Школа для всех: разные дети под одной крышей, или Как создать среду для учащихся с ОПФР

Школа для всех: разные дети под одной крышей, или Как создать среду для учащихся с ОПФР

Руководитель УОСО несет ответственность за то, чтобы учреждение обеспечивало безопасную и благоприятную среду для всех учащихся, включая тех, у кого особые потребности. В статье подчеркивается важность сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса в разработке эффективных стратегий, помогающих учащимся с ОПФР.

Пятница Татьяна

учитель-дефектолог высшей категории

611 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Принцип инклюзии

Реализация принципа инклюзии явля­ется одним из основных направлений государственной политики в сфере образования. Данный подход позволяет обеспечивать равный доступ к образованию всем обучающимся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В учреждениях образования создаются специальные условия для получения качественного образования всеми учащимися (одаренными, талантливыми, а также теми, чьи индивидуальные потребности обусловлены жизненной ситуацией или состоянием здоровья). Принцип инклюзии в образовании требует не только включения всех учащихся во взаимодействие, но и активного участия родителей (законных представителей) в образовательном процессе, понимания и принятия особенностей и отличий детей. Именно эти задачи являются самыми важными при воспитании инклюзивной культуры у участников образовательного процесса.

"Одним из основных достижений в сфере образования является сложившаяся комплексная система сопровождения детей с ОПФР и их семей от рождения и до получения ими профессионального образования. Комплексная работа обеспечивается взаимодействием систем образования, здравоохранения и социальной защиты и включением в решение актуальных вопросов общественных объединений."
Заместитель министра образования
Александр Кадлубай (По данным БЕЛТА)

Для организации образовательного процесса с учащимися с ОПФР на уровне общего среднего образования рекомендуется руководствоваться инструктивно-­методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь«Об организации в 2023/2024 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования».

Концепция инклюзивного образования признает наличие у каждого ребенка уникальных качеств, интересов, способностей, образовательных потребностей.

Учащийся с особенностями развития — это ученик, у которого наряду с общими для всех детей образовательными запросами есть особые потребности, удовлетворить которые можно только в условиях специально организованного обучения:

  • необходимость в процессе обучения постоянного сопровождения взрослыми (родителем, педагогом, психологом) с целью оказания помощи;
  • стимуляция интереса к обучению;
  • повышение познавательной активности;
  • специальное обучение приемам и способам коммуникации с окружающими.

В основе инклюзивного образования лежит понимание того, что все дети, насколько это возможно, должны учиться вместе независимо от существующих между ними различий.

Одной из главных задач современной инклюзивной школы является обеспечение максимального охвата образованием и коррекционно-­педагогической помощью всех выявленных детей с ОПФР.

Модели интегрированного обучения

В современном образовании учащихся с ОПФР реализуются две модели интегрированного обучения и воспитания:

  • класс интегрированного обучения полной наполняемости;
  • класс интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости. Такой класс создается, когда количество детей с ОПФР меньше, чем указано в Кодексе об образовании.

Таблица

Модели интегрированного обучения учащихся с ОПФР

Обследование учащихся с ОПФР

В ГУО «Центр коррекционно-­развивающего обучения и реабилитации» (районных, городских, областных) в течение учебного года работает психолого-­медико-педагогическая комиссия (далее — ПМПК), которая осуществляет обследование детей с целью своевре­менного выявления их индивидуальных потребностей для получения образования и коррекционно-­педагогической помощи.

Психолого-­медико-педагогическое обследование (далее— ПМПО) проводится с согласия и в присутствии законных представителей детей с ОПФР.

В ходе ПМПО:

  • устанавливаются структура и степень нарушений у ребенка;
  • определяется актуальный образовательный маршрут;
  • изучаются характер протекания психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, речь) и сущность индивидуально-­психологических особенностей ребенка (характерологические особенности, мотивация, темп деятельности, работоспособность);
  • выявляются вторичные нарушения, которые могут быть причиной трудностей в обучении (например, задержка интеллектуального развития влечет за собой нарушения в развитии речи), определяются их причины;
  • выявляются соответствия (или несоответствия) актуального развития регуляторной сферы, познавательной деятельности и поведения условно-­нормативному развитию;
  • дается оценка уровня освоения содержания образовательных программ и сформированности основных социальных навыков;
  • определяются пути компенсации имеющегося нарушения, потенциальные возможности и перспективы дальнейшего развития ребенка.

По результатам ПМПО составляется заключение, содержащее:

  • описание структуры и степени тяжести физического и (или) психического нарушения;
  • рекомендации по обучению и воспитанию лица с ОПФР по образовательным программам специального образования;
  • объем оказания коррекционно-­педаго­гической помощи;
  • решение о создании специальных условий для получения образования.

Создание особой образовательной среды

Следует остановиться на необходимости создания особой образовательной среды в общеобразовательных учреждениях, в которых обучаются дети с ОПФР.

Такая образовательная среда включает:

  • создание безбарьерной архитектурной среды (например, наличие пандусов, дверей нужного размера и конструкции, позволяющих проехать на инвалидной коляске ребенку с нарушением функций опорно-­двигательного аппарата в любое помещение школы и др.);
  • создание вариативного разноуровневого содержания образования, учитывающего образовательные возможности всех детей с ОПФР;
  • создание программно-­методического обес­печения (наличие различных программ обучения, учебных планов, специальных учебников, применение оптимальных методов и приемов обучения, создание специальных наглядных пособий);
  • разработка и внедрение компьютерных программных продуктов, соответствующих образовательным возможностям учащихся с ОПФР;
  • создание условий, способствующих выявлению и развитию одаренности среди детей с ОПФР (участие школьников в предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях, творческих и музыкальных конкурсах).

Перед педагогами, обучающими детей с ОПФР, остро стоит задача обеспечения преемственности специального образования на всех уровнях получения основного образования и корреляции содержания специального и общего среднего образования.

С обучающимися с ОПФР проводятся коррекционные занятия по рекомендации ПМПК. На коррекционных занятиях формируются знания и умения, расширяющие функциональные возможности ребенка, знания и умения компетентностного характера, являющиеся составляющей какой-либо компетенции. Содержание коррекционно-­развивающей работы реализуется на основе материала образовательных областей и учебных предметов.

Необходимо обратить особое внимание на реализацию в образовательном процессе воспитательного потенциала учебных предметов с целью формирования у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к историческому прошлому, созидательному труду как главному условию развития белорусского государства. Решение этих задач должно способствовать формированию атмосферы мира и согласия в белорусском обществе и быть напрямую связано с достижением учащимися личностных образовательных результатов.

Психолого-­педагогическое сопровождение

Важной частью и обязательным условием организации инклюзивного обучения и воспитания обучающихся с ОПФР является психолого-­педагогическое сопровождение.

Задачи психолого-­педагогического сопровождения:

  • обеспечение доступности образования для ребенка с ОПФР;
  • создание адаптивной образовательной среды;
  • формирование готовности и способности всех участников образовательного процесса к взаимодействию с детьми с ОПФР;
  • включение детей с ОПФР в активное взаимодействие в образовательном пространстве.

Если ребенку с ОПФР требуется оказание помощи в большем объеме, в учреждении образования может быть создана группа психолого-­педагогического сопровождения (например, в составе психолога, учителя-­дефектолога, учителя начальных классов или учителей-­предметников, классного руководителя, педагогов дополнительного образования, воспитателя по сопровождению, воспитателя группы продленного дня) по решению руководителя учреждения, который издает соответствующий приказ.

Деятельность специалистов, осуществляющих психолого-­педагогическое сопровождение обучающихся с ОПФР, может быть реализована в двух направлениях:

  • профилактическое: предупреждение трудностей в адаптации и обучении ребенка с ОПФР;
  • актуальное: оказание конкретной помощи ребенку с ОПФР в преодолении возникших трудностей в обучении, взаимодействии и т. д.

От редакции

Дополнительно по теме вы можете прочитать в материалах:

Пятница Т. От образовательной интеграции к инклюзивному образованию;
Пятница Т. Такие разные особенности детей;
Пятница Т. Секреты обучения детей с интеллектуальной недостаточностью;
Пятница Т. Обучение и воспитание детей, имеющих нарушения зрения и слуха;
Пятница Т. Организация обучения детей-­аутистов и с нарушениями опорно-­двига­тельного аппарата.

611 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

В каких документах УОСО отразить изменения законодательства о труде

Закон Республики Беларусь от 29.06.2023 № 273-З «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений» (далее — Закон) вступил в силу с 1 января 2024 г. Статья 3 Закона пр...
№ 1 (145) 2024 Лавфер Елена,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 853
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок