Педагогический совет: управление коллективом и коллективное управление (часть 2)

Педагогический совет: управление коллективом и коллективное управление (часть 2)

Статья содержит:
• подробный разбор каждого этапа заседания педагогического совета;
• памятки «План подготовки заседания педагогического совета», «Структура проведения заседания педагогического совета», «Оформление решений педагогического совета в протоколе»;
• требования к содержанию заседания педагогического совета;
• методы и формы активизации педагогов на заседании;
• образцы приказа о подготовке и проведении заседания педагогического совета и оформления протокола заседания.

Степанец Ольга

методист аспирантуры и докторантуры ГУО «Академия образования»

344 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Подготовка, планирование и содержание заседания педагогического совета

Педагогический совет является органом самоуправления учреждения образования, в его состав входят все педагогические работники.

Назначение педагогического совета — анализировать, определять, направлять, формулировать, корректировать, оценивать и стимулировать деятельность педагогов.

Периодичность проведения заседаний педагогического совета:

  • определяется положением о педагогическом совете УОСО;
  • не реже одного раза в четверть;
  • по мере необходимости для решения вопросов, относящихся к компетенции педагогического совета.

Подробнее рассмотрим пример подготовки и проведения тематического заседания педагогического совета.

Этапы работы педагогического совета

1. Этап перспективного планирования деятельности педагогического совета определяется:

  • положениями нормативных правовых документов;
  • приоритетными направлениями развития системы общего среднего образования в целом и региональной системы в частности,
  • программой развития учреждения образования.

На данном этапе определяется форма проведения заседаний педагогического совета.

По форме проведения заседания бывают:

  • традиционными (классическими);
  • модернизированными (интенсифицированными);
  • нетрадиционными (альтернативными).

2. Этап предварительной подготовки конкретного заседания начинается с издания приказа по основной деятельности.

В зависимости от тематики заседания возможно создание творческой группы по разработке плана подготовки заседания педагогического совета.

Памятка «План подготовки заседания педагогического совета»:

☐ Определите цель, задачи, повестку дня, форму проведения заседания.

☐ Сформируйте временные творческие группы для подготовки заседания.

☐ Издайте приказ о подготовке и проведении заседания педагогического совета либо составлении плана подготовки заседания.

☐ Организуйте методическую выставку для педагогических работников по теме предстоящего заседания педагогического совета.

☐ Проведите анкетирование.

☐ Посетите учебные занятия, воспитательные мероприятия, заседания методических объединений и др.

☐ Проведите во временных творческих группах обсуждение и систематизацию материа­лов к заседанию.

☐ Подготовьте проект решений заседания педагогического совета.

☐ Подготовьте место проведения заседания (зал, техническое обеспечение и др.).

Обобщенные виды деятельности по подготовке тематического заседания педагогического совета:

  • Подготовка заседания педагогического совета.
  • Заседания методического совета, методических объединений, работа творческих групп.
  • Совещание при директоре.
  • Панорама педагогического мастерства в рамках тематики заседания педагогического совета.
  • Изучение классных журналов, дневников, тетрадей учащихся и т. д.
  • Индивидуальные консультации.
  • Выставки, семинары, конференции.
  • Открытые занятия.
  • Анкетирование, опросы, тесты.
  • Изучение опыта других учреждений образований.
  • Обзор литературы по теме.
  • Экскурсия по интернет-­сайтам по теме заседания педагогического совета и др.

3. Этап непосредственного проведения заседания педагогического совета зависит от выбранной ранее формы заседания (классическая, модернизированная, альтернативная). Проведение заседания должно соответствовать определенной структуре.

Памятка «Структура проведения заседания педагогического совета»:

☐ Информация о присутствующих и отсутствующих, определение правомочности заседания педагогического совета.

☐ Информация о выполнении решений предыдущего заседания и ходе выполнения решений с более длительным сроком.

☐ Вступительное слово председателя педагогического совета по теме, повестке дня, о значении решения поставленной проблемы для всего коллектива.

☐ Обсуждение вопросов в соответствии с повесткой дня.

☐ Принятие решений по каждому вопросу.

☐ Рефлексия проведенного заседания.

☐ Заключительное слово председателя педагогического совета.

3. На этапе последействия оформляется протокол заседания педагогического совета и осуществляется контроль за исполнением решений педагогического совета.

К содержанию заседания предъявляются определенные требования:

  • теоретическая часть актуальная, обоснованная;
  • конкретные и объективные примеры из практики работы учреждения образования;
  • обобщенные материалы дополняются наглядными материалами (схемы, таблицы, диаграммы и т. д.);
  • сформулирована установка на совершенствование, решение проблем.

Проектирование решений педагогического совета

Решения педагогического совета могут приниматься двумя путями:

1) специально избранная комиссия по подготовке решения заранее составляет его проект. Проект зачитывается. Участники заседания вносят свои коррективы и принимают решение по результатам голосования;

2) председатель собрания подводит итоги обсуждения и формулирует решение. После принятия решения определяется лицо (группа лиц), которое будет его исполнять и контролировать исполнение.

В процессе формирования решений можно выделить несколько важных звеньев:

  • поиск информации;
  • поиск и нахождение альтернатив;
  • выбор лучшей альтернативы.

Это важно
Настоящую жизненность обретают лишь такие решения, которые рождаются на основе достоверной диагностики, анализа деятельности коллектива, всестороннего учета мнений и содержат продуманные рекомендации.

Эффективно проведенное заседание педагогического совета должно завершиться подведением итогов. Очень важно зафиксировать, кто и что будет выполнять.

Памятка «Оформление решений педагогического совета в протоколе»:

☐ Решения педагогического совета в протоколе приводятся полностью.

☐ Принятые решения нумеруются арабскими цифрами, если их несколько. Нумерация не производится, если по вопросу принято только одно решение.

☐ Постановляющая часть протокола заканчивается указанием лица, ответственного за контроль исполнения всех или отдельных решений.

☐ Число решений зависит от повестки дня.

☐ Формулировки решений должны быть конкретными, с указанием ответственных и срока исполнения. (Другими словами, важно, чтобы исполнение решений можно было проверить. Ведь мы помним, что каждое новое заседание педагогического совета начинается с краткого подведения итогов выполнения решений предыдущего).
В формулировке решения указываются:

  • конкретные виды работ, мероприятия, которые надо провести, действия, которые необходимо выполнить.
    Пример: «разработать серию конспектов уроков по учебному предмету “Математика” во II классе, проводимых с применением интерактивной доски»;
  • кем и в какие сроки должен быть выполнен определенный объем работ.
    Пример: «Ответственный — Иванова И. И., учитель начальных классов.
    Срок исполнения — 15 сентября 20__ г.»

Это важно
Следует избегать формулировок типа «ответственные — все учителя начальных классов», «все учителя математики» «срок исполнения — в течение года».

☐ То, какие решения будут приняты в результате работы педагогического совета, зависит от темы, поставленных задач и формы проведения заседаний.

☐ Формулировка решений педагогического совета начинается со слов: провести, разработать, организовать, обобщить, подготовить, оформить, спланировать, издать, создать, составить и др.

☐ Решения, принимаемые на заседании педагогического совета, могут содержать следующие действия:

  • утвердить план;
  • подготовить методические рекомендации по вопросу, обсуждаемому на заседании педагогического совета;
  • обобщить эффективный педагогический опыт;
  • разработать различные положения и другие локальные правовые акты;
  • подготовить статьи для научно-­методи­ческих журналов, сборников, конференций и т. д.;
  • разработать рекомендации, памятки и т. п.;
  • провести конкретные мероприятия (семинар, тренинг, консультацию, анкетирование и т. п.);
  • рассмотреть вопрос на заседании методического объединения.

Методы и формы активизации педагогов

Организация деятельности педагогического совета предполагает активное участие всех членов коллектива в обсуждении вопросов повестки дня. Именно поэтому педагогический совет выступает коллективным органом управления учреждением образования. А для мотивации членов коллектива к взаимодействию целесообразно использовать различные методы и формы активизации педагогов.

Таблица

Формы активизации педагогов на заседании педагогического совета

Игровое моделирование в целом повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем.

Также вы можете ознакомиться со следующими формами документов:
образец приказа о подготовке и проведении заседания педагогического совета;
образец оформления протокола заседания педагогического совета.

344 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Директор школы, гимназии, лицея» № 9 (2024) за 5 минут: порядок ведения алфавитной книги записи учащихся, увольнение за прогул, готовимся к проверке по персональным данным, организация питания с учетом изменения законодательства.

Кроме того, в 9-м номере журнала: • Ставим проблему: работа по нескольким должностям • Правила ведения книг учета и выдачи документов об образовании • Педагогическ...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 387
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок