Обучение учащихся с РАС
Все чаще среди учащихся инклюзивной школы мы можем видеть детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Справочно: аутичность (от греч. αὐτός — сам) обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний.
3 главных признака аутизма у детей:
• нарушение социального поведения;
• нарушение коммуникации;
• стереотипное поведение.
Нужно признать, что каждый аутист особенный, он может отличаться от других детей в классе, имеющих тот же диагноз.
Краткий портрет ребенка-аутиста:
- избегает прямого зрительного контакта или словно «смотрит сквозь»;
- не умеет общаться с другими людьми, очень быстро устает от прямых попыток других людей пообщаться с ним, предпочитает быть предоставленным самому себе;
- выглядит избалованным, непослушным, т. к. чаще всего не выполняет просьб, не реагирует
- на прямые обращения, ему трудно что-либо запретить, особенно когда дело касается значимых, особых для ребенка интересов;
- мало использует речь и жесты для общения, часто механически повторяет одни и те же слова, фразы (эхолалия), не понимая смысла сказанного;
- может проявлять агрессивность по отношению к другим детям или самоагрессию;
- склонен к стереотипности движений (сидя раскачивается вперед-назад, накручивает волосы на палец, много раз перекладывает предметы с места на место).
Памятка педагогу, обучающему ребенка с РАС
Это важно
В УОСО должна быть создана база специальных дидактических материалов и оборудования, укомплектован штат специалистов с соответствующими знаниями.
Обучение учащихся с НОДА
Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» (НОДА) носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, различные по происхождению и проявлениям:
- детский церебральный паралич (ДЦП);
- последствия полиомиелита в восстановительной или резидуальной стадии;
- миопатию;
- врожденные и приобретенные НОДА.
Основная группа в этой категории — дети с ДЦП, т. е. поражением двигательных систем головного мозга, проявляющимся в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционированием мышц. Часто у этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому они нуждаются в психолого-педагогической и логопедической коррекции. Но следует отметить, что у ребенка с ДЦП может быть и сохранная познавательная деятельность, в то время как проблема заключается в отсутствии возможности самостоятельно передвигаться, удерживать тело в определенной позе, нарушении звукопроизношения и значительном нарушении мелкой моторики и координации движений.
Справочно: основной вид психических нарушений при ДЦП — задержка психического развития (примерно у 50 % детей с ДЦП) и олигофрения (у 25 % детей с ДЦП).
Вместе с тем не существует прямой зависимости между тяжестью двигательной патологии и степенью интеллектуальной недостаточности при ДЦП. При различных формах ДЦП могут встречаться и нормальное, и задержанное психическое развитие, и умственная отсталость. Отклонения в развитии детей с такой патологией отличаются значительным разнообразием и могут иметь разную степень выраженности.
Характерные проявления при ДЦП:
- нарушения мышечного тонуса (спастика, ригидность — повышенный мышечный тонус, гипотония — снижение мышечного тонуса, дистония — стойкие непроизвольные мышечные сокращения);
- ограничение или невозможность движений (паралич — невозможность движения, парез — резкое ограничение движения);
- наличие насильственных непроизвольных движений (гиперкинезы, тремор), синкинезии;
- неравномерно сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире;
- нарушение сенсорных функций (слуховое, зрительное и тактильное восприятие);
- гиперакузия — повышенная чувствительность к звукам, дискомфорт и болезненные ощущения при обычных звуках окружающего мира, которые другие люди воспринимают как нормальные;
- нарушение мыслительных операций сравнения и обобщения;
- трудности социальной адаптации.
Памятка педагогу, обучающему ребенка с ДЦП
Это важно
Нельзя оставить без внимания своеобразие формирования личности ребенка с ДЦП (неуверенность, повышенная внушаемость, наивность, иждивенческие установки).
Рекомендации, способствующие адаптации учащихся с ДЦП в условиях УОСО:
- обеспечить ребенку мобильность (наличие пространства для передвижения в коляске к доске, наличие пандусов, отсутствие порогов, чтобы ребенок мог самостоятельно передвигаться в столовую, туалет);
- предоставить за партой место для манипуляций (желательно, чтобы ребенок с ДЦП сидел за партой один);
- подобрать лучшую позу для ответа (сидя, стоя);
- рационально дозировать выполнение письменных и контрольных работ;
- варьировать формы выполнения письменного задания;
- на этапе формирования письма использовать не обычную тетрадь, а разлинованные альбомы большого формата или индивидуальную доску;
- использовать метки и маркировки в тетради и учебнике (закладки, рамки, зажимы), чтобы облегчить ребенку быстрое нахождение нужного материала;
- использовать индивидуальные пособия с прорезями;
- перед ответом ребенка с ДЦП целесообразно спросить здорового ученика (чтобы дать время подготовиться к ответу);
- не учитывать при оценивании ответа особенности речи (монотонность, невыразительность, замедленный темп) и недостатки письма (почерк, несоблюдение строки);
- использовать различные вспомогательные средства и приспособления, которые помогают как в учебной деятельности, так и в освоении бытовых навыков и навыков самообслуживания (специальные ручки, насадки на ручки, формирующие их правильное удержание при письме, специальные столовые приборы, средства передвижения).
Вывод
Дети с РАС и НОДА нуждаются в пожизненном социально-психологическом сопровождении, неотъемлемой частью которого является психологическая и педагогическая коррекция. Цель коррекции — помощь в адаптации к окружающему миру на основе развития имеющихся ресурсов психики. Особенно важны следующие направления: развитие эмоциональной сферы, формирование коммуникативных навыков, коррекция нарушений поведения, формирование двигательной сферы. Задача руководителя учреждения образования — создать условия для реализации этих направлений.