Хочется отметить, что рациональное питание учащихся — одно из условий создания здоровьесберегающей среды в учреждении образования. Организация питания в школе осуществляется согласно ст. 40 Кодекса об образовании.
Ред.: В чем особенность организации питания в вашем учреждении образования?
Е.А.: Очень важно выстроить правильную систему школьного питания, обеспечить его соответствие установленным нормам и стандартам. Прежде всего, мы привели материально-техническую базу школьной столовой в соответствие с современными требованиями.
В 2015 г. в нашем учреждении прошел капитальный ремонт пищеблока, обеденного зала. Мы приобрели современное оборудование, провели информационно-разъяснительную работу по вопросам здорового питания с учащимися и их законными представителями.
Помимо стандартной формы организации питания в школе пользуется популярностью шведский стол и меню свободного выбора. Если в первом случае на выбор предлагаются несколько видов салата и гарнира, а также мясных блюд, то во втором учащийся может выбрать первый или второй комплекс. Меню свободного выбора предполагает, что учащийся может собрать из перечня доступных блюд более привлекательный для себя комплекс заранее.
Перед внедрением данной системы была проведена родительская конференция. Законные представители наших учащихся могли продегустировать блюда, которые готовят работники пищеблока и предлагают учащимся в качестве элементов шведского стола.
В итоге большинство родителей высказалось за внедрение нового подхода к организации питания. Кроме того, 89 % опрошенных учащихся были согласны на такую форму организации питания.
К оценке качества школьного питания были привлечены школьники, родители, педагоги. В этих целях мы использовали сайт учреждения образования, где проводился ежедневный опрос родителей, учащихся. В итоге нам удалось организовать правильное, сбалансированное питание детей и подростков с учетом их возрастных особенностей.
Ред.: Как давно дети имеют возможность питаться по принципу шведского стола? Как появилась эта идея и как организовывали этот процесс? Были ли сложности?
Е.А.: Идея появилась в сентябре 2015 г., после ремонта школьной столовой. т. к. именно тогда у нас появилась возможность организовать питание в новом формате. Шведский стол был введен по предложению старшеклассников — такая форма организации питания им нравится больше, ведь она позволяет выбирать из нескольких блюд.
Изначально стоимость обеда в рамках шведского стола была выше, чем у стандартного. Тогда нам пришлось пересмотреть меню с точки зрения здорового питания. Были исключены мучные и кондитерские изделия, и за счет этого стоимость обеда стала ниже. Теперь порция со шведского стола обходится в ту же сумму, что и завтрак.
В 2015/2016 учебном году эта система была для нас экспериментальной. Тогда она действовала только для учащихся X–XI классов. Параллельно мы проводили мониторинг, была организована первичная оценка: проводились анкетирование учащихся и дегустация новых блюд с учетом предпочтений.
В результате перехода на новый формат питания удалось существенно снизить количество отходов. В 2016/2017 учебном году по запросам учащихся и их родителей на эту форму питания перешли учащиеся VIII–IX классов.
В текущем учебном году шведский стол организован уже для учащихся VII–XI классов.
При этом охват учащихся горячим питанием составляет 100 %.
Ред.: Какие шаги следует предпринять директору, если он хочет организовать у себя в учреждении шведский стол для питания учащихся?
Е.А.: Необходимо:
- привести материально-техническую базу школьной столовой в соответствие с современными требованиями;
- оборудовать пищеблок;
- заключить договоры на поставку продуктов;
- выбрать способ организации питания;
- провести разъяснительную работу по вопросам здорового питания с учащимися и их законными представителями;
- определить режим питания;
- организовать контроль за качеством питания;
- привлечь к оценке качества школьного питания учащихся, родителей, педагогов.
Каждый учащийся и родитель должен понимать, насколько важно соблюдать режим питания, есть горячий обед в школе. Горячее питание детей во время пребывания в учреждении образования является одним их важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению.
Обязательным также является рациональное сочетание школьного и домашнего питания. Это залог здоровья подрастающего поколения. Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создает условия их адаптации к современной жизни.
Ред.: Спасибо, что поделились своим опытом!
Беседовала Елена АЛЕКСАНЕ