«Ни дня без развития»: интервью с директором ГУО «Средняя школа № 20 г. Бреста имени Героя Советского Союза Д. М. Карбышева» Александром Михайловичем АГЕЕВЦОМ
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

«Ни дня без развития»: интервью с директором ГУО «Средняя школа № 20 г. Бреста имени Героя Советского Союза Д. М. Карбышева» Александром Михайловичем АГЕЕВЦОМ

Директор-изобретатель ГУО «Средняя школа № 20 г. Бреста имени Героя Советского Союза Д. М. Карбышева» Александр Михайлович Агеевец рассказал в интервью с расширенной реальностью, как ему удается сохранять хорошие взаимоотношения в коллективе и никогда не останавливаться на достигнутом.

762 Shape 1 copy 6Created with Avocode.


Возраст: 47 лет.
Образование: УО «Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина» (1999), квалификация «учитель географии и биологии», и УО «Брестский государственный технический университет» (2015), квалификация «инженер-строитель».
Стаж работы: общий стаж — 25 лет, из них педагогический — 17 лет.
Награды: грамота Министерства образования Республики Беларусь.
Семейное положение: женат, супруга Елена Васильевна — учитель-дефектолог, сын Дмитрий — учащийся Х класса, дочь Ксения — учащаяся I класса.
Родители: мама Агеевец Людмила Алексеевна, пенсионер, проживает в г.п. Ружаны Пружанского района Брестской области.

Редакция: Кем вы хотели стать, когда были маленьким?

Александр Михайлович: Хотел быть летчиком. Я всегда любил читать, и меня сильно впечатлила книга Виктора Трихманенко «Сергей Грицевец». Перечитал эту книгу несколько раз и в III классе даже написал про самолет И‑16 свое первое стихотворение. Правда, так никому ему и не показал, но помню до сих пор.


Ред.: Почему тогда вы выбрали педагогическую профессию?

А. М.: На мой выбор повлиял герой нашей семьи — дедушка Владимир Флорович Бартош. С начала 1942 г. по август 1944 г. он находился в партизанском отряде имени С. М. Кирова на территории Пружанского района, в который его привел родной брат Николай Бартош. Владимир был секретарем подпольной комсомольской организации, затем связным, а потом учителем в лесной школе, где учил детей партизан и подпольщиков. С августа 1944 г. по апрель 1950 г. Владимир Флорович служил командиром орудия в составе I Украинского фронта в звании сержанта. Он принимал участие в освобождении Польши, Чехословакии, являлся участником штурма Берлина. За боевые действия на фронте Владимир Бартош был награжден благодарственной грамотой от имени Верховного Главнокомандующего, маршала Советского Союза товарища И. В. Сталина. Награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу» (1946), а также медалями «За участие в героическом штурме и освобождении Праги» (1947), «За взятие Берлина» (1946), «За Победу над Германией в Великой Отечественной вой­не 1941–1945 гг.» (1945). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11.03.1985 награжден орденом Отечественной вой­ны II степени. Я захотел быть учителем, как дедушка.


Ред.: У каждого человека в жизни есть свои учителя. Есть ли учителя, которые помогли вашему профессиональному становлению, в вашей жизни?

А. М.: Да, конечно, есть. Людмила Николаевна Омельянюк — заслуженный учитель Респуб­лики Беларусь, отличник образования, в прошлом директор ГУО «Гимназия № 5 г. Бреста» — мой бывший руководитель и наставник. Петр Иванович Третьяков — педагог, ученый в области дидактики и теории управления образовательными системами, член-корреспондент РАЕН, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель Российской Федерации, академик МАНПО. Я неоднократно бывал на курсах Петра Ивановича в Бресте и Минске. Он первым обратил внимание на то, что руководителям нужно долго и ответственно работать, а также ввел такое понятие, как педагогический менеджмент.


Ред.: Какие достижения вашего учреждения образования вызывают у вас особую гордость?

А. М.: Мы вправе гордиться, что наше учреждение выступило инициатором создания уличных аудиогидов по микрорайонам Ленинского района — историческому ядру нашего города — к 45‑летию Ленинского и Московского районов Бреста. Аудиогиды были открыты при поддержке администрации Ленинского района в лице главы района Александра Андреевыича Власовца. В настоящее время функционируют 6 маршрутов, выполненных в приложении izi.travel. Информацию старались не перегружать датами, для каждого объекта искали какую-то изюминку, чтобы туристам было интереснее. Исторический материал был собран и озвучен нашими выпускниками Даниилом Борецким, Варварой Колупанович, Анастасией Синявской, Евой Дронь (хотя изначально была идея, чтобы текст озвучивал робот). В приложение загружена не только голосовая информация, но и текстовая, а также ретро и современные фотографии. При приближении к очередной точке аудиогид автоматически запускается. Рекомендуется использовать наушники, чтобы лучше слышать самому и не отвлекать внимание других людей. Даже если путешественник будет идти быстрым шагом, аудиогид не начнет рассказывать о следующей достопримечательности, пока не закончит описание предыдущей.

2024 г. стал знаковым для нашего учреждения образования. В 2023/2024 учебном году был реализован совместный проект школы и УП «Брестоблгаз» по созданию бытового газогенераторного котла с дополнительными возможностями получения теплой воды и электричества. Данная разработка принимала участие в гранд-­финале республиканского молодежного проекта «100 идей для Беларуси» и в онлайн-­голосовании стала победителем. Кроме того, был получен патент на полезную модель № 13480 на два юридических лица (школу и предприятие) в Национальном центре интеллектуальной собственности Республики Беларусь. В настоящее время УП «Брест­облгаз» изготовило промышленный образец котла, и мы надеемся, что он найдет достойное применение у дачников, рыболовов, охотников и в агроусадьбах.


Ред.: Какую ближайшую цель вы ставите перед собой как директор?

А. М.: «Ни дня без развития» — девиз нашей школы и мой личный. Ближайшая цель — открыть при поддержке управления по образованию администрации Ленинского района Бреста медицинские классы совместно с Гродненским государственным медицинским университетом. Профиль «химия и биология» оправдывает себя. Наши учащиеся поступают в медицинские колледжи и университеты. Очень хороший опыт сотрудничества сложился с Брестским государственным медицинским колледжем. Наши дети во время каникул по договору с колледжем становятся студентами, посещают лекции и практические занятия. И хочется отметить, что все это происходит на добровольной основе. Конечно, это стало возможным благодаря школьным педагогам Елене Александровне Олексюк, Светлане Ивановне Бычук и Наталье Валерьевне Лукашевич, которые привили детям любовь к биологии и химии, а также поддержке родителей.

Ред.: Что изменилось в вашей жизни после вступления в должность директора?

А. М.: Стало меньше свободного времени и больше ответственности за каждого члена коллектива.


Ред.: Как планировать дела, когда их так много?

А. М.: В конце рабочего дня, используя ежедневник и настенный календарь, сортирую дела по срочности и важности, составляю планы на день и неделю, стараюсь грамотно делегировать дела заместителям директора.


Ред.: Какая часть работы директора у вас самая любимая?

А. М.: Люблю бывать на детских мероприятиях, где учащиеся вместе с классными руководителями показывают себя с лучшей стороны и развивают свои музыкальные, хореографические способности. Нравится самому быть ведущим школьной лиги интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», а также проводить такие интеллектуальные игры для своих педагогов.


Ред.: Какие таланты у вас есть?

А. М.: Вероятно, успешно делиться опытом своей работы с учителями-­коллегами. У меня квалификационная категория «учитель-­методист». Я являюсь автором 7 учебно-­методических пособий для педагогов, а также владельцем 4 патентов на полезные модели. Очень приятно осознавать, что твои разработки успешно применяются и в других учебных заведениях Бреста. Так, автоматическая система подачи звонков используется не только у нас, но и в ГУО «Средняя школа № 5 г. Бреста» и ГУО «Средняя школа № 13 г. Бреста имени В. И. Хована». Хочется отметить, что это совместная разработка с моим учеником Константином Лопушко.

В школьном музее ГУО «Средняя школа № 13 г. Бреста имени В. И. Хована» работает моя голографическая установка. По ее примеру похожая разработка будет установлена в республиканском патриотическом центре в Брестской крепости-­герое.

Мое напутствие молодому педагогу… Помните, что дети любят одержимых, увлеченных и не терпят равнодушных. Профессия педагога — удивительная. Открывая других, вы будете открывать себя. Воспитывая детей, ощутите потребность в собственном самосовершенствовании. Делая людям добро, принося радость, сами станете богаче и красивее душой. Не теряйте себя в суете сует! Оставайтесь всегда молодыми, интересными, жаждущими нового. Пусть ваши поиски в образовании венчаются творческими успехами в родном городе и стране! Работайте так, чтобы детям хотелось на вас быть похожими. Относитесь к каждому ребенку с уважением, доверием и интересом! Помните, кем бы ни стал он в жизни, каких бы высот ни достиг, у его истоков всегда будете стоять вы, Учитель!


Ред.: Какие коллективно-­корпоративные традиции есть в вашей школе?

А. М.: В День учителя при поддержке нашей школьной профсоюзной организации мы с педагогами и техническими работниками выезжаем в интересные места Беловежской пущи. Знакомимся с местными краявiдамi, забытыми ремеслами, белорусской национальной кухней, совершаем прогулку по экологической тропе. А в апреле ежегодно при поддержке СП ОАО «Брестгазоаппарат» отправляемся в поездки по Беларуси. Побывали в Жировичах, монастыре в д. Гнесичи, замке в Крево, в Гервятах.


Ред.: Как вам удается сохранять хорошие отношения в коллективе?

А. М.: Отношения в коллективе оказывают колоссальное влияние на эффективность рабочего процесса, об этом знает любой руководитель. Каждый сотрудник индивидуален, имеет свой, порой непростой, характер, предпочтения и пожелания. В решении этого вопроса можно дать несколько советов.

10 советов директору по работе с коллективом

1. Познакомьтесь поближе со своими коллегами (во время подготовки и проведения мероприятия, поездки, субботника и т.д.).
2. Слушайте внимательно и активно своих педагогов.
3. Относитесь с уважением ко всем, с кем вы работаете.
4. Разговаривайте четко и по делу.
5. Сохраняйте позитивный настрой.
6. Умейте прощать ошибки и помните: не ошибается тот, кто не работает.
7. Принимайте конструктивную критику.
8. Предлагайте помощь, когда вы реально можете помочь.
9. Избегайте и пресекайте сплетни в отношении работников коллектива.
10. Держитесь подальше от предположений и верьте только фактам.


Ред.: У вас есть страсть к контролю?

А. М.: Мне ближе умеренный контроль. Если у вас в учреждении создана команда единомышленников, проверенная временем и делами, то можно в плане сразу ставить плюсики в графе о выполнении. И еще такой момент: подчиненные не должны бояться приходить с проблемными вопросами, которые иногда появляются в решении тех или иных задач.


Ред.: Как в вашей школе поощряется инициатива?

А. М.: Вместе с заместителями директора отслеживаем результативность каждого педагога, на каждого ведем портфолио, куда заносим его достижения. В зависимости от уровня достижений подаем на награждение грамотами, а при распределении комиссией премиального фонда ежемесячно те или иные педагоги получают денежное вознаграждение.


Ред.: Как выглядит ваш обычный день? На физическую активность время выделяете?

А. М.: Обычный рабочий день длится от 7 до 12 часов, в зависимости от обстоятельств. Люблю после работы пройтись по улицам города, несмотря на то, что живу напротив школы. Стараюсь в теплый период года по воскресеньям съездить на дачу на велосипеде (20 км в обе стороны), нравится работать на огороде и общаться с соседями на житейские темы.


Ред.: Как разговаривать с хамом — родителем учащегося?

А. М.: Да, случается, бывают и такие родители. Опыт работы показал, что беседу с ними надо вести в присутствии свидетелей (заместителей директора, педагогов, социального педагога или психолога). Обязательно заранее предупредить, что вся беседа будет записываться на диктофон. И только спокойный голос и владение нормативными документами могут повлиять на таких родителей.


Ред.: Вам нравится жизнь в формате вечного марафона? Как находите время для себя?

А. М.: Нет, не нравится. Хочется ежедневной предсказуемости и спланированности. Стараюсь найти время хотя бы вечером и в выходные, чтобы уделить его своим домашним (супруге, сыну, дочке и, конечно же, маме).


Ред.: У вас есть секрет, как быть успешным руководителем и счастливым человеком?

А. М.: Приходится ежедневно находить баланс между работой и отдыхом, чтобы избежать профессионального выгорания и сохранить здоровье. Каждые выходные стараюсь выделить время для хобби и увлечений, чтобы наполнить жизнь разнообразием.

Расскажу немного о своем хобби. Около 35 лет назад у меня произошло первое знакомство с токарным станком по дереву. Это случилось на уроках труда у учителя Ивана Петровича Ловкевича. Именно эти уроки зародили во мне искру и оставили неизгладимое впечатление о лучшем в мире увлечении! В студенческие годы вместе с отцом, Михаилом Михайловичем Агеевцом, собрали самодельный токарный станок. И на свет появились скалки, деревянные ложки, ручки для инструментов, вазы, лопатки для сковороды. Токарное искусство для меня — это не только хобби, но и релаксация, и творческое самовыражение, и удовлетворение от проделанной работы. Процесс токарной работы действительно имеет успокаивающий эффект, ведь точение требует сосредоточенности и точности, а это позволяет полностью погрузиться в работу и забыть обо всех повседневных проблемах. Кроме того, токарное искусство обладает и терапевтическим эффектом. Работа на токарном станке позволяет укрепить моторику рук и расслабить мышцы. Это может быть особенно полезно, когда ты проводишь большую часть времени за компьютером или находишься в стрессовых ситуациях.


Ред.: Какое у вас самое яркое воспоминание в этом году?

А. М.: Моя дочь Ксения пошла в I класс ГУО «Средняя школа № 20 г. Бреста имени Героя Советского Союза Д. М. Карбышева».


Ред.: О чем вам хотелось бы прочитать на страницах нашего журнала?

А. М.: Как грамотно и полно составлять номенклатуру дел. Увы, проводимые курсы не дают начинающим директорам полной картины.


Ред.: Вы веселый человек? Не боитесь выглядеть смешно?

А. М.: Нам шутка помогает жить. Зачастую юмор разряжает напряженную обстановку, создает благоприятный климат в коллективе, более расслабленную и дружественную атмосферу в классе с детками. Я не боюсь выглядеть смешно, пусть воспринимают меня таким, как есть.


Ред.: Как вы относитесь к социальным сетям? Помогают ли они в работе директора?

А. М.: Через страницы в ОК и ВК рекламирую работу педагогов и свою работу, различные мероприятия, проводимые в школе, работу инженерных классов. И что интересно, отслеживается, оказывается, моя страница, и в нашу школу приходят хорошие ученики из других учреждений и уже дети моих бывших учеников.


Ред.: Что в человеке может вас сразу и бесповоротно оттолкнуть?

А. М.: Ложь, предательство и наглость.


Ред.: Вам важно быть нужным людям?

А. М.: Нет. Я просто стараюсь качественно делать свою работу.

Беседовала Елена ПЛЕХАНОВА


ОБ УЧРЕЖДЕНИИ


762 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Электронный сборник готовых решений «Питание»

Питание в учреждении образования всегда находится на особом контроле. Руководителю приходится вникать во множество параметров и технологических процессов, чтобы обеспечив...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 480
6
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок