Педагогический совет: управление коллективом и коллективное управление (часть 3)
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Педагогический совет: управление коллективом и коллективное управление (часть 3)

Статья содержит:

• разбор форм группового общения на педагогическом совете;
• алгоритм проведения дебатов;
• идеи для увлекательного взаимодействия;
• правила размещения участников в соответствии с целями педагогического совета;
• вопросы для оценки эффективности педагогического совета.

Степанец Ольга

методист аспирантуры и докторантуры ГУО «Академия образования»

497 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Формы организации группового общения

Если вы хотите организовать педагогический совет или другую методическую работу нетрадиционно и максимально результативно, прежде всего определите разницу между различными формами общения педагогов, такими как дискуссия, дебаты, прения, диспут, беседа за круглым столом.


Словарь

Дебаты — обмен мнениями двух сторон с обязательным слушанием каждой из них.
Дискуссия — обсуждение какого-либо спорного вопроса, выявление истины и принятие правильного решения всеми желающими высказать собственную точку зрения.
Диспут — публичный спор на научную и общественно значимую тему.
Прения — обсуждение с итоговой оценкой выступления, доклада, сообщения.
Беседа за круглым столом — обмен информацией и высказывание мнений по какому-либо вопросу.


Если вы готовите семинар, заранее обдумайте темы или круг вопросов, которые будут обсуждаться на нем. Решите, кому поручить выступления.

После информационного блока обязательно проведите обсуждение, которое поможет решить вопрос о соответствии данных теоретических положений существующей в вашем учреждении практике.

Подумайте, чем будет отличаться круглый стол по той же проблеме. Организуйте его на одну из актуальных тем. Выберите ведущего. Начните дискуссию, если по ходу заседания возникнет спорный вопрос. Подведите итоги.

Если вы запланировали дискуссию, то в первую очередь найдите ведущего, который будет ею руководить. Он должен предоставлять слово желающим, задавать вопросы, следить за регламентом. Однако помните, что ведущий не арбитр. Его задача — вовлечь в активный обмен мнениями всех участников собрания.

После дискуссии проведите ее критический разбор. Оцените содержание речей, глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей, правильность употребления понятий. Проанализируйте умение отвечать на вопросы, использовать приемы доказательства и опровержения. Составьте рекомендации по дальнейшему совершенствованию дискуссионных навыков и умений.

Как организовать дебаты

Если вы задумали дебаты, разделитесь на две группы: сторонников и противников обсуждаемого тезиса. Выберите в каждой лидера. Определите, какие структуры и организации могут представлять участники дебатов. В соответствии с этим назначьте каждому определенную роль. Выберите председателя.

Алгоритм проведения дебатов

1. Вступительное слово председателя, озна­комление присутствующих с выдвигаемым тезисом, утверждение регламента, представление участников.

2. Проведение голосования для выявления мнения большинства по тезису.

3. Предоставление председателем слова лидеру одной стороны.

4. Выступление лидера одной стороны в поддержку тезиса.

5. Предоставление председателем слова лидеру другой стороны.

6. Выступление лидера другой стороны против тезиса.

7. Поочередное предоставление председателем слова желающим высказаться в поддержку того или иного мнения.

8. Поочередное выступление желающих высказаться.

9. Суммирование аргументов лидером одной стороны.

10. Суммирование аргументов лидером другой стороны.

11. Проведение открытого или тайного голосования для выяснения общего мнения по вопросу.

12. Подведение итогов голосования. Оглашение их результатов председателем.

13. Принятие решения по результатам голосования.

5 идей для увлекательного взаимодействия на педсовете

Игры, марафоны и конкурсы способны разнообразить не только школьный урок, но и заседание педагогического коллектива.

1. Чемпионат по решению педагогических задач

В таком формате получится обсудить любые школьные вопросы: уроки по новым программам, проблемное поведение ученика, развитие эмоционального интеллекта и т. п. Кейсы можно взять из практики или придумать.

Участники делятся на небольшие команды (3‒5 человек). Каждая работает над 

решением своей задачи. Команды формируются случайным образом (по жребию), чтобы коллеги, которые не пересекаются в обычной жизни, могли сотрудничать в рамках марафона.

Важно обозначить четкий тайминг работы и затем его придерживаться: определить, сколько времени у команд есть на обсуждение задачи, презентацию своего решения, ответы на вопросы коллег.

В конце можно провести голосование в нескольких номинациях за лучшие педагогические решения и выбрать те, которые показались учителям самыми эффективными (простыми в применении, нестандартными и т. п.).

2. Педагогический хакатон

Термин «хакатон» пришел из сферы IT, дословно он означает «марафон для хакеров»: это соревнование, в котором команды за короткое время разрабатывают решение для проблемы заказчика (например, мобильное приложение или веб-сервис).

От марафона хакатон отличается тем, что если в первом случае можно решать много мелких задач и давать односложные ответы, то здесь кейсы предполагают более сложное и развернутое решение. Например, на педагогическом совете команды могут разрабатывать образовательный продукт или методические материалы.

В остальном все так же, как в марафоне: участники делятся на команды по 3‒5 человек, которые готовят проект и защищают его перед другими. По итогам соревнования выбираются лучшие решения.

3. Семинар-­практикум

Это отличный способ опробовать на практике любое новое (сложное, спорное) педагогическое решение. Особенно если задействовать всех учителей.


Пример

Проблема. Администрация школы подняла проблему избыточных домашних заданий. Дети и родители жаловались, что каждый учитель задает очень много работы на дом, нагрузка по разным предметам не синхронизирована, школьники приходят на уроки невыспавшимися. А педагоги считали проблему надуманной.

Решение. На педагогическом совете провели эксперимент: взяли стандартное расписание VI класса, разделили учителей на группы и предложили им выполнить домашние задания по всем предметам на один день. Группы справились примерно за 40 мин — но только потому, что в каждой из них были учителя-­предметники: математик делал свое задание, учитель английского — свое. Сами учителя признали, что в противном случае на выполнение всех заданий у них ушло бы два-три часа.


Это произвело на педагогов впечатление и убедило их поменять подход к домашнему заданию.

4. Педагогический квест

Это последовательность задач и головоломок с общим сюжетом, где каждое решение открывает для игроков следующую задачу. Такая игра потребует подготовки и проработанного сценария. Для квеста нужно будет подготовить печатные материалы (карту движения, подсказки) и реквизит. Работать можно в одном помещении в группах или разбиться по соседним кабинетам.

5. «Аукцион» педагогических идей

Эта методика подходит для коллектива, в котором много новых учителей.

В ходе «аукциона» педагоги предлагают интересные идеи, фишки, которые они используют или хотели бы использовать на своих уроках, — это и будут «лоты». Каждый представляет свой «лот» за две-три минуты, после этого «аукционер» проходит по залу и собирает в специальную урну игровую «валюту» — различающиеся по цветам карточки.

Система оценки может быть разной: например, «принимаю» / «принимаю частично» / «не принимаю». Либо, если хотите сгладить результат и сделать так, чтобы никто не чувствовал себя проигравшим, можно использовать оценки «это важно для меня» / «это полезно» / «это любопытно» и т. п.

Размещение участников педагогического совета

Созданию рабочего настроя на педагогическом совете способствует и продуманное размещение его участников. Например, в зависимости от цели педагогического совета рабочие места учителей можно расположить следующим образом:

  • фронтальное расположение (председатель напротив присутствующих) необходимо, когда совещание носит информативный характер. Для проведения дискуссии можно предусмотреть фронтальное расположение групп участников, отстаивающих свои позиции;
  • круглый стол полезен при равноправном коллективном обсуждении насущных вопросов;
  • «треугольник» позволяет выделить ведущую роль руководителя и включить всех в обсуждение проблемы;
  • работа в малых группах (по 3–4 человека) за отдельными столами (решение педагогических ситуаций).

Методы сопровождения коллектива руководителем

Главными составляющими успешного сопровождения коллектива его руководителем можно назвать:

  • отзеркаливание — отражение эмоционального состояния и потребностей коллектива, быть с ним «на одной волне»;
  • чувство юмора — эмоциональная разгрузка в виде небольшой шутки в случае усталости членов коллектива;
  • четкую структуру речи — обязательное отслеживание плана мероприятия, возврат на нужную траекторию при малейших отклонениях от темы.

Самооценка эффективности педагогического совета

Результативный, эффективный педагогический совет помогает в формировании коллектива единомышленников, создает условия для анализа и оценки существующих установок и принципов в соответствии с требованиями современной науки и передовой практики.

Также вы можете ознакомиться с анкетой «Оценка эффективности педагогического совета».

497 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Найти и обезвредить: устраняем недочеты в работе школьных лагерей

Статья основана на материалах прокурорских проверок оздоровительных лагерей в 2024 г. Материал может использоваться в качестве чек-листа для директора УОСО при подготовке...
№ 10 (154) 2024 Плеханова Елена,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 310
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок