Цифровая трансформация системы образования

Цифровая трансформация системы образования

Какие государственные программы и концепции в сфере образования и IT реализуются в Беларуси?
К примеру, программа «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы, Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019–2025 годы.
Зачем создана республиканская информационно-образовательная среда (РИОС)?
Для технологического, информационного и аналитического обеспечения процессов цифровой трансформации национальной системы образования.
Где можно найти дополнительный школьный образовательный контент?
На Едином информационно-образовательном ресурсе.

Титова Наталья

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе государственного учреждения образования «Физкультурно-спортивный центр детей и молодежи Фрунзенского района г. Минска», кандидат педагогических наук

Круглик Юрий

Директор учреждения образования «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь», магистр педагогических наук

1184 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В рамках стратегии построения IТ-страны цифровизация сферы образования играет первостепенную роль. В Беларуси для этого разработаны и реализуются ряд программных документов: государственные программы «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2021 № 66 с последующими изменениями и дополнениями), «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.01.2021 № 57), Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года (утв. приказом Министра образования Республики Беларусь от 29.11.2017 № 742) и др.

Направления цифрового развития

Основные направления Государственной программы «Цифровое развитие Беларуси на 2021–2025 годы»:

  • построение информационных систем и автоматизация процессов управления;
  • развитие и модернизация информационно-­коммуникационной инфраструктуры системы образования и укрепление мате­риально-­технической базы;
  • формирование современного электронного образовательного контента;
  • развитие сервисов.

С целью развития системы образования Министерством образования разработана и утверждена Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019–2025 годы (далее — Концепция цифровой трансформации). Концепцией цифровой трансформации определены два приоритетных направления:

  • цифровая трансформация непосредственно образовательного процесса;
  • цифровая трансформация процессов, сопутствующих образовательному.

Развитие этих направлений должно создавать условия для цифровой трансформации системы образования.

Цифровая трансформация — это важный комплексный процесс преобразования всех сфер общественной жизни под влиянием передовых технологий.

Создание РИОС

В рамках реализации Концепции цифровой трансформации проводится работа над созданием республиканской информационно-­образовательной среды (РИОС).

Цель создания РИОС — технологическое, информационное и аналитическое обеспечение процессов цифровой трансформации национальной системы образования.

РИОС представляет собой единую государственную информационную систему в сфере образования, направленную на развитие информационных ресурсов, электронных услуг, а также программно-­технической инфраструктуры. С помощью электронного оборудования и программных средств планируется оптимизировать все процессы в системе образования.

Как неотъемлемая часть РИОС формируется проект «Электронное образование», который является продолжением проекта «Электронная школа». Проект обеспечивает комплексное решение управленческих задач, совершенствование образовательной деятельности в учреждениях образования, расширение возможностей доступа к современным информационным услугам и сервисам для всех категорий участников образовательного процесса.

Внедрение IT-технологий

Современную систему образования невозможно представить без внедрения IT-технологий на всех ее уровнях.

Так, уже на уровне дошкольного образования в Беларуси разработаны электронные образовательные ресурсы в соответствии с содержанием образовательных областей учебной программы. Активно используются информационно-­коммуникативные технологии при организации дидактических игр, бесед, виртуальных экскурсий, доступных детскому восприятию и пониманию. Задача по совершенствованию качества дошкольного образования в части цифровизации процессов образования выполняется за счет приобретения компьютерной техники, программных продуктов, создания сайтов учреждений дошкольного образования.

Разработаны и поэтапно вводятся новые учебные программы по предмету «Информатика» в школе. Основы информационной этики, права и безопасности, принципы построения компьютерных сетей, умение строить информационные модели объектов и работать с базами данных в сети Интернет, STEM-обучение, вопросы профилактики кибербуллинга, цифровой безопасности уже стали неотъемлемой частью школьной программы.

В январе 2021 г. с учетом условий пандемии введен в эксплуатацию Единый информационно-­образовательный ресурс (ЕИОР — https://eior.by), на платформе которого размещен образовательный контент для учреждений общего среднего образования. Функционал ЕИОР планируется масштабировать на уровень профессиональ­но-­технического и среднего специального образования.

В образовательный процесс внедряются учебные пособия в электронном виде, активно используется QR-код, обеспечивающий доступ к электронным образовательным ресурсам через специальное приложение на планшете или мобильном телефоне.

Использование в учебных пособиях технологий дополнительной реальности расширяет возможности печатного издания и способствует развитию познавательных интересов учащихся.

С 2018 г. в Беларуси реализуется инновационный проект по внедрению модели STEM-образования (наука, технологии), в котором участвуют учреждения общего среднего образования, в т. ч. расположенные в сельской местности. В помощь учителю предложено более двух десятков специальных учебных программ факультативов, созданы условия для активного использования информационно-­коммуникационных технологий.

Функционирует Национальный образовательный портал, обеспечивающий информационную, научно- и учебно-­методическую поддержку всех участников образовательного процесса на уровне дошкольного, общего среднего и специального образования.

Хорошим подспорьем к школьному образованию является дополнительное образование. В настоящее время в республике действует свыше 600 детских объединений по направлениям «Информатика», «Программирование», «Компьютерные технологии».

Примерами являются Детский центр научных открытий «ИННОПАРК» в Гомеле — современный научно-­образовательный комплекс с многоуровневой системой образования в области электроники, робототехники и IТ-технологий, а также Национальный детский технопарк, где одно из направлений работы — сфера высоких технологий.

Совместно с Парком высоких технологий на республиканском уровне реализуется проект «Программирование в среде Scratch», направленный на формирование у младших школьников (начиная со второго класса) навыков алгоритмизации, программирования, развитие образного мышления и творческих способностей.

На уровне профессионального образования в республике непрерывно обновляется содержание образовательных программ с учетом изменения потребностей организаций сферы IT, внедрения международных стандартов профессионального образования (международное движение WorldSkills, в котором Республика Беларусь активно участвует с 2014 г.).

Резюме

Подготовка специалистов по IТ-специальностям осуществляется в соответствии с образовательными стандартами, которые содержат требования к компетенциям IТ-специалиста — знаниям, умениям, навыкам в области информационных и коммуникационных технологий.

Широкое проникновение информационных технологий во все сферы деятельности вызвало необходимость интеграции профессиональных IТ-компетенций в образовательные стандарты по всем специальностям.

Проводится активная работа над развитием отраслевой информационно-­коммуни­кационной инфраструктуры, разработкой информационных систем и образовательного контента.

Таким образом, национальная система образования отвечает современным требованиям, включая разработку электронных учебных пособий, дистанционное обучение, онлайн-­курсы, электронную пропускную систему, технологии виртуальной и дополнительной реальности, мобильное обучение, искусственный интеллект, гибкие требования к программе обучения, цифровизацию профессионального образования.

Уже очевидно, что акцент на реальной цифровой трансформации сферы образования позволяет эффективно решать задачи информационной безопасности, упрощает разработку и доставку образовательного контента, повышает уровень ИКТ-компетенций педагогов, обеспечивает формирование информационного ресурса для управления системой на качественно новом уровне.

1184 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Обработка персональных данных при видеонаблюдении

Относятся ли учреждения образования к числу подлежащих обязательному оборудованию средствами системы видеонаблюдения за состоянием общественной безопасности? Да, относят...
№ 1 (121) 2022 Городник Матвей,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 675
Новые
материалы:
Лишение стимулирующих выплат
Тест «Определение ведущего мотива у персонала»