Сегодня в Минске начал работу Республиканский педагогический совет.
На 12 диалоговых площадках будет сделан акцент на приоритетах и изменениях на всех уровнях образования. Кроме того, педагоги обсудят развитие инклюзивного образования, актуальные аспекты социальной, воспитательной, идеологической работы в современных условиях, развитие системы послевузовского образования, совершенствование подготовки педагогических кадров.
Актуальными направлениями деятельности на уровне дошкольного и общего среднего образования остаются: обеспечение качественного и доступного образования; создание безопасных и здоровьесьерегающих условий; повышение воспитательного потенциала урока; обеспечение специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития.
Отметим, что к 2021/2022 учебному году приняты все необходимые нормативные правовые акты; в помощь педагогам, органам управления образованием подготовлены инструктивно-методические письма. Все материалы размещены на национальном образовательном портале, сайте Министерства образования.
Образовательная сеть в республике на начало 2021/2022 учебного года это:
2 936 учреждений дошкольного образования, в которых будут получать дошкольное и специальное образование более 425 тыс. воспитанников;
2 940 государственных учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, к учебным занятиям приступят около 1 млн. 85 тыс. учащихся, в том числе 118 тыс. первоклассников.
237 учреждений специального образования, в которых обучаются 14 863 обучающихся.
В 2021 году запланирован ввод в эксплуатацию 12 учреждений дошкольного образования на 2 229 мест, 7 новых школ на 6 095 мест.
В 2021/2022 учебном году завершается переход на обновленные учебные программы, который был начат в 2015 году. Новые учебные программы вводятся в XI классе. Именно учащиеся XI класса получат комплект новых учебников. Говоря о содержательной части учебных предметов надо отметить, что в настоящее время особый акцент делается на воспитательный потенциал урока, повышение его значимости. Каждый урок должен воспитывать.
Еще об одном изменении – об итоговой аттестации выпускников, которое в последнее время широко обсуждается. В целях выполнения поручений Главы государства по вопросам образования Министерством образования разработаны новые подходы к итоговой аттестации выпускников учреждений общего среднего образования. И здесь решается несколько вопросов: уменьшение нагрузки на учащихся XI классов, оптимизация подходов к проведению экзаменационной и вступительной кампаний, повышение объективности оценки и качества аттестата в целом. Такой подход поддерживается и на местах. Планируется, что он будет реализован в 2023 году.
В учреждениях общего среднего образования создана серьезная база для профильного обучения.
Для учащихся базовых X-XI классов в рамках трудового обучения реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих. По завершении ее освоения предоставлена возможность сдать квалификационный экзамен.
И еще один вопрос, который обсуждается сегодня и педагогами, и особенно родителями – дистанционное образование в школе. С 1-го сентября все учреждения образования начинают функционировать в обычном режиме с учетом выполнения рекомендаций Министерства здравоохранения по обеспечению санэпидрежима. Кроме того, и в проекте Кодекса данная форма обучения на уровне общего среднего образования не предусмотрена.
С 1 января 2021 функционирует в тестовом режиме единый информационно-образовательный ресурс (ЕИОР). К 1 сентября осуществлена доработка материалов, размещенных на ЕИОР, организован их перевод на белорусский язык. Материалы ЕИОР могут использоваться в образовательном процессе в случае отсутствия отдельных учащихся на учебных занятиях, а также учителем при проведении уроков в классе для демонстрации опытов, видеофрагментов, иллюстраций, схем, таблиц, карт и другое. Кроме того, это замечательная копилка лучшего педагогического опыта педагогов республики, который должен быть использован и для повышения профессионального уровня учителей, особенно молодых педагогов.
Источник: Министерство образования Республики Беларусь.