Фандрайзинг в учреждении образования: поиск новых партнеров
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Фандрайзинг в учреждении образования: поиск новых партнеров

Фандрайзинг (фэндрайзинг, фандрэйзинг, fundraising) — деятельность по сбору средств для некоммерческих проектов.

Своим опытом о том, как этот способ привлечения дополнительных средств используется в школе-­интернате № 7 г. Минска, поделилась директор учреждения Котова Наталья Владимировна.

Нарбунтович (Котова) Наталья

Директор государственного учреждения образования «Средняя школа № 180 г. Минска»
(ранее — директор государственного учреждения образования «Вспомогательная школа-интернат № 7 г. Минска»)

2658 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Учитывая актуальность проблемы финансирования, ряд современных организаций осваивает технологию фандрайзинга.

В рамках сложившихся рыночных отношений и учреждениям образования приходится искать различные способы привлечения внебюджетных средств для реализации определенных потребностей.

Пример
На школьных веб-ресурсах США можно встретить списки материальных предметов (так называемый виш-лист, wish-list), в которых у учреждения существует потребность. Учреждению можно также подарить не новые вещи — это очень удобный способ для учебного заведения получить в дар оргтехнику, мебель и многое другое в хорошем состоянии, пополнить фонды школьной библиотеки и пр.

Каждое учреждение пытается найти свои финансовые решения. Создаются органы самоуправления (попечительские советы), устанавливаются тесные связи с шефскими организациями; также многие учреждения участвуют в различных конкурсах на присуждение грантов и реализуют социально значимые проекты, оказывают платные образовательные услуги населению.

Сегодня руководители учреждений образования должны уметь принимать стратегически грамотные решения при поиске дополнительных ресурсов для осуществления развития учреждения.

Опыт учреждения

Сегодня школа-­интернат имеет возможность самостоятельно устанавливать эффективное сотрудничество с общественностью и организациями города, республики. Но для того чтобы это сотрудничество состоялось, руководство учреждения образования научилось решать разные проблемы, необходимые для профессиональной деятельности (коммуникативные, поиск и анализ информации, принятие решений, проектирование ситуаций, прогнозирование проблем и основных трудностей и т. п.).

Управление деятельностью в данном направлении — это, прежде всего, пристальное внимание к материально-­техническому обеспечению, аспектам безопасности и эстетики труда, дизайну рабочего и рекреационного пространства и многое другое. В школе-­интернате достигли достаточно высокого уровня эстетического оформления и материально-­технического обеспечения через активное сотрудничество с шефской организацией, спонсорами и попечительским советом школы с помощью налаженной системы фандрайзинга.

Такое явление, как фандрайзинг, достаточно редко встречается в практической деятельности современного руководителя. Поэтому становление опыта фандрайзинга в школе осуществлялось через выработку целостной стратегии по привлечению дополнительного финансирования.

Схема аккумулирования внебюджетных средств в учреждении образования

Использование технологии фандрайзинга в учреждении образования предполагает поиск потенциальных источников финансирования, обоснование потребности в средствах и соотношение с интересами финансовых донаторов, формирование, поддержание и развитие связей с финансовыми донорами, формирование общественного мнения в пользу поддержки и развития деятельности учреждения.

Основными задачами фандрайзинга можно считать:

1) привлечение ресурсов для реализации целевых программ;
2) анализ эффективности деятельности организации;
3) накопление новых идей для реализации будущих программ, проектов;
4) повышение имиджа учреждения образования и укрепление доверия к нему;
5) информирование и просвещение общественности относительно проблем, которые решает учреждение образования;
6) повышение качества материально-­технического обеспечения;
7) материальное стимулирование работников учреждения, достигших в своей профес­сио­нальной деятельности значимых результатов.

Успешность осуществления фандрайзинга зависит от умения разрабатывать проекты, программы, налаживать контакты с потенциальными партнерами, организациями и фондами, которые могут профинансировать нужные вашему учреждению образования проекты.

Реализация деятельности в области фандрайзинга в школе-­интернате № 7 г. Минска осуществляется по следующим направлениям:

1. Управление в системе менеджмента.

Это направление реализуется при привлечении к решению проблем учреждения образования потенциальных спонсоров для обеспечения его стабильного функционирования и развития.

Существующая практика использования внебюджетных средств осуществляется в рамках нормативного поля (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 146 «Об утверждении Положения о попечительском совете учреждения образования»*; Указ Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи»*; постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 июля 2013 г. № 641 «Об утверждении Положения о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации»*).

* С последующими изменениями и дополнениями.

2. Управление персоналом.

Обязательным условием управления и рационального использования организационных возможностей стимулирования работников к активности по привлечению внебюджетных средств, поиска спонсоров является использование системы мотивации.

Основная цель создания мотивационной системы в учреждении образования заключается в том, чтобы способствовать достижению поставленных целей через мотивацию сотрудников, созданию благоприятной атмосферы для творческой деятельности, привлечению высококвалифицированного персонала.

3. Управление финансами.

Это предоставление платных дополнительных образовательных услуг; использование благотворительной деятельности граждан и организаций; заключение договоров дарения, оказания спонсорской помощи; участие в конкурсах на выделение гранта Мингорисполкома, предоставление в аренду помещений.

Директору на заметку
При разработке стратегии привлечения средств необходимо реалистично оценивать, к каким источникам финансирования обращаться в том или ином случае и как подать свой проект в наиболее привлекательной для конкретного спонсора форме.

Способы привлечения внебюджетных средств

Первый этап работы по привлечению спонсорских средств начинается с разработки содержательной части плана привлечения средств, где определяются основные направления работы на год, составляются перечни краткосрочных и долгосрочных проектов, прогнозируются результаты.

Второй этап организации фандрайзинговой кампании в школе связан с ее реализацией на практике.

В рамках реализации плана можно использовать ряд действенных методов, которые способствуют установлению положительных контактов с потенциальными спонсорами:

1. Телефандрайзинг — обращение к потенциальным спонсорам и шефам по телефону и факсу для приглашения на школьное мероприятие, озвучивания ­какой-либо проблемы, поздравления с праздниками / событиями и т. д.

2. Почтовый фандрайзинг — обращение к потенциальным спонсорам и шефам по почте с ­какой-либо просьбой, поздравлением и т. д.

3. Индивидуальный фандрайзинг — персональное обращение руководства школы с беседой о насущных проблемах.

4. Солофандрайзинг — приобретение поддержки спонсоров (конкретных физических лиц) при реализации, например, образовательных проектов («Будущее — это мы» — по работе с учащимися; «Быстрее, сильнее, выше» — по поддержке юных спортсменов и т. д.), проектов по благоустройству школьной территории, учебных кабинетов, а также в установлении личных контактов с необходимыми организациями, людьми.

5. Событийный фандрайзинг — приглашение спонсоров и шефов на различные школьные мероприятия: «Праздник Первого звонка», «Мы так хотим, чтобы школьные годы продлились», «Нам одна дана победа», «Рождественские встречи», «День защиты детей», «День инвалидов» и другие. В рамках таких встреч основными задачами реализации фандрайзинга будут являться налаживание новых контактов с будущими партнерами и друзьями школы, реальная возможность открыто заявить о себе и проинформировать о своих целях.

6. Сотрудничество с другими организациями с целью развития и продвижения технологий фандрайзинга в рамках партнерства. Сегодня в учреждении образования этот метод наиболее развит в работе с законными представителями школы.

7. Волонтерство. Есть множество преимуществ, которые может получить школа, привлекая волонтеров: от решения части финансовых проблем до обеспечения новыми интеллектуальными ресурсами. Ряды волонтеров школы всегда должны пополняться, ведь учебное заведение живет активной творческой жизнью и постоянно нуждается в новых ресурсах.

В качестве добровольцев выступают различные категории лиц, а это, в свою очередь, требует выбора различной мотивации и построения отношений с ними. Их привлечение происходит разными путями, в т. ч. и через Интернет, сайт школы.

Обратите внимание
Сегодня в образовательной среде PR‑технологии неосознанно используют практически все учреждения образования. Работа с жителями микрорайона по рекрутированию детей в школу, родительские собрания, работа со спонсорами, шефскими организациями — это яркие примеры связей с общественностью (Public Relations). Однако чаще всего эти мероприятия в учреждениях образования носят не системный и не целенаправленный характер, а, скорее, локальный и случайный. А для эффективного функцио­нирования и развития учреждения образования эти усилия должны осуществляться на стратегической основе и непрерывно.

Важно отметить, что для реализации фандрайзинга в школе не обойтись без PR‑технологий, чтобы потенциальные спонсоры и шефская организация имели четкое представление о работе школы, ее результативности. В этом направлении работы важно информировать спонсоров и шефскую организацию о наиболее важных событиях в школе, победах, достижениях учителей и педагогов и значимости вклада каждого в этот успех. Для того чтобы этот процесс был систематическим и целенаправленным, необходимо использовать не только приглашения, информационные листы, буклеты, но и сайт учреждения образования.

На сайте школы систематически размещаются информационные ссылки на наиболее значимые мероприятия, проекты, акции, которые требуют спонсорской поддержки и внимания: акция «Самый лучший класс — наш!», «Спаси дерево сейчас!»; встреча с ветеранами Великой Отечественной вой­ны «С болью в сердце…» и т. д.

Также потенциальные спонсоры и представители шефских организаций являются почетными гостями этих мероприятий. На сайте размещается информация о шефской организации и партнерах школы, а также о помощи, которая была оказана школе, ее значимости для учреждения.

Как избежать отказа при привлечении дополнительных материальных ресурсов

Помимо сложившихся правил и причин получения дополнительных ресурсов, часто возникают ошибки и просчеты, которые могут помешать конструктивному диалогу с потенциальными спонсорами в получении помощи (см. таблицу).

Таблица

Что делать, если учреждению отказали в помощи

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что с каждым спонсором работу приходится строить индивидуально. Чтобы у школы сложилась солидная спонсорская база, нам потребовалось затратить немало времени, сил и, как это ни странно, средств. Некоторые расходы не оправдались. Нелегко реально оценить свою школу с точки зрения привлекательности для потенциальных спонсоров, разрабатывая спонсорский пакет.

Однако в школе-­интернате за полтора года реализации технологии фандрайзинга полностью осуществлен ремонт фойе, приобретены уличные игровые комплексы, спортивные и игровые инструменты и многое другое. Осваивая фандрайзинг для привлечения внебюджетного финансирования школы, начинаешь хорошо понимать высказывание о том, что «если долго и правильно стучаться в закрытую дверь, то дверь обязательно откроется, и вам помогут». 

Также читайте Мнение эксперта к данной статье.

2658 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Круглогодичные учебные смены – отличный старт для учащихся, вовлеченных в олимпиадное движение

Постановлением Министерства образования от 22 августа 2024 года № 107 внесены изменения в Инструкцию о порядке проведения олимпиад по учебным предметам.
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 130
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок