Организация работы СППС учреждения образования
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Организация работы СППС учреждения образования

Нужно ли учреждению разрабатывать свое Положение о социально-педагогической и психологической службе?
Да, нужно.
Какие приказы нужно издать директору?
Об организации работы социально-педагогической и психологической службы; о создании совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; об утверждении решений совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Нужно ли директору утверждать график работы специалистов социально-педагогической и психологической службы?
Нужно.

Черепанова Ольга

Заместитель директора по воспитательной работе государственного учреждения образования «Средняя школа № 37 г. Гродно»

2901 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Одним из основных требований к организации образовательного процесса в учреждениях образования является обеспечение социально-­педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи (ст. 91 Кодекса об образовании).

Право обучающихся на получение социаль­но-­педагогической и психологической помощи, в свою очередь, закреплено в ст. 31 Кодекса об образовании.

Положение о социально-­педагогической и психологической службе учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 116) (далее — Положение о СППС) регулирует создание и функционирование социально-­педагогической и психологической службы (далее — СППС) учреждения образования.

Директору на заметку
СППС в своей деятельности руководствуется Положением о СППС учреждения образования, которое разрабатывается на основе Положения о СППС с учетом особенностей функционирования и типа учреждения образования.

Основные задачи СППС учреждения образования — обеспечение социально-­педагогической поддержки обучающихся и оказание им психологической помощи (п. 5 Положения о СППС).

Целью деятельности СППС учреждения образования является социальная адаптация обучающихся и оптимизация образовательного процесса (п. 4 Положения о СППС). Реализация данной цели требует от специалистов СППС наряду с диагностическими, консультативными и коррекционными умениями способности к системному анализу проблемных ситуаций, планированию инициативной деятельности, направленной на их разрешение, соорганизации собственных усилий с деятельностью всех участников образовательного процесса учреждения образования.

Объектом комплексной помощи выступает образовательный процесс, предметом — ситуация развития ребенка как система его отношений с миром, окружающими сверстниками и взрослыми, самим собой.

Остановимся на актуальных аспектах обеспечения социально-­педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи.

Специалистами СППС учреждения образования являются педагог социальный и педагог-­психолог, деятельность которых осуществляется согласно должностным инструкциям.

Образец плана работы педагога-­психо­ло­га на четверть
Образец плана работы педагога социального на четверть

С целью оптимизации социально-­педаго­гической и психологической деятельности в нашем учреждении в 2021/2022 учебном году специалисты закреплены по параллелям I‒V и VI‒XI классов.

Справочно: конкретные наименования и численность специалистов СППС учреждения образования определяются руководителем учреждения в пределах общей штатной численности, определенной в установленном порядке на основе типовых штатов и нормативов численности работников, или согласованной с вышестоящей организацией и финансовым органом штатной численности соответствующего учреждения образования.
Актуальные нормативные правовые документы, инструктивно-­методические письма и методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь, регламентирующие деятельность СППС, пособия, статьи по актуальным вопросам социально-­педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи размещены на Национальном образовательном портале. На сайте государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» размещены методические материалы, проводятся онлайн-­консультации по актуальным аспектам обеспечения социально-­педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи.

Образец приказа об организации работы СППС 

Разрабатываем план работы СППС

Деятельность СППС учреждения образования осуществляется на основе плана работы СППС учреждения образования (далее — план работы СППС).

В плане работы СППС на год должна обеспечиваться внутренняя логическая связь содержания его частей: анализа работы за прошедший учебный год, задач и мероприятий на новый учебный год.

При составлении плана работы СППС необходимо соблюдать следующие требования:

  • соответствие целей, направлений, содержания плана работы СППС нормативным правовым документам и информационно-­методическим материалам Министерства образования Республики Беларусь;
  • актуальность и целенаправленность — отражение важных событий в жизни государства и общества, направленность на достижение цели и решение задач воспитания обучающихся в соответствии с нормативными требованиями;
  • психолого-­педагогическая обоснованность мероприятий;
  • разнообразие форм, методов идеологической и воспитательной работы;
  • деятельностный, системный, перспективный характер мероприятий.

План работы СППС устанавливает способы и средства достижения цели, задачи, формы, методы работы, мероприятия по реализации основных направлений деятельности, сроки, участников, лиц, ответственных за их проведение, учреждения, с которыми взаимодействует СППС при проведении мероприятий.

План работы СППС является разделом плана воспитательной работы учреждения образования.

Мероприятия специалистов СППС, включаемые в план:

  • содействие в обеспечении защиты прав и законных интересов обучающихся;
  • изучение условий жизни и воспитания обучающихся в семье;
  • взаимодействие с работниками учреждений образования, иными органами и организациями по выявлению и учету обучающихся, нуждающихся в социально-­педагогической и психологической помощи;
  • своевременное информирование администрации учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя), заинтересованных органов о нарушении прав и законных интересов обучающихся и лицах, его допустивших;
  • участие в осуществлении профилактической работы по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, торговли людьми и насилия в отношении обучающихся;
  • участие в формировании у обучающихся навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения;
  • изучение индивидуально-­психологических особенностей обучающихся, иных участников образовательного процесса, особенностей развития коллективов обучающихся и педагогических работников;
  • участие в организации личностно-­ориен­тированной социально-­педагогической, психологической и правовой помощи обу­чающимся, имеющим проблемы в общении, обучении, развитии, социализации;
  • оказание психологической помощи, со­циально-­педагогической поддержки обучающимся, оказавшимся в трудных и кризисных ситуациях, по формированию позитивного отношения к себе, окружающему миру, повышению уровня социально-­психологической адаптации;
  • участие в разработке и реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки;
  • участие в разработке и реализации планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите;
  • участие в подготовке обучающихся к самостоятельной и семейной жизни, профессиональной ориентации, а также выполнению социальных ролей гражданина, семьянина;
  • повышение психологической и правовой культуры участников образовательного процесса;
  • оказание социально-­педагогической и психологической помощи обучающимся в условиях интегрированного обучения и воспитания;
  • участие в анализе образовательной деятельности, осуществляемой учреждением образования;
  • участие в организации социально значимой деятельности обучающихся, содействие в развитии детских и молодежных инициатив, их творческого потенциала и самодеятельности;
  • изучение и обобщение опыта работы по оказанию социально-­педагогической и психологической помощи;
  • разработка специалистами СППС инфор­мационно-­аналитических материалов по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся, защиты их прав и законных интересов.

Структура плана работы СППС на год

Цель

Цель — краткая позитивная формулировка желаемого конечного результата, который должен быть получен, если задачи будут успешно реализованы.

Задачи

Задачи работы на предстоящий учебный год (задачи — пути реализации цели).

Основная часть

Основная часть плана работы СППС содержит описание основных направлений деятельности, перечень мероприятий с указанием места, сроков их проведения, ответственных за организацию (с указанием ФИО).

Следует заметить, что основным критерием качества обеспечения социально-­педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи является соответствие деятельности специалистов СППС цели (ст. 96 Кодекса об образовании, п. 4 Положения о СППС) и основным задачам СППС (п. 5 Положения о СППС).

Организация работы специалистов

В целях создания условий для повышения эффективности социально-­педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи деятельность специалистов СППС в нашем учреждении образования осуществляется в отдельных рабочих кабинетах: кабинете педагогов-­психологов и кабинете педагогов социальных. Рабочие кабинеты специалистов СППС соответствуют санитарно-­гигиеническим, техническим и методическим требованиям НПА, включают в себя функциональные зоны и оснащение, соответствующее основным направлениям деятельности и должностным обязанностям конкретного специалиста.

Координация деятельности специалистов

Функционирование системы обеспечения социально-­педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи обеспечивается координацией деятельности специалистов заместителем директора по воспитательной работе.

Справочно: координацию деятельности учреждений образования по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, их соци­аль­но-­педагогической реабилитации, оказанию им и их законным представителям психологической помощи осуществляют социально-­педагогические центры в пределах административно-­территориальной единицы (п. 2 гл. 1 Положения о социально-­педагогическом центре, утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21.11.2017 № 145).

Эффективность социально-­педаго­гичес­кой поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи в значительной мере зависит от установленных профессиональных и деловых контактов с субъектами профилактики (ст. 5 Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений») и органами, учреждениями и иными организациями, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ст. 4 Закона Республики Беларусь от 31.05.2003 № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

При этом важно учитывать конкретные условия, особенности участников образовательного процесса, их потребности и потенциал учреждения образования: количественные и качественные характеристики кадрового, материально-­технического, ор­га­низационного и методического обес­печения, а также доступность и непосредственный охват социально-­педагогической поддержкой и психологической помощью целевых групп.

Опыт СШ № 37 г. Гродно

Целью деятельности СППС нашей школы является создание оптимальных условий для совершенствования учебно-­воспитательной среды, ориентированной на развитие социально зрелой, интеллектуальной, творческой личности.

Основные задачи СППС СШ № 37 г. Гродно:

  • психолого-­педагогическое сопровождение учащихся, оказание своевременной комплексной личностно-­ориентированной психолого-­педагогической помощи родителям и педагогам;
  • выявление причин отклонений в развитии личности, профилактика и коррекция отклонений;
  • оказание социально-­педагогической и психологической помощи при работе с учащимися, семьей и классным коллективом;
  • обеспечение психологической поддержки при выборе жизненного пути и профессиональной карьеры;
  • содействие гармонизации социально-­психологического климата в школе;
  • содействие формированию здорового образа жизни, ценностного отношения учащихся к здоровью, в т. ч. психологическому;
  • психолого-­педагогическое сопровождение одаренных детей;
  • расширение взаимодействия учреждения образования с семьей;
  • повышение педагогической, правовой, информационной культуры субъектов образовательного процесса.

Принципы деятельности СППС СШ № 37 г. Гродно:

  • законность;
  • уважение и соблюдение прав, законных интересов и свобод участников образовательного процесса;
  • добровольность получения социально-­пе­да­гогической и психологической помощи;
  • доступность получения социально-­педаго­гической и психологической помощи;
  • конфиденциальность;
  • научная обоснованность;
  • профессионализм.

СППС СШ № 37 г. Гродно в пределах своей компетенции выполняет следующие функции:

  • содействие в обеспечении защиты прав и законных интересов обучающихся;
  • изучение условий жизни и воспитания обучающихся в семье;
  • выявление и учет обучающихся, нуждающихся в социально-­педагогической и психологической помощи;
  • информирование администрации СШ № 37 г. Гродно, заинтересованных органов о нарушении прав и законных интересов обучающихся и лицах, его допустивших;
  • осуществление профилактической работы по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, торговли людьми и насилия в отношении обучающихся;
  • участие в формировании у обучающихся навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения;
  • изучение индивидуально-­психологичес­ких особенностей обучающихся, иных участников образовательного процесса, особенностей развития коллективов обучающихся и педагогических работников;
  • организация личностно-­ориентированной социально-­педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся, имеющим проблемы в общении, обучении, развитии, социализации;
  • участие в подготовке обучающихся к самостоятельной и семейной жизни, выполнению социальных ролей гражданина, семьянина;
  • повышение психологической и правовой культуры участников образовательного процесса;
  • оказание социально-­педагогической и психологической помощи обучающимся в условиях интегрированного обучения и воспитания;
  • участие в анализе образовательной деятельности, осуществляемой в школе;
  • участие в организации социально значимой деятельности обучающихся, содействие в развитии детских и молодежных инициатив, их творческого потенциала и самодеятельности;
  • изучение и обобщение опыта работы по оказанию социально-­педагогической и психологической помощи;
  • разработка информационно-­аналитических материалов по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся, защиты и охраны детства;
  • проведение мероприятий по воспитанию и защите прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, в соответствии с планом воспитательной работы школы.

Объем, формы, продолжительность со­циально-­педагогической и психологической помощи определяются специалистами СППС учреждения образования с учетом возраста обучающихся, характера проблем, анализа и перспектив их решения.

Социально-­педагогическая и психологическая помощь может оказываться индивидуально или в составе группы.

СППС учреждения образования оказывает социально-­педагогическую помощь несовершеннолетним обучающимся с согласия и во взаимодействии с родителями или другими законными представителями обучающихся с учетом мнения самого несовершеннолетнего.

Справочно: оказание психологической помощи участникам образовательного процесса осуществляется в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 01.07.2010 № 153-З «Об оказании психологической помощи» и иными актами законодательства.

Директору на заметку
График работы специалистов СППС учреждения образования определяется с учетом особенностей учреждения образования и утверждается руководителем учреждения образования.

Документация СППС СШ № 37 г. Гродно включает:

  • план работы СППС на год (раздел годового плана работы школы);
  • планы работы специалистов СППС на четверть;
  • аналитический отчет о работе СППС за четверть, год;
  • графики работы специалистов СППС;
  • социально-­педагогическую характеристику учреждения образования;
  • материалы по организации и оказанию помощи обучающимся (индивидуальные психодиагностические материалы, акты обследования условий жизни и воспитания обучающихся, другие материалы);
  • отчеты и аналитические материалы о реализации мероприятий по оказанию социально-­педагогической и психологической помощи обучающимся;
  • журнал учета консультаций участников образовательного процесса.

СППС учреждения образования работает в тесном контакте с СППС других учреждений образования по принципу интеграции работы по оказанию социально-­педагогической и психологической помощи.

Деятельность СППС учреждения образования по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, их социально-­педагогической реабилитации и оказанию им психологической помощи координируется социально-­педагогическими центрами.

Деятельность совета профилактики учреждения

Совет учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее — совет профилактики) создан для обеспечения комплексного коллегиального подхода к защите прав и законных интересов несовершеннолетних и призван осуществлять контроль за организацией воспитательной и профилактической работы в учреждении образования по предупреждению, выявлению и устранению причин и условий безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; оказывать содействие в создании условий для социально-­педагогической поддержки воспитанников, находящихся в социально опасном положении.

Деятельность совета профилактики регламентируется Положением о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.11.2017 № 146 с последующими изменениями и дополнениями (далее — Положение о совете).

Директору на заметку
Персональный состав и численность совета профилактики определяются на начало каждого календарного года приказом руководителя учреждения образования.

Образец приказа о создании совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 

В состав совета профилактики входят:

  • председатель, являющийся по должности руководителем учреждения образования;
  • заместитель председателя;
  • секретарь совета профилактики;
  • иные члены совета профилактики из числа сотрудников органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также представителей общественных объединений с их согласия.

План работы совета профилактики, который составляется на календарный год, рассматривается на заседании совета профилактики и утверждается председателем совета профилактики. Структура плана строго регламентирована приложением 2 к Положению о совете.

Заседания совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

Форма плана работы совета профилактики
Образец плана работы совета профилактики

Очередность рассмотрения вопросов на заседании совета профилактики определяется повесткой заседания, которая утверждается председателем совета профилактики не менее чем за 10 календарных дней до проведения заседания и включает в себя:

  • основные вопросы, включенные в план работы совета профилактики;
  • рассмотрение уведомлений, поступивших в учреждение образования из органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также докладных записок педагогических и иных работников учреждения образования по вопросам нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • рассмотрение актов обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) и информации по результатам социального расследования для принятия решений об обращении в координационный совет по признанию ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, иного решения.

Подготовку заседаний совета профилактики и организационно-­техническое сопровождение его деятельности обеспечивает секретарь совета профилактики.

Результаты заседания совета профилактики оформляются протоколом по форме согласно приложению 1 к Положению о совете.

Протокол утверждается приказом руководителя учреждения образования.

Форма протокола заседания совета профилактики
Образец приказа об утверждении решений совета профилактики

2901 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Директор школы, гимназии, лицея» № 11 (2024) за 5 минут: контроль питания в УОСО, простые решения для директора по мониторингу адаптации учащихся, все нюансы персонифицированного учета в соответствии с актуальными изменениями

Кроме того, в 11-м номере журнала: • Проблема совмещения и совместительства с коррупционным окрасом • Административная ответственность за нарушение законодательства о...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 196

Изменения в специфических санитарно-эпидемиологических требованиях для школ

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.07.2024 № 502 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525 и от 2...
№ 8 (152) 2024 Плеханова Елена,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1596
2
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок