— Сергей Михайлович, в чем суть этой инициативы столичных экологов?
— Инновационный проект «Зеленые классы белорусской столицы» реализуется с 2019 г. Его цель — способствовать воспитанию нового поколения минчан, представители которого обладали бы высоким уровнем экологической культуры с самого раннего возраста. Наши партнеры — Минский городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды и Центр экологического воспитания и развития.
— Что такое «зеленые» классы и где их можно найти?
— Чтобы класс получил статус «зеленого», необходимо желание минимум десяти учащихся изучать природу чуть глубже и основательнее. Ребята получают специальные значки, а учитель — сертификат «зеленого» класса. Организуются такие классы, как правило, на базе учреждений образования, которые располагаются вблизи экологических троп и других природных объектов, как, например, «Город птиц». На сегодняшний день в Заводском районе уже 95 таких классов. Открыты они на базе 15 учреждений образования. В целом же этой полезной инициативой охвачено сегодня в районе свыше 1 600 учащихся.
— Как строится работа?
— Занятия добровольные и проходят раз в неделю после уроков. За такой «экочас» дети успевают многое. «Зеленоклассники» изучают растения и птиц в естественной среде, путешествуют по экотропам и заповедным местам, посильно помогают охранять природу и минимизировать воздействие человека на окружающий мир. Если погода не позволяет наблюдать за природными объектами в естественной среде, ребята работают в школе с видео- и фотоматериалами, раскрашивают картинки, разгадывают головоломки, часто мастерят кормушки или домики для братьев наших меньших. Словом, это экскурсии, тематические акции и праздники с акцентом на открытом воздухе: у каждого времени года — свои возможности и своя фактура для освоения.
— Есть ли эффект?
— Однозначно. Наши «зеленоклассники» — несмотря на то что классические горожане отлично знают и могут самостоятельно определить в природе немало видов птиц и растений, осознают опасность потребительского отношения к среде и, в частности, к «краснокнижным» видам. Многие занятия проходят в игровой форме. Тем самым поощряем интерес детей к природе, которая их окружает, переключаем их внимание с гаджетов на окружающий мир.
Обучение в «зеленом» классе дает ребенку возможность почувствовать себя исследователем, сделать первые шаги в постижении тайн природы и заботе о ней. Польза «зеленых» классов и в том, что дети рассказывают обо всем, что услышали на занятиях, дома: родителям, бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам, друзьям. Таким образом, экологическое просвещение преодолевает стены и пороги школ, уходит, что называется, в массы. Резюмируя, отмечу: реализация проекта «Зеленые классы белорусской столицы» в Заводском районе показала рост экологической культуры и уровня общей воспитанности учащихся.
— А что можно сказать о научно-методическом сопровождении?
— Для координации деятельности наших «зеленых» классов и анализа уровня экологического воспитания в мае минувшего года в рамках XVI Республиканского форума «Вовлечение гражданского общества в принятие экологически значимых решений» на базе средней школы № 141 мы открыли ресурсный центр «Зеленые классы». Он стал первым в Минске. Для него в учебном учреждении выделили отдельную аудиторию. В светлом помещении разместили комфортабельную мебель, собрали книги, наглядные пособия и другие источники информации. Едва ли не ключевой момент — техническое оснащение: к услугам ребят и их наставников интерактивная доска, проектор, бинокли, множество других современных приборов и полезных инструментов.
Благодаря серьезному оборудованию здесь на высоком уровне проводятся представительные семинары, организована работа объединений по интересам. Деятельность нашего центра удостоена высокой оценки Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, которое активно поддерживает инициативы по развитию экологической инфраструктуры в учебных заведениях.
— Наверняка у ресурсного центра есть интересные наработки…
— Их немало. В частности, в рамках деятельности центра разработаны и проводятся экскурсии для учащихся школ Заводского района на тему «Многообразие растений на территории лесопарка «Ангарская-2». Также центр организует районные акции по изготовлению убежищ для ежей, наблюдению и учету синиц — «Синичкин день», изготовлению кормушек для зимующих птиц — «Живая кормушка», акцию «Исследование зимующих птиц» с фотоконкурсом. Регулярно разрабатываются методические мероприятия для педагогов, причем не только Заводского, но и других районов.
А не так давно на базе ресурсного центра при финансовом участии Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды реализован проект «Царство желтоголового королька»: появилась новая экологическая тропа. Ее торжественно открыли в начале июня. Находится она в жилом районе Северный в лесопарке «Ангарская-2». Протяженность тропы — 700 м. Здесь обустроены тропинки, установлены информационные стенды, один из которых, к слову, интерактивный, с голосами разных птиц, появились скамейки и урны. Название «Царство желтоголового королька» не случайно: здесь обнаружена устойчивая популяция самой маленькой птички Евразии. Заложили и можжевеловую аллею: в ветвях этого вечнозеленого растения желтоголовые корольки прячутся и находят себе пропитание. Экотропа стала второй на карте нашего района. Первая, организованная в Чижовке, давно превратилась в излюбленное место отдыха горожан.
Еще одна особенность новой экотропы в том, что она объединяет два учреждения образования нашего района и представляет собой прекрасную площадку для проведения занятий «зеленоклассников». Тем самым в истории реализации проекта открылась, считаю, новая глава. Не сомневаюсь, что «зеленых» классов будет у нас все больше.
Справочно: первый «зеленый» класс появился в Минске в 2019 г. в начальной школе № 29.
Источник: Агентство «Минск-Новости»