Персонифицированный учет: актуальные изменения
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Персонифицированный учет: актуальные изменения

В материале представлена нужная директору УОСО информация:

• что такое персонифицированный учет (далее — ПУ);
• какие формы документов ПУ (далее — ДПУ) и когда нужно подавать;
• ответственность за непредставление форм ПУ;
• изменение законодательства в отношении ПУ с 18 сентября 2024 г.;
• памятка для директора по ПУ.

Косько Юрий

юрист, выпускающий редактор журнала «Руководитель учреждения дошкольного образования»

Плеханова Елена

выпускающий редактор журнала «Директор школы, гимназии, лицея»

286 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Персонифицированный учет

С 1 января 2003 г. на всей территории Рес­публики Беларусь действует индивидуальный (персонифицированный) учет застрахованных лиц в системе государственного социального страхования. Ведение ПУ осуществляют органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Респуб­лики Беларусь (далее — Фонд).

«Слово “персонифицированный” говорит само за себя — это значит индивидуальный, относящийся к конкретному человеку. В рамках государственного социального страхования на каждого гражданина, работающего на территории Беларуси, в Фонде открывается индивидуальный лицевой счет. Он содержит информацию о периодах работы человека, его ежемесячном заработке — т. е. все те сведения, которые необходимы, чтобы в будущем при назначении ему пенсии рассчитать ее размер. Гражданин на руки получает свидетельство государственного социального страхования — зеленую карточку, которая является подтверждением того, что в Фонде на него открыт индивидуальный лицевой счет.
Информацию мы аккумулируем с 1 января 2003 г. Это значит, что именно с этого периода при достижении пенсионного возраста гражданам не нужно подтверждать свой стаж работы и заработок на бумаге посредством справки либо трудовой книжки. Сведения напрямую (без участия будущего пенсионера) запрашивают у нас и получают органы по труду, занятости и соцзащите, которые назначают пенсии».

Юлия Бердникова, управляющий Фондом

Нормативно-­правовое регулирование

Формы ДПУ

Плательщики взносов представляют в органы Фонда:

  • анкету застрахованного лица по форме ПУ‑1 (далее — форма ПУ‑1);
  • сведения о приеме и увольнении по форме ПУ‑2 (далее — форма ПУ‑2);
  • индивидуальные сведения по форме ПУ‑3 (далее — форма ПУ‑3).

Это важно
Документы ПУ заполняются и представляются плательщиком взносов в орган Фонда в виде электронных документов.

Сроки представления форм ПУ

Если последний день срока представления плательщиком взносов форм ПУ‑2, ПУ‑3 приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.

Административная ответственность за непредставление ДПУ

Непредставление должностным лицом в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, влекут наложение штрафа в размере до 20 БВ (ст. 24.11 «Непредставление документов, отчетов и иных материалов» КоАП).

Справочно: не является административным правонарушением, предусмотренным ст. 24.11 КоАП, непредставление в установленный срок указанных документов, отчетов, сведений и (или) иных материалов, если просрочка представления составила не более трех рабочих дней.

Актуальные изменения в Правилах № 837

Постановлением Совета Министров Респуб­лики Беларусь от 12.09.2024 № 670 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — постановление № 670):

  • изменены сроки представления формы ПУ‑3 по лицам, работающим по граж­данско-­правовым договорам (далее — ГПД);
  • установлены порядок и сроки подачи формы ПУ‑3 по лицам, проходившим военные и специальные сборы (далее — сборы), при уплате за них взносов местными исполкомами;
  • определен порядок постановки данных исполкомов на учет в качестве плательщиков взносов.

Нововведения вступили в силу с 18 сентября 2024 г.

Заполнение формы ПУ‑3 по лицам, проходившим сборы

Постановлением № 670 внесены следующие изменения в Правила № 837:

  • форма ПУ‑3 заполняется и представляется работником органа Фонда и подписывается его электронной цифровой подписью в отношении физических лиц, проходивших сборы и участвовавших в мероприятиях по мобилизационной подготовке, за которых местными исполнительными и распорядительными органами уплачены взносы на пенсионное страхование;
  • суммы уплаченных взносов по застрахованным лицам, проходившим сборы и участвовавшим в мероприятиях по мобилизационной подготовке, указываются в форме ПУ‑3 в месяцах прохождения сборов и участия в мероприятиях по мобилизационной подготовке на основании данных, полученных от местных исполнительных и распорядительных органов.

Представление формы ПУ-3 по лицам, работающим по ГПД

Порядок постановки на учет в Фонде исполкомов

Постановлением № 670 внесены изменения также в Положение о порядке постановки на учет и снятия с учета плательщиков обязательных страховых взносов (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.2009 № 917 (далее — Положение № 917).

Так, с 18 сентября 2024 г. определен порядок постановки на учет в органах Фонда в качестве плательщиков взносов местных исполнительных и распорядительных органов, осуществляющих выплату компенсаций застрахованным гражданам за период прохождения сборов и участия в мероприятиях по мобилизационной подготовке.

Указанным органам потребуется подать заявление о постановке на учет по установленной форме. Заявление регистрируется органом Фонда в день обращения (ч. 3 п. 3 Положения № 917).

Датой постановки на учет считается день подачи заявления, а датой снятия с учета — день подачи названными плательщиками соответствующего уведомления в произвольной форме (абз. 6 ч. 2 п. 5, абз. 6 ч. 2 п. 7 Положения № 917.

286 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок