Математический гений: памятка по созданию
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Математический гений: памятка по созданию

О качестве белорусского образования можно судить по результатам выступлений учащихся на международных олимпиадах по предметам. Ежегодно наши школьники занимают призовые места на этих интеллектуальных соревнованиях. Проанализируем эффективный управленческий опыт организации математического образования в гимназии № 2 г. Витебска — одном из самых результативных учебных заведений страны.

Киселев Константин

Директор государственного учреждения образования «Гимназия № 2 г. Витебска», член совета специального фонда Президента Респуб­лики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов

1034 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Актуальность математического образования

На современном этапе развития образования внимание акцентируется на всестороннем развитии личности, овладении ключевыми компетенциями современного мира, повышении уровня функциональной грамотности школьников. Основополагающую роль в данных процессах играет математическое образование, ведь без высокого уровня овладения данным предметом невозможно развитие основных сфер современного мира: промышленности, производства, IT-отрасли и наукоемких технологий, военного дела, сельского хозяйства.


Статистика

Результативность математического образования в гимназии № 2 г. Витебск

По итогам ЦЭ 2023 г. средний балл по математике составил 88,1; пять учащихся из 25 сдававших (20 %) сдали ЦЭ и ЦТ по математике на 100 баллов.
Количество победителей республиканской олимпиады по учебному предмету «Математика» за три года:
• городской этап — 107;
• областной этап — 49;
• заключительный этап — 34.
За эти же три года победителями международных олимпиад стали 18 учащихся.
По итогам XIX Жаутыковской олимпиады по математике 2023 г. учащиеся гимназии принесли в копилку Республики Беларусь 8 медалей. В результате гимназия по количеству медалей вошла в тройку лучших мировых математических центров из более чем 250 учреждений общего среднего образования 25 стран мира!
В 2023 г. учащаяся XI класса Алина Верютина завоевала бронзовую медаль на XII Европейской математической олимпиаде для девушек (г. Порторож, Словения), а учащийся X класса Иван Коршунов стал обладателем бронзы на 64‑й Международной олимпиаде по математике (г. Тиба, Япония).


Математика выступает как главный предмет общего среднего образования, ведущей целью которого является формирование абстрактного мышления, развитие логики, системности и критичности мышления подрастающего человека, необходимых для его свободной и безболезненной адаптации к условиям жизни в обществе.

Это важно
Без достаточного уровня владения математическими компетенциями невозможно добиваться успехов в физике, химии, астрономии, географии, а также лингвистических дисциплинах.

Администрация любого учебного заведения должна выстраивать результативную систему математического образования, способную как работать на качество образования всех учащихся в учебном процессе, так и удовлетворять запрос на дополнительное изучение математики мотивированными и одаренными учащимися.

Система математического образования в УОСО

Начальная школа

1. Учебное занятие.

Учителя начальных классов закладывают основы: для формирования знаний, умений и навыков, а также компетенций, необходимых для продолжения обучения математике и другим учебным предметам на II ступени общего среднего образования; приобретения первоначального опыта решения учебно-познавательных и исследовательских задач; формирования познавательных процессов и мыслительных операций учащихся.

2. Внеурочная и внеклассная деятельность:

  • факультативные занятия:
    • «Элементы логики» — для учащихся I–IV классов;
    • «Шахматный всеобуч» — для учащихся I–IV классов;
    • «Развивающие логические задачи» — для мотивированных учащихся IV классов;

Это важно
Факультативное занятие ведет один из педагогов, который в следующем году будет набирать математический класс. Таким образом обеспечиваются преемственность математического образования и планомерная адаптация к обучению в V классе.

  • неделя математики;
  • интеллектуальный марафон для учащихся I‒IV классов, одной из станций которого является учебный предмет «Математика»;
  • участие в очных районных и городских олимпиадах начального звена, дистанционных олимпиадах и конкурсах областного, респуб­ликанского и международного уровней.

V математический класс

При формировании класса учитываются результаты учебной деятельности учащихся по математике в IV классе, успехи, достигнутые на факультативных занятиях, результаты районных и городских олимпиад начального звена. В данных классах уроки ведут звездные педагоги гимназии С. Г. Матросова и А. В. Шуголь, демонстрирующие самые высокие в стране результаты.

Стимулирующие занятия по математике

В V‒VII классах закладывается база формирования устойчивого интереса к математике, выбора дальнейшего направления для профильной подготовки. Стимулирующие занятия по математике посещают абсолютно все учащиеся математических классов, что позволяет учителю увидеть каждого ребенка, оценить в полной мере его математические способности.

Инженерно-­технические и экономические классы

С VIII класса происходит формирование классов:

  • экономической направленности (изучение математики на повышенном уровне);
  • инженерно-­технической направленности:
    • изучение математики не менее 10 ч в неделю за счет факультативных и стимулирующих часов;
    • начальное изучение языка программирования С++ на факультативных занятиях.

От редакции

Подробно о тонкостях организации инженерных классов читайте в статье И. Трафимовой «Как организовать инженерный класс: необходимые условия».


Подготовка к ЦЭ по математике

Организация подготовки к ЦЭ по математике строится на четырех основных принципах.

1. Принцип опережающего обучения.

2. Принцип выхода на оптимальное выполнение: отрабатывая ту или иную тему, учащийся выполняет разные варианты теста столько раз, сколько нужно для полностью безошибочного выполнения.

3. Принцип приобретения максимального опыта (от количества к качеству): учащийся в обязательном порядке участвует во всех трех волнах репетиционного тестирования в X и XI классах; два раза в год проводится репетиционное тестирование в гимназии по тестам администрации.

4. Принцип формирования позитивных установок: работа каждого учителя и психологов состоит в том, чтобы создать спокойную и доброжелательную атмосферу в процессе подготовки к ЦЭ, ситуацию успеха и позитивных ожиданий от учащегося.

Работа с одаренными учащимися

Для каждого мотивированного учащегося ежегодно составляется индивидуальный образовательный маршрут, определяется объем материала, который он должен проработать. Учащиеся работают с научной, статистической и энциклопедической литературой, решают интересные задачи, занимаются исследовательской деятельностью.

Это важно
Работа с одаренными учащимися должна быть систематической, особенно на первых порах, когда необходимо заложить основы, базу, фундамент знаний.

Дальнейшее развитие подростка во многом зависит от его самостоятельной работы, ведь если в какой-то момент он не захочет самостоятельно решать задачи с изюминкой, искать и находить дополнительную информацию по предмету, усилия наставника будут напрасны.

Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение. А главное, в работе по развитию одаренности нужен постепенный переход к обу­чению не столько фактам, сколько идеям и методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

Справочно: важно понимать, что гениями не рождаются, а становятся. Согласно теории нейробиолога Даниэля Левитина, для достижения выдающегося уровня в определенной сфере требуется 10 000 ч практики. 10 000 ч — это примерно 3 ч практики в день, или 20 ч в неделю, на протяжении 10 лет. Именно столько времени требуется мозгу для формирования нейронных связей, необходимых для проявления особой одаренности в том или ином виде деятельности.

Примерно 10 000 ч изучения своего главного учебного предмета вырабатывают к концу XI класса олимпиадники гимназии, что позволяет им достигать побед на республиканском и международном уровнях.

Сотрудничество с БГУ

Немалую роль в подготовке учащихся играет сотрудничество гимназии с факультетом математики и прикладной информатики БГУ в следующих формах:

  • круглогодичное участие в межшкольных факультативных занятиях, организованных преподавателями БГУ в дистанционной форме;
  • участие в сборах по подготовке к международным олимпиадам на базе лагеря «Зуб­ренок»;
  • участие в работе республиканской научно-­исследовательской школы учащихся и учителей на базе СОК «Бригантина».

Олимпиадное движение

Организация системы подготовки к олимпиадам по любому предмету должна включать в себя максимально возможное участие учащихся в очных олимпиадах различного уровня.

Наши гимназисты ежегодно участвуют:

  • во всех этапах республиканской олимпиады по математике;
  • в осеннем и весеннем турах Международного математического Турнира Городов;
  • межрегиональной многопрофильной олимпиаде БГУ;
  • Жаутыковской олимпиаде по точным наукам (Казахстан).

Гимназия постоянно организует совместные с учреждениями образования — партнерами олимпиады по математике.

Инновационный социальный проект «Лаборатория подготовки талантов»

В 2019 г. руководством гимназии было принято решение о создании на базе гимназии городского ресурсного центра по работе с одаренными учащимися по математике, ставшее объективным отражением желания педагогического коллектива работать не только для своих учащихся, а развивать математические способности школьников города и области, работать для успешности региона в олимпиадном движении. Данный инновационный социальный проект получил название «Лаборатория подготовки талантов». Его целью стало развитие одаренности школьников Витебска и области по математике. И уже на протяжении пяти лет данный проект пользуется неизменной популярностью у учащихся города. Самым способным «студентам» лаборатории предоставляется возможность перехода в математические классы гимназии.

Распределение функций между педагогами

Администрация любого учебного заведения должна ставить перед учителями разные задачи, с которыми они будут эффективно справляться с учетом уровня квалификации, компетенций, мотивации.

Это важно
Невозможно (да и не нужно) требовать от каждого педагога результативного участия в олимпиадах.

В гимназии № 2 г. Витебска учителя А. В. Шуголь и С. Г. Матросова ведут занятия в подгруппах инженерно-­технического профиля, готовят учащихся к олимпиадам самого высокого уровня и ЦЭ, при этом они полностью освобождены от любой дополнительной нагрузки в виде классного руководства, общественных поручений, руководства учебно-­методическим объединением.

Педагоги, работающие в экономическом профиле, ведут подготовку учащихся к ЦЭ по математике.

Один из педагогов на постоянной основе занимается исследовательской деятельностью по математике.

Молодые учителя ведут учебные занятия в среднем звене, постепенно погружаясь в систему работы ведущих педагогов гимназии.

Вывод

При грамотно выбранной руководством стратегии развития учебного заведения, высокой мотивации всех участников образовательного процесса, профессионализме педагогов и созданных условиях УОСО способно максимально реализовать математические способности учащихся и добиться успехов в сдаче ЦЭ, а также на всех этапах олимпиадного движения.

Памятка для директора «Как вырастить математического гения»

1034 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Электронное пособие «Сборник готовых решений: должностные и рабочие инструкции»

Сборник содержит порядок разработки, хранения, изменения должностной (рабочей) инструкции, правила ознакомления работника с инструкцией, типичные ошибки при составлении и...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 299
4
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок