«Единство всех в уникальности каждого»: интервью с директором ГУО «Средняя школа № 7 г. Новогрудка» Еленой Владимировной КАЗАК
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

«Единство всех в уникальности каждого»: интервью с директором ГУО «Средняя школа № 7 г. Новогрудка» Еленой Владимировной КАЗАК

20 лет работы в сфере образования, квалификационная категория «учитель-

методист» (с 2020 г.), финалист республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь — 2011», педагог года Новогрудчины (2012, 2020), член республиканского клуба «Хрустальный журавль» и наш постоянный автор — молодой директор ГУО «Средняя школа № 7 г. Новогрудка» Елена Владимировна КАЗАК — делится секретом ключевого навыка руководителя.

72 Shape 1 copy 6Created with Avocode.


Образование: высшее, в 2004 г. окончила Барановичский государственный высший педагогический колледж по специальности «Английский язык. Белорусский язык и литература».
Места работы: ГУО «Средняя школа № 4 г. Новогрудка», ГУО «Средняя школа № 7 г. Новогрудка».
Должность: учитель английского языка, директор.
Стаж работы: общий — 20 лет, в должности директора — 1 год.
Семейное положение: замужем, есть дочь.
Родители: мама Надежда Станиславовна.

Редакция: Елена Владимировна, расскажите коротко о своем учреждении образования: самое необычное, самое полезное, что вызывает особую гордость?

Елена Владимировна: Мое учреждение в цифрах и фактах: самое молодое и самое большое в г. Новогрудке и Новогрудском районе, открыто в 1992 г., общая площадь — 8940 м2, 929 учащихся, 44 класса-­комплекта, 112 работников, из которых 85 — педагоги.

Самое необычное: средняя школа № 7 — единственное учреждение в районе, в котором на постоянной основе функционируют кадетские классы.

Самое полезное: с августа 2024 г. идет капитальный ремонт с модернизацией здания (замена оконных блоков, тепловая реабилитация здания, ремонт фасада, замена отопления). На период проведения ремонтных работ образовательный процесс организован на базе других учреждений образования района. 

Особую гордость у меня как у директора вызывают мой коллектив и мои учащиеся.


Ред.: Часто ли вам приходится работать сверх рабочего дня? Вы всегда выкладываетесь максимально? Работа вас еще не утомила?

Е. В.: Я в должности директора только один год, поэтому еще не успела утомиться. Но работать приходится ОЧЕНЬ много. Здесь принцип Парето и другие «умные» правила не работают. 20 % усилий не дадут 80 % результатов.

«В определенный момент придется и 14 часов в день поработать, чтобы достичь желаемого успеха».

Ред.: Что самое сложное в роли руководителя?

Е. В.: Планирование и завершение сложных задач, у которых есть ряд непреодолимых ограничений, например временных или денежных. Но это не значит, что эти задачи невыполнимы.


Ред.: В чем ваша высшая цель как руководителя?

Е. В.: Создать условия для достижения результата, создать такую образовательную среду, чтобы она стала источником вдохновения для всех обитателей школы.

Ред.: С какими сложностями вы столкнулись как начинающий директор?

Е. В.: В жизни руководителя есть этап своеобразной инициации. Сначала вы были рядовым исполнителем, отвечали только за себя, и ваша успешность определялась тем, насколько вы эффективно решаете поставленные задачи. Потом вас начинают оценивать через эффективность других людей, приходится заниматься новой деятельностью — организовывать их работу. А организовывать чью-то работу и контролировать сотрудников — серьезное испытание. Работать на себя и отвечать только за себя — проще. И выполнять поручения проще, чем ставить задачи другим людям. Вторая проблема — это переход от рутинной деятельности. Ведь жизнь руководителя проходит в неопределенной среде, ему приходится постоянно менять системы и адаптироваться к меняющимся условиям. Это сложно.


Ред.: Какой совет вы можете дать начинающим руководителям?

Е. В.: Первое — вовлекайте людей в поток своих смыслов, чтобы они четко понимали, чего вы хотите. Второе — ставьте перед собой амбициозные цели, потому что они мотивируют.


Ред.: Вам не страшно делать замечания людям, у которых опыта больше, чем у вас?

Е. В.: Мне не страшно, а неловко. И здесь на помощь приходит эмоциональный интеллект. Люди управляются словами, поэтому очень важно правильно подбирать слова, понятия, смыслы. Но с другой стороны, люди управляются и эмоциями. Есть мнение, что все начинают испытывать чувства самого сильного человека в группе. И когда руководитель может транслировать коллективу свое отношение к происходящему, активизировать, зарядить группу на уровне эмоций, это здорово.


Ред.: Вы умеете делегировать задачи?

Е. В.: Я этому учусь. Я очень долго жила по принципу «хочешь сделать хорошо — сделай сам». Но работая в режиме мультизадачности, всё сделать самому — невозможно. Приходится делегировать. И вот что я поняла: делегирование не только снижает вашу нагрузку, но и способствует развитию команды, повышая ее общую эффективность и способность к самостоятельной работе.


Ред.: Какие новые формы проведения педагогического совета вы используете?

Е. В.: В каждой школе складываются свои традиции и требования к организации и проведению заседаний педсовета. Но стоит признать, что традиционный вариант: доклад-­содоклад, выступления-­сообщения, принятие решения, — малоэффективен и не интересен большинству участников. Чтобы разбудить творческую мысль учителей, вызвать у них потребность в деловой дискуссии и повлиять на положение дел в школе, нужно использовать нестандартные, современные, нетрадиционные, интенсифицированные формы проведения. За год в должности у меня было три педагогических совета в традиционной форме и один — в форме круглого стола. Вопросы для обсуждения я взяла из статьи «Педагогический совет: управление коллективом и коллективное управление (часть 2)» в № 8 (152) вашего журнала за 2024 г. На мой взгляд, получилось качественно и интересно.


Ред.: Как в вашем учреждении контролируется адаптация I, V, X классов?

Е. В.: Адаптация наших первоклассников начинается с реализации принципа преемственности. Мы тесно работаем с дошкольными учреждениями нашего микрорайона. Следующим шагом является работа школы дошколят. Школа дошкольника знакомит ребенка с реалиями более взрослой жизни, с ее законами и правилами, помогает научиться сосуществовать с другими детьми. В школе адаптация контролируется традиционно: приказ →  программа →  план изучения уровня адаптации учащихся →  психолого-­педагогический консилиум по адаптации.


От редакции

О том, как качественно провести психолого-педагогический консилиум, читайте в статье И. Маркевич «Адаптация учащихся: решения для директора».


Ред.: Что может вывести вас из себя?

Е. В.: Меня раздражает нежелание других людей принимать ответственность за свои действия. Я считаю, что в работе важно быть ответственным и честным, поэтому стараюсь всегда брать на себя ответственность за свои действия и уважаю этот принцип у своих коллег.


Ред.: Какие качества особенно помогли вам добиться всего, что у вас есть сейчас?

Е. В.: Дисциплина и самоконтроль. Только постоянная самоорганизация, умение вставать вовремя, выполнять рутинные задачи и дисциплинированно делать свое дело, отказывать себе в желаниях и удовольствиях ради определенной цели приводят к ощутимым результатам.


Ред.: В чем в вашей школе проявляется взаимовыручка?

Е. В.: Наш девиз: «Единство всех — уникальность каждого». Единство коллектива — в умении работать и общаться. Мы все работаем на одну цель, при этом мы принимаем личностные особенности, уникальность друг друга. Хочется верить, что наша школа — счастливая семья, в которой каждый получает признание своей ценности. Мы умеем договариваться. Мы помогаем и поддерживаем друг друга. И самое главное — испытываем удовлетворение от нахождения рядом и работы друг с другом.

Ред.: Как вы обычно готовитесь к публичному выступлению?

Е. В.: Мне приходилось много выступать (сначала как финалисту конкурса «Учитель года», потом как учителю-­методисту), и я могу сказать, что путь к успешному публичному выступлению в самом общем виде состоит из четырех шагов:

  • определение своей целевой аудитории;
  • подготовка к выступлению;
  • качественное выступление;
  • грамотные ответы на вопросы.

Ред.: Вы выбрали профессию педагога или она вас?

Е. В.: Я ее, наверное. С детства не представляла себя никем иным, только учителем. Все началось с того, что я просто сидела и обучала своих кукол. Однако предметы, которые я хотела преподавать, время от времени менялись. Меня увлекали история и химия. Но английский язык всегда был в приоритете, поэтому в итоге ставка была сделана на него.


Ред.: Как взрастить в себе любовь к профессии учителя?

Е. В.: Единственное условие — любить детей. Учитель должен любить детей. Молодых специалистов можно научить правильно организовать образовательный процесс, а научить любить нельзя.


Ред.: Какое событие из детства вызывает у вас положительные эмоции?

Е. В.: У меня было чудесное детство! В нем было столько яркого и положительного, что мне сложно выбрать что-то одно. У меня самые лучшие родители в мире! Мама Надежда Станиславовна и папа Владимир Адамович (его, к сожалению, уже нет с нами) сделали все, чтобы у меня было счастливое детство. Я выросла в атмосфере любви, заботы и нежности, за что безмерно благодарна.

Ред: Какие у вас амбиции?

Е. В.: Не буду лукавить: в наше время трудно представить человека, который не хотел бы добиться успеха в карьере или в жизни в целом. В 2011 г. я была самым молодым (на тот момент) финалистом республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь». В 2020 г. я стала первым учителем-­методистом в Новогрудском районе. Сейчас я бы хотела, чтобы средняя школа № 7 под моим руководством стала лучшим учреждением образования в Гродненской области.


Ред.: Что для вас успех?

Е. В.: Само понятие успеха можно воспринимать по-разному: для кого-то это карьера, высокое положение в обществе, а для кого-то успех — это любовь и семейные ценности. Для меня успех — это достижение желаемой цели, возможность заниматься тем делом, которое нравится, и жить так, как тебе нравится.

Ред.: Чем занимаетесь, когда выдается свободное время?

Е. В.: Я учусь. Я очень многого не знаю. Мне многое интересно. В данный момент меня очень интересует эмоциональный интеллект. Это — ключевой навык руководителя, основа его soft skills. Эмоциональному интеллекту нужно учиться. У меня есть несколько публикаций, посвященных социально-­эмоциональному обучению (SEL) на уроках английского языка. Сейчас я хочу применить свои знания в работе директора.

Ред.: Что такое внутренняя гармония? Как ее достичь?

Е. В.: Внутренняя гармония — это счастье. Для меня эти два понятия неразрывно связаны и являются почти синонимами. Когда у тебя спокойно на душе, ты получаешь удовольствие от жизни и смотришь позитивно в будущее.

Я сама не достигла той самой гармонии внутри себя, поэтому готового рецепта счастья дать не могу. Но любое внутреннее состояние не перманентно. Поэтому нужно помнить о балансе и не доводить себя до изнеможения.

«Проще говоря, наслаждайтесь моментом и не будьте чрезмерно критичны к самим себе».


Ред.: В течение дня у вас есть много раздражителей: стресс на работе, море документов, усталость. Как восстанавливаете энергию, которую затрачиваете на это?

Е. В.: Общением с учащимися. Лучшие люди в мире — дети. Они умнее, добрее, шире, с ними веселее. Дети делают нас живыми. Мне нравится проводить время со своими учениками на уроках, на переменах и мероприятиях. Сейчас, в должности директора, это происходит не так часто, как хотелось бы. Но мои ученики часто приходят ко мне в гости. И так было всегда. У меня было три выпуска — до сих пор тесно общаюсь со своими бывшими учениками. Для меня это очень счастливые моменты. Каждый ученик забрал частичку моего сердца, и когда мы снова собираемся вместе, моя душа оживает. Я очень горжусь тем, что мои ученики выросли хорошими людьми, нашли свой профессиональный путь и добились успеха.


Ред.: Почему вы читаете наш журнал?

Е. В.: Потому что для меня это настольная книга. В журнале очень много полезной информации по различным вопросам управленческой деятельности. Материал четко структурирован и практикоориентирован. А готовые формы и образцы документов в электронном виде — это вообще кладезь.


Ред.: Как вы сочетаете работу с семейной жизнью?

Е. В.: Соблюдать баланс между семьей и карьерой — пожалуй, самое сложное в моей жизни сейчас. Перегиб в одну из сторон может негативно сказаться на другой. Поэтому важно не только сохранять баланс, но и уметь переключаться между ролями жены, мамы и руководителя. По приходе домой я снимаю маску руководителя, а на работе стараюсь быть профессионалом. При этом проблемы, возникающие на работе, не несу домой, а нерешенные домашние вопросы — на работу.


Ред.: Откуда берутся силы? В чем ваш допинг?

Е. В.: Я кофеман, кофе — мой допинг. Много и разный. А силы черпаю из полноценного отдыха. Сейчас это удается редко. Раньше это была поездка на море (раз в год). Поездка на хоккей или рок-концерт (хотя бы раз в месяц). Сейчас все гораздо прозаичнее: побыть пару часов в режиме офлайн, посмотреть умный фильм или мини-сериал (детектив), почитать книгу.


Ред.: Как бы вы себя описали в двух словах?

Е. В.: Человек с синдромом самозванца.

Беседовала Елена ПЛЕХАНОВА

ОБ УЧРЕЖДЕНИИ 


72 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Сколько должен весить рюкзак школьника и сколько он весит на самом деле. Провели эксперимент

Рюкзаки у школьников порой выглядят так, будто они собрались в двухнедельный турпоход. А между тем вес портфеля со всем содержимым не должен превышать 15 процентов от вес...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 413

Как разработать план мероприятий по охране труда

В том, чтобы здоровью и жизни работников в процессе выполнения трудовых задач ничего не угрожало, заинтересованы все: и работодатель, и сам работник. Каждая организация д...
№ 7 (151) 2024 Штейнер Алексей,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 810
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок