Обращение & оскорбление: как защититься директору

Обращение & оскорбление: как защититься директору

Кого и как защищает законодательство об обращениях граждан? Как правильно поступить, если претензия законных представителей учащегося сочетается с оскорблениями в адрес директора либо любого другого сотрудника школы?

Косько Юрий

юрист, выпускающий редактор журнала «Руководитель учреждения дошкольного образования»

162 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Следует заметить, что жалобы со стороны законных представителей ребенка могут быть по любому поводу: еда в столовой, показавшаяся ребенку холодной; предположение родителей о простуде ребенка из-за проветривания классной комнаты; испачканная одежда или царапина на руке (не уследил учитель); фантазируя, ребенок дома может оговорить учителя, и т. п. Подобные жалобы обосновываются тем, что родители очень трепетно относятся к своим детям и ради их благополучия готовы на все, в т. ч. на обвинение невиновных. Нередко поводом для конфликта становится и какая-­нибудь мелочь, связанная с межличностными отношениями: учитель «не так посмотрел», «ничего не сказал» или сказал «не тем тоном».

Даже если учитель прав, как говорится, на 100 %, нужно помнить, что иногда принципиальность по отношению к некоторым людям, предъявляющим претензии, может обернуться еще большим негативом (например, жалобой в вышестоящие инстанции, приездом комиссии для разбора жалобы).

Поэтому директору нужно быть дипломатичным и гибким и учиться устранять претензии до того, как законный представитель ребенка решит написать жалобу в УОСО или вышестоящие органы управления, а также обучать этому искусству своих подчиненных.

Кого и как защищает законодательство об обращениях граждан

В первую очередь директору УОСО следует хорошо знать нормативную правовую базу, касающуюся обращений граждан, и исполнять ее требования.

Под обращением в белорусском законодательстве понимается индивидуальное или коллективное заявление, предложение, жалоба, изложенные в письменной, электронной или устной форме, т. е. жалоба является разновидностью обращения.

Основные НПА, регулирующие работу с обращениями граждан:

Указанные документы определяют порядок работы с обращениями граждан, а именно порядок подачи обращений, сроки их рассмотрения, учет, ответственность руководителей и т. д.

Это важно
Отказ в приеме обращения гражданина, индивидуального предпринимателя или юридического лица, либо нарушение установленных сроков рассмотрения такого обращения, либо непринятие в пределах своей компетенции мер по восстановлению нарушенных прав, свобод и (или) законных интересов заявителя влекут наложение штрафа в размере до 4 БВ (ч. 1 ст. 10.10 КоАП).

Одновременно законодательство защищает и тех людей, которым адресованы обращения, в т. ч. от необоснованных жалоб.

Так, согласно ст. 8 Закона об обращениях граждан заявители обязаны вежливо относиться к работникам организаций, не допускать употребления нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.

Осуществление заявителями их права на обращение не должно нарушать права, свободы и (или) законные интересы других лиц.

Все работники УОСО должны быть проинформированы о том, что в случае, если законный представитель учащегося допускает оскорбительные высказывания в адрес любого работника УОСО, то работник имеет право подать в суд иск о защите своей чести и достоинства.

Это важно
Организации вправе обращаться в суд для взыскания с заявителей расходов, понесенных в связи с рассмотрением систематически направляемых (три и более раза в течение года) необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения (ст. 81 Закона об обращениях граждан).

Через суд теперь возможно и возмещение расходов, которые понесет УОСО в процессе рассмотрения жалобы. С жалобщика могут быть взысканы суммы, подлежащие выплате экспертам и другим специалистам, привлекаемым к рассмотрению обращений, почтовые и связанные с выездом на место рассмотрения расходы, а также прочие, за исключением оплаты рабочего времени. Но для применения данного положения необходимо сочетание следующих обстоятельств:

  • систематичность, т. е. жалоба направлялась три раза и более в течение года;
  • необоснованность (ложность сведений), т. е. наличие в обращении фактов, не соответствующих действительности, содержащихся в трех и более обращениях за год;
  • направление обращения в одну и ту же организацию от одного и того же заявителя.

Наиболее простые способы разрешения конфликтов

Хотя закон защищает обе стороны (жалобщика и того, на кого жалуются), но согласитесь, что для любого работника УОСО разбирательство жалоб, особенно несправедливых, да еще в судебном порядке становится настоящим моральным испытанием.

Бесконечные объяснения способны довести до полного эмоционального выгорания. А учреждение в результате может потерять хорошего работника, который, не выдержав необоснованных обвинений, попросту напишет заявление об увольнении.

Согласимся и с тем, что, защищая стороны от недопустимых конкретных действий, ни один закон не оградит работника и УОСО от необоснованных суждений родителей.

Поэтому чрезвычайно важным является выяснение причин необоснованных жалоб с целью их упреждения, а также поиск наиболее простых способов разрешения уже возникших конфликтных ситуаций.

Рассмотрим несколько возможных ситуаций и варианты реагирования на них.

Претензия сочетается с оскорблением

В случае, когда претензии сочетаются с оскорблением родителями учителя, директор может предложить работнику составить встречную жалобу на оскорбившего. После чего нужно известить жалобщика о поступившем заявлении и проинформировать о том, что при повторении подобного будет подан судебный иск о защите чести и достоинства работника. Большинство людей, беспокоящихся о своей карьере и репутации, взвесив все за и против, соглашаются на компромиссное решение.

Претензия выходит за рамки функциональных обязанностей сотрудника

Иногда родители предъявляют запросы, которые работники УОСО не уполномочены удовлетворять. В таких случаях нужно научиться тактично говорить «нет», но обязательно обосновывать отказ ссылкой на нормативный документ. К таким документам можно отнести Положение об учреждении общего среднего образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.09.2022 № 322), Закон об обращениях граждан, различные санитарные нормы и правила и т. д.

Есть сомнения в дипломатичности работника

Порой работники своей несдержанностью сами провоцируют необоснованные жалобы. Резко отреагировали на «странный» вопрос или претензию родителя — и этого бывает достаточно, чтобы родитель возмутился.

Если директор не уверен в способности работника дипломатично урегулировать возможный конфликт, то нужно рекомендовать работнику направлять жалобщика для выяснения отношений к руководству УОСО. Нужно выслушать обоих участников конфликта, сохраняя при этом внешний нейтралитет даже при полной уверенности в невиновности работника. Иначе директора обвинят в стремлении скрыть нарушение, сговоре и т. п., а родитель будет обращаться в вышестоящие инстанции напрямую.

Как правило, после внимательного выслушивания жалобы, предложения жалующемуся написать заявление и изложить в нем имеющиеся претензии, обещания изучить вопрос многие родители успокаиваются («сменяют гнев на милость»).

Советы психолога

  • Одним из условий беседы с агрессивно настроенным человеком является сохранение спокойствия, даже если этот человек позволяет себе кричать и грубить.
  • Это очень сложно, но как бы ни было тяжело, нельзя перебивать человека.
  • Выслушивая обвинения, нужно вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно.
  • В минуты накала страстей не терять спокойствия и постараться не перенимать негативные эмоции жалобщика.
  • Когда человек выговорится, следует переформулировать его слова, начав с фразы: «Правильно ли я вас понял: вы…» Доброжелательная и разумная реакция отрезвляет многих.

Если конфликт затянулся

В случае продолжения конфликта директор может обратиться к остальным родителям, дети которых обучаются в УОСО, с просьбой написать отзыв о работе конкретного работника, на которого поступила жалоба. Рекомендуется также провести служебную проверку, оформив ее итоги в письменном виде. Отзывы родителей и материалы проверки желательно приобщить к поданной жалобе.

После чего можно инициировать проведение собрания родителей, на котором выяснить мотивы претензий к работнику. В ходе собрания разъяснить, что необоснованные жалобы (конечно, если они действительно необоснованные) дестабилизируют работу УОСО и создают неблагоприятный эмоциональный климат в классах, что в свою очередь влияет и на других участников образовательного процесса — как на детей других родителей, так и на ребенка жалобщика.

Выводы

  • Вариантов предупреждения жалоб бесчисленное множество. Они очень индивидуальны, поэтому нельзя дать какой-то один универсальный рецепт.
  • Что можно посоветовать всем без исключения директорам, так это изучать НПА, касающиеся работы УОСО, и чаще читать литературу, посвященную причинам возникновения и способам разрешения конкретных конфликтных ситуаций.
  • Директору не нужно бояться жалоб. Если они обоснованы, то позволят улучшить работу учителя и УОСО в целом. Если же не обоснованы, то все равно работают на совершенствование работников и директора, формируя у них выдержку, умение принимать человека таким, каким он есть в реальном мире. И чем больше в этом отношении будут развиваться директор и работники УОСО, тем выше вероятность снижения конфликтов с законными представителями учащихся.
162 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок