Почему для педработника важно не иметь дисциплинарного взыскания
1. Гарантия продления контракта
В главе 181 ТК предусмотрены два случая-гарантии продления срока действия контракта либо заключения нового контракта с работниками:
- которые не отнесены к категориям, указанным в ст. 2615 ТК, не допускающими нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины (чч. 3 и 4 ст. 2613 ТК);
- предпенсионного возраста (работники, которым до достижения общеустановленного пенсионного возраста остается не более двух лет), добросовестно работающими и не допускающими нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины (п. 3 ч. 3 ст. 2615 ТК).
Гарантия, предусмотренная чч. 3 и 4 ст. 2613 ТК, относительно новая, введенная в действие с 28 января 2020 г., и первое время она вызывала много вопросов по применению.
Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь на своем сайте в материале «Продление (заключение) контрактов с работниками» следующим образом разъяснило порядок применения гарантий по продлению (заключению нового) контракта.
По официальной позиции критерием отнесения работника к категории работников, не допускающих нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, является отсутствие неснятого (непогашенного) в установленном порядке дисциплинарного взыскания.
Заметим, что отдельные тарифные или местные соглашения предусматривают обязанность нанимателя продлить контракт с работником, не допускающим нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины. Например, это предусмотрено соглашением между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусским профессиональным союзом работников образования и науки на 2019‒2022 годы (зарег. Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь 01.04.2019 № 260 (далее — Соглашение)), согласно которому стороны пришли к соглашению:
- продлевать, заключать контракты с добросовестно работающими и не допускающими нарушений трудовой и исполнительской дисциплины работниками предпенсионного возраста (за 5 лет до достижения общеустановленного пенсионного возраста) с их согласия до достижения общеустановленного пенсионного возраста и получения ими права на полную пенсию по возрасту (подп. 31.10 п. 31 Соглашения);
- продлевать, заключать контракты с работниками, добросовестно работающими, не допускающими нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины и не имеющими дисциплинарных взысканий в течение года, предшествовавшего дате окончания контракта, которым до достижения общеустановленного пенсионного возраста остается не более пяти лет, с их согласия, не менее чем до достижения указанного возраста с обязательным включением в контракты дополнительных мер стимулирования труда в соответствии с абз. 2 и 3 п. 3 ч. 1 ст. 2612 ТК (подп. 31.11 п. 31 Соглашения);
- продлевать контракты с работниками, добросовестно работающими, не допускающими нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины и не имеющими дисциплинарных взысканий в течение года, предшествовавшего дате окончания контракта, имеющими высокий профессиональный уровень и квалификацию и (или) продолжительный стаж работы по специальности (в отрасли), продолжительность которого определяется в каждой конкретной организации системы Министерства самостоятельно в коллективном договоре, на срок до истечения максимального срока действия контракта с обязательным включением в контракты дополнительных мер стимулирования труда в соответствии с абз. 2 и 3 п. 3 ч. 1 ст. 2612 ТК (подп. 31.13 п. 31 Соглашения) и др.
2. Влияние на характеристику при трудоустройстве с учетом п. 11 Декрета № 5
Согласно ч. 2 п. 11 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее — Декрет № 5) при приеме на работу в государственные организации, в т. ч. в государственные учреждения образования, последние обязаны запросить характеристику с последнего места работы.
Для целей Декрета № 5 применяется унифицированная форма характеристики (уст. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2021 № 585 «О форме характеристики») как при приеме на работу (п. 11 Декрета № 5), так и при согласовании с местными исполнительными и распорядительными органами назначения лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности в течение пяти лет после такого увольнения (п. 9 Декрета № 5).
Форма характеристики
В ней указываются в т. ч. сведения о дисциплинарных взысканиях, примененных к работнику в течение последнего года до даты выдачи характеристики (до даты увольнения).
Описание трудового спора
Обстоятельства дела
Учитель высшей категории К., работающая в ГУО «С», приказом от 15.12.2021 № 116‑л была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания за отсутствие без разрешения руководителя учреждения образования на совещании при директоре в субботу 11 декабря 2021 г. в 11:30, что повлекло, по мнению нанимателя, нарушение п. 41 устава ГУО «С», п. 13 правил внутреннего трудового распорядка ГУО «С». и п. 9 контракта № 19 от 19.04.2019.
Основанием для издания приказа послужили докладная записка заместителя директора по учебной работе Ф. и письменные объяснения К. от 14.12.2021.
Считая наложение дисциплинарного взыскания незаконным и необоснованным, учитель К. указала, что 11 декабря 2021 г. уроков у нее согласно расписанию не было, поэтому этот день являлся для нее нерабочим днем. Кроме того, о проведении 11 декабря совещания при директоре ни письменно, ни устно она не была уведомлена, присутствие на совещаниях при директоре в ее трудовые обязанности не входит. Учитель К. просила суд отменить дисциплинарное взыскание в виде объявления замечания, наложенное приказом от 15.12.2021 № 116‑л.
Решение суда
В иске К. к ГУО «С» об отмене дисциплинарного взыскания было отказано.
Суд пришел к выводу о совершении учителем К. дисциплинарного проступка, выразившегося в нарушении п. 41 устава ГУО «С», п. 13 правил внутреннего трудового распорядка ГУО «С» и п. 9 контракта № 19 от 19.04.2019, а именно в отсутствии без разрешения руководителя учреждения образования на совещании при директоре 11 декабря 2021 г., в связи с чем К. привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания правомерно.
Так, в соответствии с подп. 1.4 п. 1 должностной инструкции учителя в своей деятельности учитель руководствуется в т. ч. уставом, локальными актами школы (в т. ч. правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, должностной инструкцией, трудовым договором (контрактом)).
Факт отсутствия 11 декабря 2021 г. учитель К. не отрицала в объяснительной записке, а также не оспаривала в суде.
С приказом о привлечении к дисциплинарной ответственности от 15.12.2021 учитель К. была ознакомлена 17 декабря 2021 г.
Доводы работника и выводы суда
Вывод
Рассмотренное судебное дело в очередной раз показывает неверное представление педагогических работников о своем рабочем времени, которое может повлечь для них негативные последствия: от привлечения к дисциплинарной ответственности до отказа нанимателя в продлении контракта или увольнения, а также в виде отказа в приеме на работу в школу при наличии привлечения к дисциплинарной ответственности по последнему месту работы.