«Все дети — наши»: интервью с директором сельской школы
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Личное дело
ГОРДЕЙ Елена Георгиевна, директор государственного учреждения образования «Жемчужненская средняя школа» Барановичского района.
Окончила Белорусский государственный педагогический университет имени М.Танка.
Награждена Благодарственными письмами и Грамотами отдела образования, спорта и туризма Барановичского райисполкома, Грамотами управления образования Брестского облисполкома; ее фотография была помещена на доску Почета Барановичского района по итогам работы за 2015 год.
Замужем, есть дочь.

Редакция: Добрый день, Елена Георгиевна! Ваша школа имеет централизованную бухгалтерию. Хотели бы вы стать финансово самостоятельным учреждением, взяв к себе в штат бухгалтера? На ваш взгляд, каковы плюсы и минусы финансовой самостоятельности/наличия централизованной бухгалтерии в учреждении?

Елена Георгиевна: Нам хотелось бы стать финансово самостоятельным учреждением. Это, на наш взгляд, даст нам более широкие полномочия: при составлении сметы расходов, при определении своих «болевых точек» развития. В то же время мы понимаем, что самостоятельность дает определенную свободу, а свободы без ответственности не бывает. Поэтому руководитель учреждения образования должен превратиться в менеджера системы образования.

Ред.: Какими способами вы привлекаете внебюджетные средства в учреждение? Поделитесь опытом.

Е.Г.: В 2017 г. наша школа смогла заработать 16814,08 белорусских рублей за счет оказания образовательных услуг, продажи сельхозпродукции, сбора вторсырья, проведения культурно-массовых мероприятий, оказания транспортных услуг, привлечения попечительских и спонсорских средств. Только за счет проведения самозаготовки овощной продукции сэкономлено более 5500,0 бюджетных средств. Возможно, некоторым руководителям эта сумма покажется небольшой, но ведь реки потому и полноводны, что питают их маленькие ручейки.

О школе

Основано в 1986 г.
На 1 сентября 2017 г. в учреждении обучались 779 учащихся.
Учреждение образования занимает I место в районном конкурсе на лучшее учреждение образования на протяжении всего периода проведения данного конкурса в Барановичском районе.
Победитель конкурса на лучшее развивающееся учреждение образования в номинации «Адаптивная школа».
В 1986 г. осуществлен первый набор в класс с углубленным уровнем изучения английского языка.
В 1987 г. в школе были открыты классы с музыкальным (хоровым) уклоном. Созданы образцовые коллективы: духовой и цимбальный оркестры. Сегодня на базе учреждения образования открыт филиал Новомышской детской школы искусств.
В 1993 г. учащиеся 8 класса стали изучать математику на углубленном уровне, затем были открыты лицейские классы экономического, химико-биологического, технологического профилей, классы МЧС.
В 2003–2006 гг. в Жемчужненской школе апробировалась модульная структура организации образовательного процесса по системе доктора педагогических наук, профессора П.И. Третьякова.
В 2012–2016 гг. школа являлась инновационной площадкой Министерства образования по апробации модели углубленной дифференциации обучения на II и III ступенях общего среднего образования.
15 декабря 2015 г. по решению Координационного совета по вопросам непрерывного педагогического образования школе присвоен статус «Школа-лаборатория учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования».
С 2016 г. школа является республиканской площадкой по реализации экспериментального проекта «Апробация модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования».
По итогам 2016 г. первичная организация БРСМ школы признана победителем республиканского конкурса на лучшую «первичку» среди учебных заведений и награждена Дипломом ЦК ОО «БРСМ».
В 2016 г. волонтерский отряд признан лучшим в Республике Беларусь в конкурсе «Волонтер года — Доброе сердце» в номинации «Добрые дела в фотообъективе».
Первичная профсоюзная организация школы — победитель смотра-конкурса на лучшую первичную профсоюзную организацию Барановичского района за 2017 год.
Гран-при Республиканского конкурса на лучший проект по организации шестого школьного дня «Сохраним жизнь на селе!». Проект посвящен профессиональной ориентации учащихся на рабочие специальности сельскохозяйственного профиля.
В учреждении работает высококвалифицированный педагогический коллектив (77 педагогов). 58 педагогов (75 %) имеют высшую и первую квалификационную категорию. Девять педагогов являются руководителями районных методических формирований. Пяти педагогам было присвоено звание «Человек года» в области образования.
Учитель географии Грицук Наталья Матвеевна является членом Республиканского клуба «Хрустальный журавль».
Педагог-организатор школы Жихарко Ольга Александровна стала победителем І республиканского конкурса «Супервожатый» среди старших вожатых пионерских дружин Республики Беларусь в номинации «Опыт и мастерство».
Учителем истории школы Дубейко Ириной Иосифовной издана книга «В годы военных испытаний». Это фундаментальный научно-исследовательский труд, в котором в том числе описываются малоизвестные события Первой и Второй мировых войн. А книга Ирины Иосифовны «Забытая война» в 2014 г. вошла в топ-100 наиболее популярных книг Национальной библиотеки Республики Беларусь.

Ред.: Расскажите, пожалуйста, о проектах, реализующихся в вашей школе, о педагогических классах, функционирующих у вас.

Е.Г.: Присвоение школе статуса «Школа-лаборатория учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования» позволило нашему учреждению более тесно сотрудничать с Барановичским государственным университетом. В частности, 9 учащихся XI класса в 2016/2017 учебном году посещали межшкольные факультативы по 7 учебным предметам на базе университета по подготовке к централизованному тестированию. Это позволило увеличить количество часов на изучение предметов, отдельных учебных тем и скоординировать работу наших учителей и преподавателей университета. 

Важную роль в ориентации учащихся на педагогические профессии играют факультативные занятия «Азбука учебного труда», «Искусство человекознания», «Семейная педагогика», проводимые педагогами-психологами школы. Занятия факультатива «Введение в педагогическую профессию» в X классе ведут старший преподаватель кафедры психологии факультета педагогики и психологии и преподаватель педагогики, заведующий методическим кабинетом этого же факультета. Учащиеся педагогической группы получили возможность регулярно посещать университет, общаться со студентами факультета педагогики и психологии, пользоваться образовательными ресурсами вуза.

Участие обучающихся в лабораторных занятиях для студентов по дисциплине «Технология профессиональной деятельности психолога», определение профориентационных намерений и уровня сформированности профессионального плана у школьников, индивидуальные психологические консультации для педагогов, учащихся и их родителей, общешкольные родительские собрания с участием преподавателей и студентов факультета педагогики и психологии — это далеко не полный перечень совместных мероприятий в рамках сотрудничества.

Переводя информацию в проблемное русло, отмечу: на наш взгляд, назрела необходимость создания условий для дистанционного обучения сельских школьников. Ведь несмотря на значительный уровень компьютеризации учреждений общего среднего образования, существует проблема интерактивного взаимодействия между сельской школой и вузом. Поэтому изучение возможностей организации сетевых образовательных отношений является актуальным направлением работы в рамках кластерного взаимодействия.

С сентября 2016 г. на базе школы осуществляется экспериментальная деятельность по апробации модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на ІІ ступени общего среднего образования. Деятельность в рамках эксперимента направлена на осмысление познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности педагога, формирование представления о собственных интересах и возможностях, развитие способностей.

Школьники с энтузиазмом участвуют в педагогических пробах. Первым таким опытом стали мероприятия дня школьного самоуправления, недели вожатого в начальных классах. Ребята V–IX классов старались помочь первоклассникам адаптироваться к школьной жизни, помогали воспитателям групп продленного дня в проведении режимных моментов. Администрацией было принято управленческое решение определить для педагогических проб ежемесячно последнюю пятницу месяца. 

В процессе экспериментальной деятельности мы хотим достичь, во-первых, высокого уровня готовности учащихся, прошедших допрофильную педагогическую подготовку, к обучению в профильных классах; укомплектованности 10-го педагогического класса. Во-вторых — формирования у учащихся четких представлений о сущности педагогической профессии, возможностях, открывающихся в данной сфере деятельности. В-третьих — высокого уровня коммуникативных, межличностных, организаторских умений и культуры самопознания.

Педагогический коллектив школы уверен, что в школы страны в ближайшем будущем благодаря и нашим стараниям придут компетентные, творческие и инициативные молодые педагоги.

В нашем школьном коридоре — ракушка с жемчужиной. Рядом с эмблемой школы выведено: «От скрытых способностей — к блестящим результатам». И наша задача — помочь жемчужине личности каждого ребенка проявить себя в будущем мире профессий и в жизни во всей красе.

Всем издавна известна истина: «Пока живет школа — живет деревня». Только за 2016/2017 учебный год пять будущих педагогов университета прошли преддипломную практику на базе школы, двое из них с 1 сентября 2017 г. влились в наш педагогический коллектив как молодые специалисты. 

Блиц-опрос
Ваш жизненный девиз? «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе»; «Мстят только слабые, сильные умеют прощать».
Книга или фильм? Книга Маргарет Митчелл «Унесенные ветром».
Хобби, увлечения: Чтение.
Кошка или собака? Собака золотистый ретривер.
Мечта или планы на ближайший год: Продолжить изучение английского языка.
Работать или отдыхать? Работать.
Смысл жизни: Служить людям и делать добро.

Ред.: Мне известно, что у вас в школе развито волонтерское движение. Расскажите подробнее.

Е.Г.: В 2011 г. в школе был создан волонтерский отряд «Рука в руке», на счету которого множество социально значимых дел. Назову лишь некоторые из них.

В рамках мероприятий республиканской благотворительной акции «В школу с Добрым Сердцем!» педагоги и учащиеся школы ежегодно собирают канцелярские и спортивные принадлежности для подготовки к учебному году детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, для социальной поддержки многодетных, неполных и малообеспеченных семей.

Ежегодный благотворительный марафон «Дети — детям» дал дополнительный шанс на выздоровление тяжело больным учащимся школы. Сотрудничают наши волонтеры и с Белорусским Обществом Красного Креста. На протяжении 2015/2016 учебного года осуществлялась реализация совместного проекта «Благо Даря детям», а в 2017/2018 учебном году — проекта «Особый город — город Счастья». Данные проекты предполагают тесное сотрудничество с Центром коррекционно-развивающего обучения Барановичского района и города Барановичи. Дети с особенностями психофизического развития в ходе таких встреч имеют возможность не только проявить свои творческие способности, но и найти новых друзей, активно провести время, а волонтеры — усвоить уроки милосердия и толерантности.

Клоунотерапия, куклотерапия, «форум-театр», аквагрим — далеко не полный перечень направлений работы наших волонтеров. Хочется отметить, что в Жемчужненской средней школе волонтерство не воспринимается как односторонняя помощь. Мы считаем, что посредством помощи другим человек помогает в первую очередь себе.

Ред.: У вас организован подвоз детей к учреждению образования школьными автобусами. Возникают ли какие-то сложности при организации подвоза детей и (или) обслуживании так называемого автобусного парка вашего учреждения?

Е.Г.: Подвоз учащихся к учреждению образования осуществляют четыре школьных автобуса из 7 населенных пунктов.

Согласно Правилам перевозки1 сопровождение учащихся должны осуществлять педагогические работники. Учитывая, что в день школьные автобусы делают 30 рейсов, нам необходимо 30 педагогов для сопровождения. А это дополнительная нагрузка. При этом необходимо учесть тот факт, что школа работает в две смены, и последний автобус отправляется от школы в 19:50.

Ред.: Ваше учреждение образования располагается в сельской местности. На ваш взгляд, это преимущество или недостаток? В чем вы видите особенности работы учреждения образования, расположенного в небольшом населенном пункте, по сравнению с учреждениями, расположенными в крупных городах?

Е.Г.: Безусловно, это преимущество. У нас имеется возможность объединить усилия всего социума в деле воспитания подрастающего поколения.

Мы тесно сотрудничаем с учреждениями дошкольного образования аг. Жемчужный и д. Новая Мышь, учреждением здравоохранения «Жемчужненская амбулатория врача общей практики», Жемчужненским сельским Домом культуры, Жемчужненским сельским исполнительным комитетом, государственным учреждением образования «Новомышская детская школа искусств», ОАО «Птицефабрика “Дружба”», что дает нам возможность на более раннем этапе изучить личность ребенка, семью и выстроить индивидуальную траекторию его развития.

Ред.: На ваш взгляд, в чем уникальность вашей школы по сравнению с другими учреждениями образования?

Е.Г.: Умение держать руку на пульсе времени, порой опережая его.

Ред.: Что (кто) вызывает наибольшую гордость у вас как у директора школы?

Е.Г.: Тот факт, что из 77 педагогов, работающих в учреждении образования на сегодня, 27 (35 %) — это наши выпускники.       

Ред.: Спасибо за содержательное интервью!

Беседовала Елена АЛЕКСАНЕ


2208 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Перераспределение и перенаправление молодых специалистов: в чем разница и какие нюансы в здравоохранении

Распределение – реальная социальная гарантия государства. Выпускники вузов и колледжей, по сути, не имея богатого профессионального опыта, гарантированно получают свое пе...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 121
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок