Шесть источников развития материально-технической базы УО

Шесть источников развития материально-технической базы УО

Одной из главных задач руководителя учебного заведения является создание современной и безопасной образовательной среды, развитие материально-­технической, учебно-­технологической, информационной, спортивной базы за счет привлечения бюджетных и внебюджетных средств. Ведь состояние материально-­технической базы напрямую влияет на качество образования, является одним из компонентов формирования позитивного имиджа учебного заведения, его авторитета в образовательном пространстве региона.

Киселев Константин

Директор государственного учреждения образования «Гимназия № 2 г. Витебска»

1097 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Организация работы по укреплению материально-­технической базы (далее — МТБ) должна иметь четкие ориентиры развития как минимум на пятилетний период, а также рабочий план на каждый год.

При планировании укрепления МТБ и учебно-­технологической базы необходимо выделить основные направления совершенствования МТБ, наиболее актуальные в определенный период для конкретного учреждения образования. При этом руководитель в обязательном порядке должен учитывать государственные ориентиры.

В качестве примера приведу 8 главных целей развития материально-­технической базы ГУО «Гимназия № 2 г. Витебска», определенных на 2022 г. и успешно решенных благодаря деятельности гимназического сообщества.

В рамках мероприятий, посвященных Году исторической памяти, были созданы и торжественно открыты центр патриотического воспитания «Память» им. Героя Советского Союза В. А. Тышевича и музей учительства гимназии (стендовые экспозиции, мебель).

С целью развития информатизации были приобретены 4 мультиборда, 21 ноутбук, 12 системных блоков для компьютерного класса, веб-камеры для создания центра дистанционного образования, 20 планшетов для интер­активного кабинета английского языка.

Кроме того, были созданы ресурсные центры химии и биологии, закуплены современное высокотехнологичное оборудование и реактивы.

В рамках модернизации актового зала гимназии была проведена замена оформления сцены (жалюзи, ламбрекен), приобретены новые акустические системы, шнуровые и радиомикрофоны.

С целью развития кабинетной базы, обновления мебели были приобретены 245 комплектов ученической мебели, 20 стенок офисных, 35 учительских столов, стенка в кабинет английского языка, завоевавшего гран-при районного конкурса учебных кабинетов, 20 платяных шкафов, 120 офисных стульев.

Важным моментом стало и развитие спортивной базы гимназии: были приобретены ботинки, винтовки, лыжи и лыжероллеры для занятий биатлоном и лыжным спортом, гимнастическое оборудование, футбольные и бас­кетбольные мячи.

Традиционно осуществлялось награждение гимназистов по итогам олимпиад, конференций, участия в спортивных и творческих конкурсах.

В процессе подготовки к приемке гимназии к началу нового учебного года с целью выполнения предписаний санстанции была оборудована система круглосуточного видео­наблюдения по всей территории гимназии, оборудован цех сыпучих продуктов и приобретены металлические стеллажи для пищеблока, благоустроена территория гимназии, покрашены стены и пол в спортивном зале, заменены светильники и лампы в учебных кабинетах и многое другое.

Естественно, что основные затраты на финансирование учебных заведений в нашей стране берет на себя государство, оплачивая коммунальные расходы, проводя капитальный ремонт зданий и сооружений, выплачивая заработную плату педагогам и техническому персоналу, за счет нормативного финансирования обеспечивая учреждения образования необходимой мебелью, оборудованием, инвентарем, техническими средствами обучения. Этот тот базовый минимум, которым обладает каждая школа.

Однако для более интенсивного развития учебно-­технологической и методической базы, информатизации, создания ресурсных центров изучения предметов, выполнения косметического ремонта помещений и создания современной, эстетически развитой и безопасной образовательной среды руководитель должен активно действовать, максимально привлекая все ресурсы.

По сути, у руководителя современного учебного заведения есть 6 основных источников и ресурсов для развития МТБ.

"Любое учебное заведение способно заработать умом и талантом педагогов и учащихся".

Поговорим о возможностях использования каждого из этих ресурсов.

1. Работа с вышестоящими структурами по привлечению бюджетных средств

При всем желании учреждение образования не сможет профинансировать проект создания химической лаборатории или модернизации школьного стадиона. Для этого необходимы значительные финансовые средства, обладать которыми могут лишь распорядители областного или республиканского бюджета.

Определяющими факторами становятся активность директора и результативность деятельности учреждения образования. Со своим проектом модернизации школьной базы директор должен посетить абсолютно всех представителей исполнительной и законодательной власти, которые в силах повлиять на решение, многосторонне аргументировав целесообразность для района, города, области вложения бюджетных средств именно в данный проект. Аргументация должна базироваться на широте охвата учащихся данным нововведением, возможности вывода результатов учебного заведения на новый уровень, создании широкого отклика у родительской общественности, возможности сделать ярче и презентабельнее улицу, город, регион.

Определяющим моментом является то, что руководству важно видеть тенденцию к прогрессу учебного заведения, а соответственно, уровень образовательных результатов должен демонстрировать позитивную динамику.

При этом директору школы не стоит бояться «утомить» начальство своими просьбами. В многолетней директорской практике у меня неоднократно были случаи, когда на очередную просьбу следовала реакция: «Скромнее надо быть». И здесь каждый раз я пояснял: «Мои предложения базируются на искреннем желании усовершенствовать процесс в государственном учреждении образования, сделать лучше качество условий для сотен и даже тысяч молодых людей, а не на личных амбициях или заинтересованности».

2. Привлечение финансовых средств за счет побед в олимпиадном движении, конкурсе «Энергомарафон»

Участие и победа в одной из номинаций рес­публиканского конкурса «Энергомарафон», связанного с презентацией системы работы учреждения образования по энергосбережению, дает возможность пополнения счета учебного заведения на немалую сумму.

В данном случае есть двой­ная польза: с одной стороны, мы экономим бюджетные средства благодаря продуманной стратегии энергосбережения, с другой — имеем возможность получения финансовых средств для внедрения энергосберегающих технологий.

Значимой возможностью привлечения финансовых средств является и результативное участие в заключительном этапе республиканской олимпиады по учебным предметам.

В Витебской области начальник главного управления по образованию Л. Л. Хома ежегодно финансово поддерживает каждое учреждение образования, завоевавшее дипломы республиканской олимпиады.

В 2022 г. решением Витебского областного Совета депутатов гимназии № 2 г. Витебска были выделены 95 000 руб. на развитие материальной базы. Благодаря этим средствам была произведена реконструкция памятника выпускникам средней школы № 9, погибшим в Великую Отечественную вой­ну, находящегося на территории гимназии, а также закуплены 4 мультиборда и заменены двери в гардеробах.

Ранее еще одна возможность привлечения дополнительного финансирования состояла в том, что учреждение образования могло претендовать на получение гранта от международных фондов. Однако нынешняя геополитическая ситуация, при которой в отношении нашей страны идет открытая информационная вой­на, делает подобную задачу сложновыполнимой.

Для директора современной школы, гимназии, лицея важно не уповать исключительно на бюджетное финансирование, а использовать все возможности внебюджетной деятельности.

Именно стабильная внебюджетная деятельность позволяет учреждению образования динамично развиваться во всех направлениях, а директору — чувствовать себя спокойно как в решении текущих задач функционирования учебного заведения, так и построения стратегии развития МТБ и учебно-­технологической базы.

3. Привлечение спонсорской помощи

Одной из задач современного руководителя учебного заведения является поиск спонсоров.

Для ее успешного решения для начала нужно познакомиться с законными представителями учащихся, встретившись с теми из них, кто в перспективе может оказать финансовую помощь учреждению образования.

Многолетний опыт управленческой деятельности позволяет сделать вывод, что руководители банковских подразделений, крупных предприятий и организаций, успешные бизнесмены часто готовы оказать учебному заведению спонсорскую помощь для развития информатизации, приобретения спортивной базы, мебели.

"Интерес к дальнейшей судьбе выпускников положен в основу не только педагогической, но и управленческой деятельности в сфере образования".

Успешность выпускников школы — это вопрос имиджа учебного заведения, качества образования, которое проявляет себя в долгосрочной перспективе. В контексте развития учебного заведения финансовая успешность выпускников может стать залогом привлечения в учреждение образования серьезных инвестиций.

Еще с советского времени в практике работы учреждений общего среднего образования закрепилась так называемая шефская помощь, т. е. вклад в развитие МТБ могут вносить официально закрепленные за школой предприятия и организации. Это тот аспект деятельности, который каждый руководитель также должен учитывать.

4. Использование средств добровольных пожертвований родителей

Одним из ведущих органов самоуправления учреждения образования является попечительский совет. Главная цель попечительского совета — содействие учреждению образования в развитии МТБ, обеспечении качества образования, добровольных перечислениях физических лиц для обеспечения деятельности учреждения образования.

Все решения об использовании средств добровольных пожертвований в обязательном порядке согласовываются с руководителем учреждения образования. Более того, руководитель может ходатайствовать перед членами попечительского совета о включении в план на год важных для развития МТБ учебного заведения пунктов, обозначать актуальные направления расходования денежных средств.

Эффективной управленческой практикой является демонстрация всего сделанного за учебный год в плане развития учебно-­технологической базы и МТБ перед итоговым заседанием попечительского совета. Во время экскурсии по школе члены попечительского совета должны убедиться, что финансовая помощь каждым из законных представителей была оказана не зря и все приобретения пойдут на пользу качеству образования, созданию безопасных условий пребывания детей или эстетическому оформлению учебного пространства.

"Не размазывайте финансовые средства. Используйте их прежде всего для тех изменений, которые будут заметны нево­оруженным глазом".


Пример

Полезны будут капитальный ремонт нескольких учебных кабинетов за учебный год, преобразование их в ресурсные центры изучения определенных дисциплин, оборудование музеев или музейных комнат, разработка стилистически единообразных стендовых экспозиций в холлах, яркое и интересное благоустройство территории за счет создания малых архитектурных форм, приобретение современного высокотехнологичного оборудования, развитие спортивной базы и многое другое.


При подобном подходе и законные представители будут чувствовать свою причастность к развитию учебного заведения, и руководитель сможет продемонстрировать руководству функционально значимые изменения, эффективность взаимодействия с попечительским советом.

"Будьте искренне благодарны родителям за любую помощь. Их желание помочь родной школе или гимназии очень важно для развития учреждения образования, способно позитивно повлиять на качество обучения, воспитания и развития учащихся".

5. Организация платных образовательных услуг в учебном заведении

Данный аспект внебюджетной деятельности является одним из определяющих по трем причинам.

Первая и главная — это возможность повышения у детей качества знаний за счет их коррекции, углубления, возможности дополнительной отработки сложных тем.

Естественно, для этих целей используются факультативы, поддерживающие и стимулирующие занятия, однако общий фонд этих часов в учебном заведении лимитирован и порой не позволяет учащимся и их законным представителям удовлетворить запросы на дополнительное образование в полном объеме. И здесь есть два варианта: или за достаточно высокую цену заниматься дополнительно с репетитором, или за гораздо меньшие финансовые средства ликвидировать пробелы в знаниях, готовиться к централизованному тестированию или выходить на новый уровень владения определенным предметом со своим учителем в единой системе.

Важно учитывать и то, что организация платных услуг в учебном заведении позволяет повысить среднюю заработную плату педагогов.

Наконец, организация платных услуг является очередной возможностью развить МТБ и учебную базу, а также обеспечить повышение профессионального уровня педагогов за счет приобретение научной, справочной и методической литературы, оплаты участия педагогов в семинарах и конференциях, приобретения современного технологического, демонстрационного оборудования, средств наглядности, учебно-­программных комплексов.

Справочно: за 2022 г. гимназия заработала 160 тыс. руб., из которых 100 тыс. руб. были направлены на развитие МТБ.

6. Сбор и сдача вторичного сырья

Еще одним способом получения дохода является сдача вторичного сырья: макулатуры и металлолома. Это направление, обладающее вневременной актуальностью для общества и государства.

"Переработка имеющихся бумажных отходов — лучшее решение для сохранения природы и экономии средств".

Для более высокой результативности в вопросе сбора вторсырья, повышения мотивации к данной деятельности всех участников образовательного процесса в гимназии используется соревновательный принцип.

Классы, победившие в конкурсе сдачи макулатуры и металлолома, награждаются дипломами, а также сладкими призами, а классный руководитель, эффективно организовавший процесс, премируется согласно коллективному договору. Подобная система позволила гимназии в 2022 г. сдать около 30 т макулатуры и 7 т металлолома.

Таким образом, современные подходы к развитию МТБ в учреждении общего среднего образования предполагают множество вариантов поиска финансовых средств, каждым из которых может воспользоваться директор.

Главная задача руководителя в этом контексте — стать координатором деятельности школьного сообщества как единства всех заинтересованных в поступательном развитии учебного заведения.

1097 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Нарушен Закон о коррупции или нет? История одной проверки

При проведении проверок по вопросам соблюдения антикоррупционного законодательства под пристальное внимание попадает совместительство. Действия руководителя при этом могу...
№ 4 (148) 2024 Фесько Никита,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 334
2
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок