Проверенные данные: итоги пилотного проекта по питанию
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Проверенные данные: итоги пилотного проекта по питанию

О том, что со школьным питанием есть проблемы, ярче всего говорят два факта: отказ от питания и наличие пищевых отходов. Решить эти проблемы призван пилотный проект по питанию, инициированный Министерством образования. Опыт реализации проекта и полезные советы по его внедрению представлены в статье.

Цуран Оксана

директор ГУО «Средняя школа № 52 г. Минска»

1002 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Зачем нужен пилотный проект

Годами школьное питание в нашей стране строилось на основе сборника рецептур. И пусть там был достаточный перечень блюд, но выбирались преимущественно простые в исполнении. Таким и был рацион: простым и безопасным. Но вкусовые предпочтения меняются и у взрослых, и у детей, появляются новые продукты. Возникла потребность изменить и подход к организации питания в учреждениях образования.

Так возник пилотный проект по питанию, который разработало Министерство образования.

«Мы надеемся на то, что каждый ребенок, родитель, каждый директор и администратор школы в этом пилотном проекте выскажут свое мнение по каждому новому блюду, которое мы зафиксируем. Результатом пилотного проекта мы видим масштабирование предлагаемых изменений на всю школьную систему образования».

Сергей Рудый, заместитель министра образования

Проект предполагал апробацию новых технологий приготовления пищи и принципов организации школьного питания для дальнейшего применения положительного опыта в школах республики. В нем участвовало 21 учреждение во всех регионах Беларуси, в т. ч. сельские школы.

Эксперимент прошел удачно, и в этом году изменения в организации питания распространились на всю систему образования. Нам удалось усовершенствовать и улучшить питание, сделать так, чтобы дети съедали и потребляли все, что готовится и подается им в школьной столовой.

Суть пилотного проекта

1. Время приема пищи

Первый прием пищи школьники получают позже (примерно через 3,5 ч после начала занятий), и это — обед.

Справочно: количество приемов пищи зависит от времени пребывания в учреждении образования. Если ребенок находится в школе от 3,5 до 6 ч, положено одноразовое питание, от 6 до 10 ч — двухразовое, а если более 10 ч — трехразовое.

2. Новое меню

Составлено примерное двухнедельное меню с учетом вкусовых предпочтений по результатам анкетирования родителей и учащихся.

3. Варианты меню

Предлагается обед на выбор (обед 1 и обед 2), причем не только старшим школьникам, но и ученикам I–IV классов.

4. Новые блюда

Овощи на пару (цветная капуста, брокколи и два вида моркови), пельмени со сметаной, спагетти, запеченная в духовке куриная голень. Особенно ребятам пришлись по вкусу пельмени.

Что учесть при внедрении пилотного проекта

Нагрузка на пищеблок

Решение: введение штатной единицы «администратор».

Утро в школьной столовой — это настоящая проверка на прочность для поваров и их помощников. Приготовить, разложить по тарелкам, накрыть на стол, пересчитать блюда и подготовить столовые приборы. И так — несколько раз в день. Процесс трудный, контролирует ситуацию администратор — новая штатная единица, которая была введена для организации питания. У нас полное накрытие — это 600 посадочных мест. Много сотрудников пищеблока, дежурные по столовой, но все четко знают свои обязанности. Поэтому нет суеты, и каждый ребенок получает горячий вкусный завтрак или обед.

Эстетика приема пищи

Решение: создание благоприятной атмосферы в столовой.

Наш обеденный зал в школьной столовой больше напоминает кафе или ресторан — и это тоже привлекает. Дополнили и столовые приборы: добавили ножи, школьники с удовольствием ими пользуются. Для горячих напитков мы предложили сахар добавлять отдельно. Это очень приветствуется родителями. В столовой появились телевизоры и музыкальная система. Теперь ребята едят под музыкальные произведения. Это помогает снизить общий шум от большого количества детей.

Организация перекуса

Решение: создание обеда-­буфета.

Проанализировав вместимость столовой, мы приняли решение о расширении площади обеденного зала за счет переноса буфета в отдельное помещение. Данное помещение площадью 36,8 м² примыкает к пищеблоку. Провели туда воду и дополнительное освещение, повесили кондиционер, бактерицидный рециркулятор воздуха, дизайн продумали сами — и появился у нас обед-буфет.

В Республике Беларусь выпускаются молочные, мясные, хлебные, кондитерские и консервные продукты для питания школьников, поступающие не только в школьные столовые и буфеты, но и в продуктовые магазины. Например, печенье, сушки и соломка для школьников с низким содержанием соли и сахара, обогащенные кальцием и витаминами группы В. В научно-­практическом центре Национальной академии наук по питанию завершается разработка сухих завтраков, в т. ч. с низким содержанием глютена, а также сахара и соли. Поэтому ассортимент буфета богатый и разнообразный. Мы считаем, что буфеты должны быть! Естественно, с разрешенной продукцией и соблюдением всех санитарных норм.

Это важно
Питание в буфете не должно заменять полноценный обед в столовой. Это хорошая альтернатива перекусу во время учебного дня.

Работа с родителями

Решение: пилотный проект «Скажи здоровью — да!»

В ходе реализации пилотного проекта мы столкнулись с тем, что многие родители нуждаются в помощи: как правильно организовать завтрак ребенку перед школой. Так появился дочерний пилотный проект «Скажи здоровью — да!» В течение двух месяцев учащиеся и родители делились в социальных сетях фотографиями здоровых завтраков. Мы запустили в Telegram-­канале рубрику с полезными советами и видеороликами. Проходили тематические мастер-­классы и информ­ационные часы, праздники и развлечения. Проект подхватили и в других учреждениях образования. В день открытия проекта мы организовали для учащихся образовательные площадки: танцевальную, спортивную, интеллектуальную. Провели тематический конкурс рисунков.


Статистика

Результаты анкетирования учащихся и их законных представителей в рамках организации пилотного проекта 

Какие ваши любимые блюда из школьного меню?
Хачапури, булочки со сгущенкой, капустой, куриная котлета и пюре, шашлык, отбивная куриная и макароны.

Какие блюда вы хотели бы попробовать в школьной столовой?
Картофель фри, блинчики, драники со сметаной.

Из чего, по вашему мнению, должен состоять рацион школьного обеда?
67 % — из обеда с супом.

Укажите вкусовые предпочтения вашего ребенка при выборе горячего блюда.
48 % — птица, 38 % — мясо, 9 % — рыба, 3 % — субпродукты.

Кто (что), по вашему мнению, влияет на формирование у школьников навыков здорового образа жизни в вопросах рационального и полезного питания?
84 % — родители.


Вывод

Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что у нас прошел «вкусный» эксперимент. И прошел успешно! Он перевернул представление о школьном питании. Мы доказали, что полезное можно сделать вкусным. Для меня как для директора, педагога и мамы это очень важно. Ведь полноценная, сбалансированная еда — важнейшее условие успешной учебы и гармоничного развития каждого ребенка.

Также вы можете ознакомиться со следующими формами документов:
пример однодневного меню пилотного проекта;
план мероприятий по реализации городского пилотного профилактического проекта «Скажи здоровью — да!»;
анкета по организации питания в школьной столовой для законных представителей учащихся;
анкета по организации питания в школьной столовой для учащихся.

АКТУАЛЬНО

Еще 40 УОСО Минской области перешли на новые подходы в питании
Учитывая положительные результаты пилотного проекта, с 1 сентября 2023 г. на новые принципы школьного питания перешло 407 УОСО, с января 2024 г. — еще 40 учреждений.
По результатам пилотного проекта в УОСО Минской области горячее питание стали получать 98 % учащихся (до этого — 95 %). Уменьшилось количество пищевых отходов. В рационы питания обучающихся введено 37 новых фирменных блюд. По словам специалистов, контроль организации питания обучающихся в учреждениях образования оставался одним из приоритетных направлений в 2023 г.

По данным БЕЛТА

1002 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

В Минобразования рассказали, какие документы должны вести учителя

Искоренить бюрократическую нагрузку на учителей и выполнение несвойственных им функций — таково требование ­­Президента, прозвучавшее 27 августа на Республиканском педсов...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 211
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок