В рамках стратегии построения IТ-страны цифровизация сферы образования играет первостепенную роль. В Беларуси для этого разработаны и реализуются ряд программных документов: государственные программы «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2021 № 66 с последующими изменениями и дополнениями), «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.01.2021 № 57), Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года (утв. приказом Министра образования Республики Беларусь от 29.11.2017 № 742) и др.
Направления цифрового развития
Основные направления Государственной программы «Цифровое развитие Беларуси на 2021–2025 годы»:
- построение информационных систем и автоматизация процессов управления;
- развитие и модернизация информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования и укрепление материально-технической базы;
- формирование современного электронного образовательного контента;
- развитие сервисов.
С целью развития системы образования Министерством образования разработана и утверждена Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019–2025 годы (далее — Концепция цифровой трансформации). Концепцией цифровой трансформации определены два приоритетных направления:
- цифровая трансформация непосредственно образовательного процесса;
- цифровая трансформация процессов, сопутствующих образовательному.
Развитие этих направлений должно создавать условия для цифровой трансформации системы образования.
Цифровая трансформация — это важный комплексный процесс преобразования всех сфер общественной жизни под влиянием передовых технологий.
Создание РИОС
В рамках реализации Концепции цифровой трансформации проводится работа над созданием республиканской информационно-образовательной среды (РИОС).
Цель создания РИОС — технологическое, информационное и аналитическое обеспечение процессов цифровой трансформации национальной системы образования.
РИОС представляет собой единую государственную информационную систему в сфере образования, направленную на развитие информационных ресурсов, электронных услуг, а также программно-технической инфраструктуры. С помощью электронного оборудования и программных средств планируется оптимизировать все процессы в системе образования.
Как неотъемлемая часть РИОС формируется проект «Электронное образование», который является продолжением проекта «Электронная школа». Проект обеспечивает комплексное решение управленческих задач, совершенствование образовательной деятельности в учреждениях образования, расширение возможностей доступа к современным информационным услугам и сервисам для всех категорий участников образовательного процесса.
Внедрение IT-технологий
Современную систему образования невозможно представить без внедрения IT-технологий на всех ее уровнях.
Так, уже на уровне дошкольного образования в Беларуси разработаны электронные образовательные ресурсы в соответствии с содержанием образовательных областей учебной программы. Активно используются информационно-коммуникативные технологии при организации дидактических игр, бесед, виртуальных экскурсий, доступных детскому восприятию и пониманию. Задача по совершенствованию качества дошкольного образования в части цифровизации процессов образования выполняется за счет приобретения компьютерной техники, программных продуктов, создания сайтов учреждений дошкольного образования.
Разработаны и поэтапно вводятся новые учебные программы по предмету «Информатика» в школе. Основы информационной этики, права и безопасности, принципы построения компьютерных сетей, умение строить информационные модели объектов и работать с базами данных в сети Интернет, STEM-обучение, вопросы профилактики кибербуллинга, цифровой безопасности уже стали неотъемлемой частью школьной программы.
В январе 2021 г. с учетом условий пандемии введен в эксплуатацию Единый информационно-образовательный ресурс (ЕИОР — https://eior.by), на платформе которого размещен образовательный контент для учреждений общего среднего образования. Функционал ЕИОР планируется масштабировать на уровень профессионально-технического и среднего специального образования.
В образовательный процесс внедряются учебные пособия в электронном виде, активно используется QR-код, обеспечивающий доступ к электронным образовательным ресурсам через специальное приложение на планшете или мобильном телефоне.
Использование в учебных пособиях технологий дополнительной реальности расширяет возможности печатного издания и способствует развитию познавательных интересов учащихся.
С 2018 г. в Беларуси реализуется инновационный проект по внедрению модели STEM-образования (наука, технологии), в котором участвуют учреждения общего среднего образования, в т. ч. расположенные в сельской местности. В помощь учителю предложено более двух десятков специальных учебных программ факультативов, созданы условия для активного использования информационно-коммуникационных технологий.
Функционирует Национальный образовательный портал, обеспечивающий информационную, научно- и учебно-методическую поддержку всех участников образовательного процесса на уровне дошкольного, общего среднего и специального образования.
Хорошим подспорьем к школьному образованию является дополнительное образование. В настоящее время в республике действует свыше 600 детских объединений по направлениям «Информатика», «Программирование», «Компьютерные технологии».
Примерами являются Детский центр научных открытий «ИННОПАРК» в Гомеле — современный научно-образовательный комплекс с многоуровневой системой образования в области электроники, робототехники и IТ-технологий, а также Национальный детский технопарк, где одно из направлений работы — сфера высоких технологий.
Совместно с Парком высоких технологий на республиканском уровне реализуется проект «Программирование в среде Scratch», направленный на формирование у младших школьников (начиная со второго класса) навыков алгоритмизации, программирования, развитие образного мышления и творческих способностей.
На уровне профессионального образования в республике непрерывно обновляется содержание образовательных программ с учетом изменения потребностей организаций сферы IT, внедрения международных стандартов профессионального образования (международное движение WorldSkills, в котором Республика Беларусь активно участвует с 2014 г.).
Резюме
Подготовка специалистов по IТ-специальностям осуществляется в соответствии с образовательными стандартами, которые содержат требования к компетенциям IТ-специалиста — знаниям, умениям, навыкам в области информационных и коммуникационных технологий.
Широкое проникновение информационных технологий во все сферы деятельности вызвало необходимость интеграции профессиональных IТ-компетенций в образовательные стандарты по всем специальностям.
Проводится активная работа над развитием отраслевой информационно-коммуникационной инфраструктуры, разработкой информационных систем и образовательного контента.
Таким образом, национальная система образования отвечает современным требованиям, включая разработку электронных учебных пособий, дистанционное обучение, онлайн-курсы, электронную пропускную систему, технологии виртуальной и дополнительной реальности, мобильное обучение, искусственный интеллект, гибкие требования к программе обучения, цифровизацию профессионального образования.
Уже очевидно, что акцент на реальной цифровой трансформации сферы образования позволяет эффективно решать задачи информационной безопасности, упрощает разработку и доставку образовательного контента, повышает уровень ИКТ-компетенций педагогов, обеспечивает формирование информационного ресурса для управления системой на качественно новом уровне.