«Успешный руководитель — успешная школа»: интервью с директором ГУО «Подсвильская средняя школа Глубокского района имени Героя Советского Союза П. М. Козлова» Людмилой Ивановной САУЛИЧ
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

«Успешный руководитель — успешная школа»: интервью с директором ГУО «Подсвильская средняя школа Глубокского района имени Героя Советского Союза П. М. Козлова» Людмилой Ивановной САУЛИЧ

Педагог с 37‑летним стажем работы в одной школе, «Женщина года Витебщины — 2023» в номинации «Успешный руководитель», автор методического пособия «Основы православной культуры», директор ГУО «Подсвильская средняя школа Глубокского района имени Героя Советского Союза П. М. Козлова» Людмила Ивановна Саулич рассказала о пирамиде ценностей руководителя, ошибках в управлении, которых следует избегать, и о боязни плохой погоды.

47 Shape 1 copy 6Created with Avocode.


Образование: высшее; в 1992 г. окончила Минский государственный педагогический университет имени М. Горького по специальности «История», в 1999 г. — Академию последипломного образования по специальности «Социальная педагогика».
Место работы: ГУО «Подсвильская средняя школа Глубокского района имени Героя Советского Союза П. М. Козлова».
Должность: директор.
Стаж работы: педагогический — 37 лет, в должности директора — 8 лет.
Семейное положение: замужем.

Редакция: Людмила Ивановна, расскажите, как началась ваша педагогическая карьера?

Людмила Ивановна: В 1987 г. я окончила Полоцкое педагогическое училище по специальности «Учитель начальных классов, старшая пионервожатая» и начала трудовую деятельность в Подсвильской средней школе в должности старшей пионервожатой. В школе я встретила и своего будущего мужа. В счастливом браке мы уже 36 лет. Я очень горжусь тем, что все 37 лет своей трудовой деятельности провела в стенах Подсвильской школы.


Ред.: В вашей семье были педагоги? Как вы выбрали свой путь?

Л. И.: В нашей семье педагогов не было. Я выросла в маленькой деревне. С раннего детства знала две профессии — это педагог и врач. В деревне была малокомплектная школа, в которой работала один педагог —Галина Федоровна Винник, вот она и стала моим ориентиром в выборе будущей профессии.


Ред.: Кто сыграл важную роль в вашем становлении как педагога?

Л. И.: Всю свою жизнь я благодарна педагогам Полоцкого педагогического училища. Свое дорогое училище я всегда называю «моя альма-­матер». В его стенах меня научили всему: от чистописания до вязания, от папье-маше до игры на баяне, но самым главным было правило: «Педагог — это пример подрастающему поколению во всем, все и всегда в педагоге должно быть с большой буквы: Внутренний мир, Внешний вид, Действие, Речь. Звание педагога нужно нести гордо!» Так и сложилось по жизни: живя в небольшом поселке, ты у всех и всегда на виду, поэтому то, что могут себе позволить простые жители поселка, ты как педагог себе позволить не можешь. Даже незнакомые люди в транспорте мою профессию называют сразу.


Ред.: Что вас радует в работе директора?

Л. И.: Могу выделить несколько пунктов, которые мне особенно дороги в моей работе.

  • Влияние на качество обучения учащихся.
  • Радость от наблюдения за ростом и успехами учеников.
  • Возможность сотрудничать с учителями и персоналом, создавая сплоченную команду.
  • Удовлетворение от успешного решения сложных задач и проблем, с которыми сталкивается школа.
  • Лидерство и стремление вдохновлять других на достижение целей.
  • Необходимость постоянно учиться и развиваться в своей профессии.

Ред.: Назовите главные ошибки, которых нужно избегать в управлении.

Л. И.: Мудрый руководитель должен понимать: успехи учреждения образования — заслуга педколлектива, а неудача — ошибка руководителя. Самое главное — это избегать неуважения к человеку, будь то ребенок, педагог или техработник. Не надевать на голову корону, всегда, во всех делах и начинаниях быть со своим коллективом вместе. Сколько бы лет ни занимал управленческую должность, всегда помнить о саморазвитии. Иногда директоры, получив должность или добившись первых успехов, попадают в так называемую зону комфорта, которая подразумевает отсутствие испытаний и размеренное течение жизни. Это остановка в развитии, которая может стать концом. Но директору школы нельзя останавливаться никогда.

«Каждый день десять процентов времени должно уходить на саморазвитие, самообразование».


Ред.: Как руководителю заслужить авторитет и уважение в коллективе и обществе?

Л. И.: Чтобы заслужить авторитет и уважение, каждый руководитель должен выстроить для себя пирамиду ценностей.

Моя пирамида выглядит следующим образом:


Ред.: Как вы мотивируете педагогов на работу с одаренными учащимися?

Л. И.: Материальное стимулирование и вклад в качественные показатели учреждения образования вселяют уверенность в успехе. Наши учащиеся во главе с педагогами — постоянные участники и победители областных и республиканских конкурсов, научно-­исследовательских краеведческих конференций: всебелорусской молодежной экспедиции «Маршрутами памяти. Маршрутами единства», конкурса юных экскурсоводов учреждений образования, конкурса литературных и исследовательских работ «Свет православия», научно-­практической конференции «Спадчына Язэпа Драздовіча: мастацтва, краязнаўства, археалогія, мовазнаўства», республиканского конкурса «Па старонках Дзённіка вандроўніка», республиканской акции «Я гэты край Радзімаю заву», конкурсов декоративно-­прикладного и технического творчества «Техноёлка», «Калядная зорка», «Спасатели глазами детей».


Ред.: Мог бы каждый учащийся стать гением при удачных условиях и обстоятельствах?

Л. И.: Каждый не может стать гением, гениями не становятся, гениями рождаются. Но талантливых детей много. Важно вовремя распознать талант, способности ребенка. Но одному педагогу развить талант ребенка сложно. Необходимы желание, мотивация самого ребенка и поддержка родителей.


Ред.: Как в вашей школе налажена работа с родителями? Может быть, у вас есть эффективные инструменты взаимодействия? Как реагируете на родителей-­жалобщиков?

Л. И.: Работа в нашей школе с родителями налажена согласно методическим рекомендациям: родительский университет, родительские собрания, индивидуальные консультации, беседы. Но самое главное — открытость, умение выстроить доверительные отношения, всегда находить золотую середину и помнить, что мы, педагоги, обучались и получали образование, чтобы правильно выстраивать воспитательную работу с родителями. Если относиться с уважением к родителям, то и жалобщиков не будет. Где-то и принципами можно поступиться, ведь «главней всего — погода в школе».


Ред.: У вас есть какие-то ориентиры — руководители, на которых хочется быть похожей?

Л. И.: Нет, но я всегда определяю у других руководителей те качества, которые беру себе на заметку. Стремлюсь сочетать в себе черты профессионального и компетентного руководителя: профессиональный руководитель — это человек, который чувствует себя настолько уверенно, что может обучать педагогов, а компетентный руководитель имеет желание и возможность общаться с руководителями других образовательных организаций, учиться и учить.

Ред.: К чему начинающему директору нужно стремиться?

Л. И.: К созданию команды единомышленников, самообразованию, знанию нормативно-­правовой документации. Каким бы талантливым руководителем вы ни были, вы не можете в себе одном сочетать все необходимые для управления качества. Поэтому нужно делегировать полномочия своим заместителям. Люди в команде должны дополнять друг друга, не бояться здорового взаимоуважительного спора: в споре рождается истина. Но не путайте спор профессионалов с конфликтом, которого в команде старайтесь избегать.

Моя мечта — написать методическое пособие для молодого директора. Но с этим одной справиться сложно из-за отсутствия свободного времени. Это больше работа команды руководителей-­практиков. Всегда сожалею, что в сутках только 24 часа.


Ред.: А что, на ваш взгляд, должно быть в методическом пособии для молодого директора? Какие разделы нужно обязательно включить?

Л. И.: Я считаю, что основными разделами такого пособия должны быть:

  • перечень нормативно-­правовых документов;
  • локальные документы;
  • приказы, их классификация, обоснование приказов;
  • охрана труда (в нашем учреждении это 18 папок);
  • примерная схема годового плана;
  • примерная схема анализа работы учреждения образования;
  • алгоритм приема на работу и увольнения;
  • организация контроля за работой пищеблока и организацией питания обучающихся;
  • памятки во время проверок пищеблока, пожарной безопасности, сторожевого поста.


Ред.: Какой ваш главный принцип управления?

Л. И.: Главный принцип своей работы вижу в создании ситуации успеха: осторожно и бережно помочь школьнику и педагогу раскрыться, вселить уверенность, дать возможность почувствовать свою значимость и самоценность. Человек рождается не для поражений, а для побед. Человек рождается для успеха! Каждый день, идя в родную школу, я хочу только одного: чтобы мои ученики и учителя, испытав успех, поверили в себя.


Ред.: Как понять, какой перед вами человек и сможете ли вы его взрастить до хорошего педагога?

Л. И.: Как гласит пословица, встречают по одежке, провожают по уму. Внешний вид человека, его мировоззрение, духовный мир, трудолюбие, любовь к детям, стремление к профессио­нальному росту считаю самыми главными составляющими молодого педагога. Очень важно увидеть внутренний мир своего собеседника, после этого станет сразу понятно, вырастет из него хороший педагог или это случайный человек в профессии.


Ред.: Назовите три качества, которые вы больше всего цените в подчиненных.

Л. И.: Трудолюбие, самостоятельность, целеустремленность.


Ред.: Почему вы читаете наш журнал?

Л. И.: Журнал «Директор школы, гимназии, лицея» стал моим светлым лучиком, именно он дал мне уверенность в работе, так как ежемесячно я могу узнавать все самое новое в нормативно-­правовой базе, получаю ответы квалифицированных специалистов на самые разные вопросы, знакомлюсь с опытом директоров и многое другое. Вашим журналом пользуется все руководство, кадровая служба и многие другие работники нашего учреждения образования.


Ред.: Какие задачи или направления в вашей работе вызывают у вас сложности даже с учетом опыта вашей работы? Какую помощь в этом вам может оказать наш журнал?

Л. И.: С получением статуса директора юридического лица лично я почувствовала огромную нехватку юридических знаний. Ведь за последние годы произошли колоссальные изменения нормативно-­правовой базы. В журнале получаю юридическую помощь, особенно в делопроизводстве, чек-листы для различного уровня проверок, методическую помощь.


Ред.: Что может вас напугать?

Л. И.: Плохая погода (гололедица или снежные заносы), так как это может повлиять на безопасный подвоз детей в школу, а таких у нас в учреждении образования 34 %.


Ред.: В чем вы находите отдых от рабочих будней?

Л. И.: Мы с мужем более 15 лет поем в православном хоре, регулярно бываем в храме. Даже во время отдыха в Египте мы смогли посетить святые места, совершили восхождение на гору Моисея. Еще моим релаксом является работа в огороде. С начала февраля я занимаюсь выращиванием рассады для благоустройства придомовой территории. С марта идут работы в парниках, а далее — все работы на участке согласно сезонному календарю. Заглубляя руки в землю, я чувствую, как уходит весь негатив, а взамен получаю силы.

Беседовала Елена ПЛЕХАНОВА

ОБ УЧРЕЖДЕНИИ 

47 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

В Минской области выбрали лучшего молодого директора школы

В Минской области в рамках конкурса "Молодой директор - 2024" выбрали лучшего руководителя учреждения образования: победителем стал Антон Гульнев - директор Велятичской С...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 126

Изменения в специфических санитарно-эпидемиологических требованиях для школ

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.07.2024 № 502 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525 и от 2...
№ 8 (152) 2024 Плеханова Елена,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1542
2
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок