Не бойтесь будущего. Вглядывайтесь в него, не обманывайтесь на его счет, но не бойтесь. Вчера я поднялся на капитанский мостик и увидел огромные, как горы, волны и нос корабля, который уверенно их резал. И я спросил себя, почему корабль побеждает волны, хотя их так много, а он один? И понял — причина в том, что у корабля есть курс, а у них — нет. Если у нас есть курс, мы всегда придем туда, куда хотим.
Уинстон Черчилль
Проблема повышения качества подготовки и проведения заседаний педагогического совета волнует большинство директоров УОСО и их заместителей. Она актуальна как для новичков, так и для опытных руководителей. Педагогический совет помогает в формировании коллектива единомышленников, создает условия для анализа и оценки существующих установок и принципов в соответствии с требованиями современной науки и передовой практики.
Исторический факт
Как-то раз Генри Форд созвал руководителей, которые возглавляли отделы в его компании, и внезапно отправил их в морской круиз по Карибскому морю на две недели. Когда отпуск закончился и руководящие лица прибыли на рабочие места, их ждал сюрприз. Некоторые из них были повышены, а некоторые — уволены. По какой причине?
Генри Форд не зря прослыл умелым бизнесменом и гением. Внезапный отпуск своим сотрудникам он устроил по разработанному плану, чтобы посмотреть, как будут трудиться их команды самостоятельно. Тех руководителей, чьи отделы в их отсутствие показывали эффективные результаты, он повысил: это значит, что они смогли грамотно организовать работу. Если команда без управленца работала неудовлетворительно, это говорило о том, что он не смог справиться со своими обязанностями. Эти менеджеры были уволены. Именно таким способом предприниматель оценил профессионализм руководителей своей компании.
Как же овладеть навыками организации коллективной работы? Как провести заседание педагогического совета, которое поразило бы коллег оригинальностью темы, формы, методическим оснащением? Как превратить его в событие?
Виды заседаний
Учебный год определяет цикл заседаний педагогического совета. Наиболее часто структура годового цикла формируется из четырех составляющих: установочного заседания, двух тематических и одного итогового.
Это важно
Заседания педагогического совета созываются не реже одного раза в четверть в соответствии с планом работы или по мере необходимости.
Виды заседаний педагогического совета
При такой структуре заседания педагогического совета за один учебный год не могут охватить все проблемы учреждения. Возникает необходимость планировать тематику на более продолжительный период. Содержание заседаний должно стать системообразующим фактором для реализации разработанной в УОСО программы развития.
Как выбрать тему
Если при подготовке установочного и итогового заседаний вопросов не возникает, то тематические заседания зачастую вызывают ряд затруднений: как выбрать тему, актуальность темы, как правильно сформулировать цель и задачи.
Это важно
Тематику заседаний педагогического совета разрабатывает директор совместно со своими заместителями.
Тематика может охватывать практически все основные проблемы современной педагогики. Проблемы образовательного процесса обычно формулируются в виде кратких тезисов, выражающих некоторое принципиальное затруднение общепедагогического уровня. В условиях конкретного учреждения проблема превращается в тему, которая и определяет границы ее обсуждения.
Современную проблематику заседаний педагогического совета в обобщенном виде можно представить схемой:
Заполнение анкет запросов и пожеланий на новый учебный год может быть эффективным средством при определении тематики заседания, позволяющим учесть мнение педагогического коллектива.
Таким образом, основополагающую роль в выборе темы заседания играют:
- социальный заказ, обуславливающий основные направления деятельности учреждения образования, регламентированные НПА (декреты, законы, инструкции, положения, методические рекомендации к началу учебного года);
- проблемно-ориентированный анализ работы учреждения образования за истекший год;
- диагностика запросов и потребностей педагогов.
Тематика заседаний педагогического совета должна отвечать следующим требованиям:
- актуальность, что подразумевает современность и своевременность рассматриваемых вопросов, учет результатов психолого-педагогической диагностики и мониторинга качества образовательного процесса;
- значимость проблемы — темы должны быть значимыми и интересными для всего коллектива и требовать коллективного обсуждения;
- научность — при выборе тем следует опираться на достижения и научно-методические рекомендации психолого-педагогической науки, социологии, физиологии, менеджмента и др.;
- перспективность — направленность на развитие при соблюдении преемственности с ранее обсуждавшимися проблемами и принятыми решениями;
- системность и логичность выбора.
Значимым является определение содержания рассматриваемой темы. Сначала формулируются основные вопросы темы, которые дают общую направленность, помогают расшифровать, конкретизировать тему, определить ее границы. Далее выбранные теоретические положения темы нужно разумно соединить с практикой деятельности учреждения образования.
Тематика заседаний педагогического совета формируется в виде краткого тезиса:
- выражающего принципиальное затруднение;
- включающего предложения по его разрешению.
Пример
Проблема — повышение уровня учебной мотивации у учащихся, а предложение по ее разрешению — привлечение их к проектной деятельности. Из этого формулируем тему заседания: «Повышение уровня учебной мотивации у учащихся посредством привлечения их к проектной деятельности».
Примеры тем заседаний педагогического совета
SMART-целеполагание
Для конкретно выбранной темы заседания определяются цель и задачи, что способствует отбору и построению структуры содержания.
Словарь
Целеполагание — это процесс формирования цели, ее развертывания.
Что такое цель
Цель — это:
реальный предмет сознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс;
- осознанный, запланированный результат деятельности, субъективный образ, модель будущего продукта деятельности;
- идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности;
- осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека;
- то, чего мы стремимся достичь.
Формулирование цели заседания педагогического совета может осуществляться на основе технологии SMART.
Что такое SMART
SMART — алгоритм точного определения целей в процессе целеполагания.
Историческая справка
Автором технологии SMART стал американский экономист, публицист и педагог Питер Друкер в далеком 1954 г. Данная технология первоначально предназначалась для контроля над качеством уже сформированных целей, но может быть использована и как способ целеполагания.
Использование SMART-целей в образовании позволяет не только сформулировать ожидаемые результаты, но и детально обозначить средства их контроля и оценки путем поиска ответов на вопросы по каждой конкретной цели.
Технология постановки SMART-целей является управленческой технологией, которая логично включается в формат совещаний.
Алгоритм постановки организационных целей с помощью технологии SMART
Любая цель должна соответствовать каждому критерию SMART.
Для этого необходимо ответить себе на вопросы:
S — Что конкретно я хочу?
M — Как я узнаю, что достиг цели?
A — Можно ли вообще достичь этой цели?
R — Что надо, чтобы достичь цели?
T — Когда я хочу достичь цели?
Пример
Цель педагогического совета может быть сформулирована следующим образом: «Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников посредством внедрения в образовательный процесс эффективных технологий и методик обучения и воспитания в 20 /20 учебном году».
S (Specific) — конкретная. Правильно поставленная цель задает критерии для ее идентификации, т. е. дает возможность обоснованно ответить на вопрос, достигнута цель или нет. Так, в предложенной нами цели критерием определенности являются профессиональные компетенции педагогических работников в использовании эффективных технологий и методик обучения и воспитания.
M (Measurable) — измеримая. Цель должна поддаваться оценке, быть контролируемой и диагностируемой в части определения ожидаемого результата. Так, в предложенной нами цели критерием измеримости является уровень профессиональных компетенций педагогических работников по использованию эффективных технологий и методик обучения и воспитания.
A (Accepted) — достижимая. В нашем случае цель понятна и привлекательна для педагогов.
R (Realistic) — реалистичная. Данная цель достижима и реалистична.
T (Timely) — определенная по времени. Достижение предложенной цели ограничено текущим учебным годом.
В соответствии с данной целью структура заседания педагогического совета может выглядеть следующим образом:
- тематическое сообщение «Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников»;
- тематическое сообщение «Потенциал эффективных технологий и методик обучения и воспитания»;
- дискуссия «Возможности использования нетрадиционных (конкретных) технологий и методик обучения и воспитания как на учебных занятиях по ;
- дискуссия «Эффективность использования (конкретных) технологий и методик обучения и воспитания при обучении учебным предметам ;
- тематический контроль «Использование (конкретных) технологий и методик обучения и воспитания с целью формирования в процессе учебной деятельности»;
- проектирование плана действий.
Выводы
Тематика заседаний может охватывать спектр позиций, требующих улучшения или обобщения. Структура заседания обязательно включает результаты тематического контроля.
Также вы можете ознакомиться с примерной диагностической анкетой запросов и потребностей педагогов.