Развитие интеллектуальных способностей людей происходит на протяжении всей жизни. Однако наиболее интенсивен данный процесс в школьные годы, когда и выявляется «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности»*, что мы понимаем как одаренность. От того, насколько эффективны будут педагоги учреждений общего среднего образования в вопросах выявления, развития и поддержки одаренного учащегося, будут зависеть его дальнейшие самореализация и успешность.
* Теплов, Б. М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М.: Издательство МГУ, 1982. — С. 136.
Как отыскать одаренного ребенка
Известно, что одаренные дети обладают рядом психологических особенностей: ненасыщаемой познавательной потребностью, высокой умственной активностью, особой эмоциональной чувствительностью и независимостью. Все это требует организации специального образовательного пространства, направленного на эффективное развитие личностного потенциала учащихся.
Богатый опыт работы с одаренными детьми показывает, что прежде всего таких детей необходимо отыскать среди множества учеников.
Каковы же их признаки?
Они более восприимчивы к новой информации, не боятся трудностей, готовы много работать в интересующей их отрасли знаний, умеют находить нетривиальные способы решения поставленных перед ними задач. Процесс выявления одаренных детей основан не только на таких объективных данных, как уровень успеваемости, развития памяти и логического мышления, но и на опыте педагога, его интуиции, знании не только своего предмета, но и психологии.
Зачем одаренным детям индивидуальный подход
Следующий этап — разработка личностно ориентированного подхода к обучению одаренных гимназистов. Талантливые дети всегда хотят чего-то нового, более сложного, иначе они потеряют интерес к предмету. Более того, к ним обязательно нужно применять индивидуальный подход. Поэтому система их обучения должна отличаться от системы обучения других детей.
Они работают с научной, статистической и энциклопедической литературой, решают интересные задачи, выполняют эксперименты, посещают спецкурсы, занимаются исследовательской работой.
Такая деятельность должна быть систематичной, особенно на первых порах, когда необходимо заложить базу, фундамент знаний. Дальнейшее развитие подростка во многом зависит от его самостоятельной работы: ведь если в какой-то момент он не захочет самостоятельно решать задачи с изюминкой, искать и находить дополнительную информацию по предмету, усилия наставника будут напрасны.
Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение. А главное, в работе по развитию одаренности нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
Полезность ранней профилизации
Если говорить о формах работы с одаренными обучающимися, то нужно сказать, что основной формой организации учебного процесса остается урок. Методы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы.
Важную роль в развитии предметных компетенций учащихся играет профильное образование.
В гимназии № 2 г. Витебска начиная с VIII класса организована работа по 5 основным профилям: экономическому (математика, английский и русский языки на повышенном уровне), инженерно-техническому (физика и математика), медицинскому (химия и биология), лингвистическому (английский и русский языки, история Беларуси) и юридическому (обществоведение, английский и русский языки).
Обратите внимание
Ранняя профилизация в учебной деятельности позволяет уделять много внимания одаренным детям, их выводу на высокие образовательные результаты за счет углубления изученного материала, более детальной проработки тех или иных тем, использования исследовательского подхода к обучению и пр.
Направления внеурочной деятельности
К основным направлениям внеурочной деятельности по развитию интеллектуальной одаренности относятся:
1) участие гимназистов в различных конкурсах образовательной направленности («Кенгуру», «Буслик», «Журавлик», «Бобер» и др.);
2) участие в научно-исследовательской деятельности;
3) обучение на факультативах и авторских спецкурсах;
4) участие в интеллектуальных играх («Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Своя игра» и др.);
5) участие в олимпиадном движении.
Олимпиадное движение
В олимпиадах изначально заложен сильнейший стимул для саморазвития личности, ее будущей успешности, формируется умение трудиться и добиваться результата.
Подготовка к олимпиадам расширяет кругозор, развивает абстрактное и логическое мышление, совершенствует творческие способности. Участие в олимпиадах развивает уверенность в себе, стрессоустойчивость, коммуникабельность, способность ориентироваться в незнакомой обстановке, быстро оценивать новую информацию, концентрироваться на выполнении поставленной цели, учит работать в команде, создавать проекты. Кроме того, успешность в олимпиадном движении позволяет учащимся без экзаменов поступить в университеты соответствующего профиля, иметь широкое поле вариативных возможностей при определении своей профессиональной судьбы.
Именно поэтому олимпиадное движение во всем мире является ведущей формой работы по развитию интеллектуальной одаренности, а олимпиадники еще в школьном или студенческом возрасте имеют предложения по работе от различных компаний, настроенных на создание инновационного продукта.
Олимпиадное движение стало неотъемлемой частью образовательного процесса большинства учреждений образования. В гимназии № 2 г. Витебска сложилась четкая система подготовки гимназистов к участию в предметных олимпиадах, содержащая план мероприятий, в которых участвуют гимназисты, а также систему управления данным процессом.
План мероприятий в рамках олимпиадного движения включает в себя участие школьников в гимназических, районных, областных, республиканских и международных олимпиадах; проведение непрерывных гимназических предметных и надпредметных олимпиад; проведение малых олимпиад во всех параллелях, начиная с III класса, интеллектуальных марафонов, конкурса «Я лучший» и др.
Это позволяет обеспечить преемственность и непрерывность в работе с одаренными учащимися на всех ступенях гимназического образования: деятельность на базе гимназии межшкольных факультативов для учащихся гимназий и школ г. Витебска; работу профильных лагерей по подготовке к олимпиадам и научно-практическим конференциям; круглогодичные занятия с преподавателями университетов-партнеров — Витебского государственного университета им. П. М. Машерова и Витебского государственного медицинского университета — по 6 предметам; математические онлайн- и офлайн-сборы на базе факультета прикладной математики и информатики Белорусского государственного университета; участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах; широкое участие высокомотивированных учащихся в занятиях интеллектуального клуба «Эрудит».
Организационная деятельность по управлению процессом подготовки к предметным олимпиадам включает в себя:
- систематическую корректировку банка данных учащихся, которые занимаются подготовкой к олимпиадам;
- формирование в апреле каждого года команд по предметам на новый олимпиадный цикл;
- выделение часов факультативных и стимулирующих занятий для подготовки к олимпиадам, в т. ч. для занятий с педагогами высших учебных заведений;
- организацию семинаров для одаренных учащихся с участием выпускников гимназии, победителей международных и республиканских олимпиад, членов Совета молодых ученых Республики Беларусь;
- создание электронного банка олимпиадных заданий, накопление дополнительной литературы по предмету; коннективность образовательного процесса, включающую в себя дистанционные формы подготовки к олимпиадам, общение в сети педагогов и обучающихся;
- приобретение современной энциклопедической и справочной литературы по различным предметным отраслям, высокотехнологичного оборудования по химии, биологии, физике, географии, позволяющего готовиться к выполнению заданий практических туров;
- создание особых условий для олимпиадников (использование индивидуальных учебных планов для наиболее талантливых учащихся гимназии, ежедневный доступ к центру информационных ресурсов, материальное и моральное поощрение победителей в рамках праздника «Гимназист года», участие одаренных учащихся в межшкольных обменах, оплата из средств, полученных гимназией от оказания платных образовательных услуг, их участия в международных олимпиадах и конференциях);
- организацию психологических тренингов и консультаций для олимпиадников по формированию стрессоустойчивости, тайм-менеджменту, умению работать в команде;
- организацию городских и областных предметных олимпиад на базе гимназии;
- ежегодное проведение учебных сборов команд Витебской области по подготовке к заключительному этапу республиканской олимпиады по математике, английскому, китайскому и испанскому языкам.
Кроме того, на базе гимназии создан городской ресурсный центр по работе с одаренными учащимися, воплотивший желание педагогического коллектива гимназии работать не только для своих учащихся, а развивать способности к изучению различных учебных дисциплин школьников города и области, работать для успешности региона в олимпиадном движении. Данный инновационный социальный проект получил название «Лаборатория подготовки талантов». Его целью стало развитие одаренности школьников г. Витебска и области по важнейшим предметным отраслям современного мира: английскому языку, математике, географии, информатике, химии и биологии.
Ценностные установки гимназистов
Важно отметить и такой аспект в развитии интеллектуальной одаренности, как создание в учреждении образования особого ценностного поля, включающего в себе положительные аксиологические ориентиры почетности интеллектуального труда.
Ментальные основы личности учащихся гимназии № 2 г. Витебска базируются на престиже таких ценностных установок, как «быть умным», «много трудиться для достижения цели», «участвовать и побеждать», «реализовывать проекты», «работать самостоятельно». Позитивный имидж целевых установок, направленных на многогранное развитие интеллектуальных способностей, позволяет учащимся полнее реализовать себя, чувствовать себя комфортно в атмосфере поддержки со стороны всех членов гимназического сообщества: педагогов, родителей, одноклассников, представителей исполнительной власти.
Результативность работы гимназии
Данная система работы с одаренными учащимися позволила добиться весомых результатов — одних из лучших в системе общего среднего образования страны. Так, в 2021/2022 учебном году на областной олимпиаде учащиеся гимназии № 2 г. Витебска завоевали 57 дипломов, а на заключительном этапе республиканской олимпиады — 28 дипломов по 10 предметам.
В 2021/2022 учебном году гимназисты уже к апрелю завоевали 10 медалей международных олимпиад.
Справочно: десятиклассник Шадрин Андрей в декабре 2021 г. выиграл серебряную медаль на международной олимпиаде по точным наукам «Лаборатория подготовки талантов» (Баку, Азербайджан), а Климов Демьян завоевал «бронзу» на Иранской геометрической олимпиаде. В феврале 2022 г. на XVIII Международной Жаутыковской олимпиаде (Алматы, Респукблика Казахстан) учащимися гимназии № 2 г. Витебска было завоевано 7 медалей: одиннадцатиклассник Заровский Кирилл завоевал золотую медаль на олимпиаде по информатике, а математики принесли в копилку Республики Беларусь 1 серебряную и 5 бронзовых медалей. По числу завоеванных медалей по математике на XVIII Международной Жаутыковской олимпиаде гимназия № 2 г. Витебска вошла в тройку лучших мировых математических центров из более 140 учреждений общего среднего образования из 21 страны мира.
В начале апреля Верютина Алина завоевала бронзовую медаль на XI Европейской математической олимпиаде среди девушек (г. Будапешт, Венгрия).
По количеству медалей учащиеся гимназии № 2 г. Витебска опередили такие признанные математические центры Европы и Азии, как Украинский физико-математический лицей Киевского национального университете имени Тараса Шевченко (г. Киев, Украина), лицей Высшей школы экономики (г. Москва, Россия), Санкт-Петербургский губернаторский физико-математический лицей № 30 (г. Санкт-Петербург, Россия), Математическая высшая школа (г. Белград, Сербия), Софийская высшая школа математики (г. София, Болгария), Высшая школа для одаренных учащихся (Вьетнам) и многие другие.
Уже много лет подряд гимназия № 2 является самой результативной в Витебской области и Республике Беларусь в рамках научно-исследовательской деятельности школьников.
В 2021/2022 учебном году гимназисты завоевали 10 дипломов на областной научно-практической конференции «Эврика» и 5 — на республиканском конкурсе работ исследовательского характера по английскому, китайскому, белорусскому, русскому языкам, биологии. Из них 4 работы завоевали диплом I степени.
С этого учебного года для повышения исследовательского и учебного потенциала учащихся гимназии запланировано их активное участие в тематических сменах Национального технопарка.
К значимым достижениям в развитии интеллектуального потенциала учащихся стоит отнести и деятельность интеллектуального центра «Эрудит». Команды гимназии № 2 г. Витебска являются многократными чемпионами страны и Европы по интеллектуальным играм.
Таким образом, развитие интеллектуальной одаренности учащихся является одним из ведущих направлений деятельности гимназии № 2 г. Витебска.