Готовимся к новому учебному году правильно
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Готовимся к новому учебному году правильно

Начало учебного года — всегда стресс для всех участников образовательного процесса. 

Статья поможет директору (как начинающему, так и опытному):
• не растеряться в начале учебного года;
• грамотно подвести итоги предыдущего года;
• проверить наличие приказов, которые следует издать на начало учебного года.

Маевская Валентина

заместитель начальника управления координации методической работы государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования»

1458 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Кто такой эффективный руководитель

Руководитель учреждения образования и его заместители по основной деятельности — ключевые фигуры в сфере образования, определяющие успешность реализации происходящих изменений в системе общего среднего образования. Они должны обладать такими качествами, как компетентность, коммуникабельность, внимательное отношение к педагогическим работникам, смелость в принятии решений, способность творчески решать проблемы.

Успех работы учреждения образования в значительной степени зависит от того:

  • каков уровень подготовки руководителей — директора и его заместителей;
  • как складываются взаимоотношения между ними;
  • как распределяются их обязанности;
  • совместно ли вырабатываются управленческие решения;
  • находят ли они единые подходы к анализу и оценке деятельности учреждения образования и отдельных его работников.

Школа — это многообразный живой организм, который немыслим без управления. И директор создает условия для качественной организации образовательного процесса, положительного микроклимата, продуктивного взаимодействия сотрудников в учреждении образования.

Как рационально использовать силы

Уровень управленческой деятельности в учреждении образования во многом зависит от качества культуры труда директора.

Рационально использовать свои силы возможно, если:

  • осуществлять работу целенаправленно, планомерно, системно, рефлексивно, на научной основе;
  • действовать слаженно с коллегами;
  • делегировать часть полномочий ответственным исполнителям — коллегам;

От редакции

О грамотном делегировании читайте в статье Е. Плехановой «Глава делегации: как правильно распределить обязанности».


  • повышать производительность труда за счет интенсификации, культуры общения и отношений, создания и эффективного использования информационного банка данных, упорядоченности дня, регламентации труда по времени;
  • внедрять удобные формы и способы оформления документации (сокращая объем и увеличивая информационную емкость);
  • организовать продуманно свои действия, опираясь на научную организацию труда, используя памятки, схемы, диаграммы, картотеки и др.

Полезные инструменты для директора

Технологическая цепочка управленческой деятельности

Технология управления характеризуется строго определенной последовательностью методов, операций, позволяющих получать устойчивый запланированный результат при наименьших затратах сил, средств, времени.

Список вопросов для анализа итогов учебного года

Можно использовать для подготовки доклада на педагогическом совете в августе.

☐ Насколько достигнуты цели и задачи работы УОСО в прошедшем учебном году?

☐ В какой мере выполнены учебные программы по учебным предметам?

☐ Достигнут ли запланированный уровень результатов учебной деятельности учащихся?

☐ Произошли ли изменения в уровне воспитанности школьников?

☐ Насколько выполнены программы профессиональной ориентации и профильной подготовки учащихся?

☐ Как развиваются познавательные интересы детей?

☐ Есть ли успехи в области олимпиадного движения и научно-­исследовательской работы учащихся?

☐ Какие факторы повлияли отрицательно (положительно) на качество результатов?

☐ Какие условия создавались для достижения образовательных целей учреждения образования?

☐ В какой мере удовлетворены образовательные потребности населения?

☐ Насколько рационально организован труд учащихся и педагогов, как это отразилось на результатах образовательной деятельности учреждения?

☐ Как изменился уровень профессионализма учителей и качество преподавания и воспитания, как это повлияло на достижение целей учреждения?

☐ Какие инновационные и традиционные технологии использовались, как это сказалось на результатах обучения и воспитания учащихся?

☐ Какие авторские работы, методики, технологии были созданы педагогами?

☐ Что было адаптировано, заимствовано из эффективного педагогического опыта коллег?

☐ Как организована работа по социальной адаптации учащихся, развитию творческого потенциала детей?

☐ Какие конкретные результаты достигнуты?

☐ Каковы состояние здоровья учащихся, динамика заболеваемости?

☐ Укрепляется ли здоровье детей?

☐ Каково состояние работы по обеспечению здорового образа жизни детей и сотрудников?

☐ Как осуществляется профилактика заболеваний?

☐ Как отразилась на качестве обучения и воспитания деятельность учебно-­мето­ди­ческих объединений, творческих коллективов и иных методических формирований?

☐ Каково состояние микроклимата в коллективе?

☐ Как влияет на уровень обученности и воспитанности деятельность психолого-­педа­гогической службы, педагога социального?

☐ Насколько эффективно проводилась работа с родителями?

☐ Достаточно ли действенны связи учреждения образования с общественными и государственными организациями и учреждениями?

☐ Какое влияние на совершенствование образовательной деятельности оказал самоконтроль?

☐ Как можно оценить состояние управления школой, в какой мере оно обусловило достижение целей учреждения образования?


От редакции

Обратите внимание на пособие «Годовой план от А до Я: исправляем ошибки, работаем по образцу», которое содержит 3 готовых анализа работы учреждений образования.


Подведение итогов работы учреждения за год

Можно использовать для подготовки педагогического совета в августе.

При подведении итогов важно отметить общие и персональные достижения в работе. Подумать об этом необходимо заранее (кто будет награжден за особые педагогические достижения, как это лучше сделать, кто должен определять номинантов).

Лучшие достижения учителей, учебно-­методических объединений, творческих групп на итоговом педагогическом совете можно отметить в различных номинациях: «Учитель года», «Лучшее учебно-­методическое объединение», «Поиск и творчество», «Классный классный» и др.

Количество, названия номинаций и требования к номинантам определяются в соответствии с положением о конкурсе, разработанным методическим советом (при его наличии) или руководством учреждения образования.

Список номинантов может составляться на основе закрытого анонимного анкетирования, которое проводится после представления кандидатур номинантов учебно-­мето­дическими объединениями и методическим советом. Победители в номинациях объявляются на итоговом педагогическом совете и соответствующим образом премируются.

Это важно
На итоговом педагогическом совете непременно должен получить надлежащую оценку любой позитивный опыт работы учреждения образования.

Обязательно должны быть определены цели и задачи работы учреждения образования на новый учебный год.


От редакции

Провести педсовет по-новому вам поможет пособие «Педагогический совет: эффективные методы и современные подходы».


Примерная циклограмма приказов на начало учебного года

☐ О назначении ответственных за ведение книг учета и выдачи документов об образовании.

☐ О повышении квалификации.

☐ О проведении учета детей в целях получения ими общего среднего, специального образования.
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24.08.2022 № 285 «О порядке учета детей в целях получения ими общего среднего, специального образования».

☐ О распределении функциональных обязанностей.

☐ О создании безопасных условий пребывания.
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 03.08.2022 № 227 «Об утверждении правил безопасности, правил расследования и учета несчастных случаев, произошедших с обучающимися».

☐ О зачислении учащихся во II‒IX, XI классы.
Срок: до 31 августа (п. 74 Положения об учреждении общего среднего образования, утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.09.2022 № 322 (далее — Положение № 322)).

☐ О зачислении в I классы.
Срок: до 31 августа (п. 74 Положения № 322).

☐ Об утверждении состава аттестационной комиссии.

☐ О зачислении в X классы.
Срок: до 25 августа — в классы с изучением отдельных предметов на повышенном уровне (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 17.08.2022 № 269 «О приеме лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, средних школах»), до 31 августа — в базовые классы.

☐ Об организации методической работы.

☐ О распределении нагрузки на 1‑е полугодие.

☐ Об освобождении от занятий по учебным предметам «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение».

☐ Об организации занятости учащихся, освобожденных от двигательной активности на уроке, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, ЛФК, присутствующих на уроке «Физическая культура и здоровье» и занятиях «Час здоровья и спорта».

☐ Об определении учащихся по группам физической культуры.

☐ О проведении учебных занятий на базе центра допризывной подготовки.

☐ Об осуществлении профессионального обу­чения учащихся.

☐ Об организации получения общего среднего образования на дому.
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26.07.2022 № 211 «Об утверждении Инструкции о порядке освоения содержания образовательных программ общего среднего образования на дому».

☐ Об организации образовательного процесса индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом.
Пункты 57‒62 Положения № 322.

☐ О формировании групп факультативных занятий.

☐ Об освобождении от изучения учебного предмета «Белорусский язык».

☐ Об организации и комплектовании групп продленного дня.

1458 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Ни дня без развития»: интервью с директором ГУО «Средняя школа № 20 г. Бреста имени Героя Советского Союза Д. М. Карбышева» Александром Михайловичем АГЕЕВЦОМ

Директор-изобретатель ГУО «Средняя школа № 20 г. Бреста имени Героя Советского Союза Д. М. Карбышева» Александр Михайлович Агеевец рассказал в интервью с расширенной реал...
№ 10 (154) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 679
5
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок