Разбираем вопросы взаимодействия учеников, родителей и работников школы
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Разбираем вопросы взаимодействия учеников, родителей и работников школы

На основании каких документов допускается введение второй смены в 7-м классе у детей в школе? Могут ли классные часы назначаться с «форточками» в расписании? Можно ли не изучать белорусский язык и литературу ребенку с нарушениями психофизического развития? Можно ли белорусскому ученику пользоваться дневником, выпущенным в России, или обязательно покупать белорусский? Имеет ли право педагог в школе оказывать первую помощь обучающемуся? Должна ли предоставляться льгота по оплате питания старшему ребенку, если одному ребенку 4 года, а второму 13 лет?

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

1733 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

На основании каких документов допускается введение второй смены в 7-м классе у детей в школе?


Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 мая 2018 г. № 39  (далее — постановление № 39) внесены изменения в Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования» (утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 206 с последующими изменениями и дополнениями).

Согласно постановлению № 39 снят запрет на открытие гимназий, лицеев, базовых (средних) школ–колледжей искусств, гимназий–колледжей искусств, гимназий-интернатов, специализированных лицеев, суворовских и кадетских училищ, средних школ–училищ олимпийского резерва только при условии организации образовательного процесса в первую смену и, соответственно, на проведение учебных занятий во вторую смену в этих учреждениях образования.

Что касается конкретных учебных классов, то в 1, 2, 5, 9, 10 и 11 классах, а также в 8 классах, в которых организовано изучение отдельных предметов на повышенном уровне, учебные занятия проводятся только в первую смену.

Для остальных классов допускается наличие второй смены.

Директора учреждений общего среднего образования должны обратить внимание также на то, что для 6–7 классов, в которых организовано изучение учебных предметов на повышенном уровне, организация учебных занятий во вторую смену допускается только при ежегодном (до начала учебного года) согласовании с Главными управлениями по образованию облисполкомов и областными центрами гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья (в областях), Комитетом по образованию Мингорисполкома и Минским городским центром гигиены и эпидемиологии (в г. Минске) при условии обеспечения оптимального режима обучения.

С полным текстом постановления № 39 можно ознакомиться на интернет-сайте Министерства здравоохранения Республики Беларусь.


Могут ли классные часы назначаться с «форточками» в расписании? Например, в конкретный день в классе пять уроков, у классного руководителя в этот же день их шесть, поэтому классный час назначен седьмым уроком?


Решение о времени проведения информационных и классных часов принимает руководитель учреждения.

В соответствии с п. 1 ст. 157 Кодекса об образовании непосредственное руководство учреждением общего среднего образования осуществляет его руководитель.

Решение о времени проведения информационных и классных часов принимает руководитель учреждения образования, который должен обеспечить организацию образовательного процесса с учетом требований санитарных норм и правил, а также мнения законных представителей учащихся.

Информационные и классные часы относятся к организационно-воспитательной работе и проводятся в учреждении общего среднего образования в соответствии с локальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с подп. 1.3 п. 1 ст. 32 Кодекса об образовании обучающиеся обязаны выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся.

Дополнительно информируем, что расписание учебных занятий на учебную неделю составляется с учетом ранговой шкалы трудности учебных предметов в соответствии с Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений общего среднего образования» (утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 206 с последующими изменениями и дополнениями).

В каждом конкретном случае вопросы составления расписания учебных занятий, посещения учащимися учреждения образования информационных и классных часов нужно решать по согласованию с руководителем учреждения образования и коллегами-педагогами.


Ребенок с нарушениями психофизического развития учится в интегрированном классе по программе «Трудности в обучении». В следующем учебном году начнется изучение иностранного языка, а три языка (иностранный, белорусский, русский) учить очень сложно. Можно ли ребенку не изучать белорусский язык и литературу?


Нет.

Изучение белорусского и русского языков не является обязательным только для лиц с нарушениями слуха (не слышащих или слабослышащих с потерей слуха в пределах 70–90 децибелов) и лиц с тяжелыми нарушениями речи. Такая норма содержится в постановлении Министерства образования Республики Беларусь от 13 июля 2011 г. № 69 «О некоторых вопросах изучения языков отдельными категориями лиц с особенностями психофизического развития».

Поэтому изучение белорусского языка, белорусской литературы (литературного чтения) при организации образовательного процесса по учебному плану специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) является обязательным.


Семья учащегося проживает возле границы с Россией. Если сравнить российский и белорусский ученические дневники, то по содержанию они почти ничем не отличаются. Можно ли белорусскому ученику пользоваться дневником, выпущенным в России?


Нет.

К использованию в образовательном процессе учреждений общего среднего образования в Республике Беларусь допускаются дневники учащихся, изданные полиграфическими предприятиями Республики Беларусь.

Таким образом, родители вправе самостоятельно выбрать своему ребенку дневник на одном из государственных языков (русском или белорусском) из перечня, рекомендованного Министерством образования.

Образцы обложек дневников учащихся, рекомендованных Министерством образования к использованию, размещаются на портале Министерства образования (см. edu.gov.by).


Имеет ли ученик начальной школы, являющийся ребенком-инвалидом, право на получение полдника?


Решение принимает комиссия.

Учащимся из числа детей-инвалидов, обучающимся в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах в зависимости от длительности пребывания в учреждении образования предоставляется бесплатное двух- или трехразовое питание за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов (см.: п. 11 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21 февраля 2005 г. № 177 «Об утверждении Положения об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования» с последующими изменениями и дополнениями).

В соответствии с пп. 1.6, 1.7 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования» (с последующими изменениями и дополнениями)  при пребывании обучающихся в учреждении образования 6–8 ч им предоставляется двухразовое питание, при пребывании 9–10,5 ч — трехразовое питание.

Таким образом, если учащийся из числа детей-инвалидов находится в учреждении общего среднего образования от 6 до 8 часов, ему предоставляется двухразовое питание (в зависимости от смены, в которую занимается учащийся, это может быть завтрак и обед либо обед и полдник). Если учащийся пребывает в учреждении образования от 9 до 10,5 часов, то ему предоставляется трехразовое питание (завтрак, обед, полдник).

Решение о предоставлении бесплатного двух- или трехразового питания принимается комиссией, создаваемой приказом руководителя учреждения образования.


Имеет ли право или обязан педагог в школе оказывать первую помощь обучающемуся?


Основные требования, предъявляемые к педагогическим работникам, определяются квалификационными характеристиками, учредительными документами, ЛНПА.

Согласно подп. 1.7 п. 1 ст. 31 Кодекса об образовании учащиеся имеют право на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса. Поэтому создание безопасных условий при организации образовательного процесса является обязанностью учреждения образования (п. 4 ст. 20 Кодекса об образования).

Медицинская помощь обучающимся оказывается в соответствии с Инструкцией об организации оказания медицинской помощи детям в учреждениях образования, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31 мая 2012 г. № 669 (далее — Инструкция).

Согласно п. 4 Инструкции оказание медицинской помощи детям в учреждениях образования осуществляется медицинскими работниками территориальных организаций здравоохранения.

В соответствии с основной задачей медицинский персонал в учреждениях образования оказывает первичную доврачебную, неотложную медицинскую помощь в медицинских кабинетах (пунктах) учреждений образования.

Что касается педагогов, то Кодексом об образовании (ст. 51, 53) определено, что основные требования, предъявляемые к педагогическим работникам, определяются квалификационными характеристиками, учредительными документами, локальными нормативными правовыми актами учреждения образования.

Так, согласно квалификационной характеристике учителя, предусмотренной в выпуске 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании»*, учитель обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся при осуществлении образовательного процесса.

* Утвержден постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 53 с последующими изменениями и дополнениями.

Директор учреждения общего среднего образования согласно квалификационной характеристике по должности «Директор (начальник, заведующий)» принимает меры по созданию для обучающихся безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий обучения, воспитания, труда.

При несчастном случае работники учреждения образования принимают меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на обучающегося или воспитанника, получившего травму, оказанию ему первой медицинской помощи, вызову на место происшествия медицинских работников, доставке обучающегося или воспитанника, получившего травму, в медицинское учреждение, сообщают о происшествии руководителю учреждения образования (см.: п. 5 Инструкции о расследовании и учете несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 7 августа 2003 г. № 58).

Для того чтобы работники учреждения образования четко знали порядок действий в таких ситуациях, рекомендуется разработать в учреждениях локальный нормативный правовой акт, регламентирующий действия работников при несчастном случае с ребенком, который конкретизировал бы действия должностных лиц с учетом специфики учреждения образования.


При посещении учреждения дошкольного образования двумя детьми предоставляется скидка 30 % на оплату питания. Должна ли предоставляться льгота по оплате питания старшему ребенку, если одному ребенку 4 года, второму 13 лет (один ребенок посещает детский сад, другой учится в школе)?


Нет, законодательством в данном случае льгота не предусмотрена.

Категории учащихся учреждений общего среднего образования, которым может быть предоставлено питание за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, определены в п. 11 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21 февраля 2005 г. № 177 «Об утверждении Положения об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования» (с последующими изменениями и дополнениями).

В настоящее время это учащиеся из малообеспеченных семей (семей, среднедушевой доход которых по объективным причинам ниже наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь за два последних квартала), из семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет, и из числа детей-инвалидов, обучающихся в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах. Данным категориям учащихся предоставляется бесплатное двух- или трехразовое питание в зависимости от длительности пребывания в учреждении образования.

Кроме этого, п. 5 Положения об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования, утвержденного вышеуказанным постановлением, определены категории учащихся, которым за счет средств бюджета может быть предоставлено одноразовое питание. В настоящее время это учащиеся I–IV классов учреждений общего среднего образования (кроме учащихся первых классов, которые обучаются на базе учреждений дошкольного образования), учащиеся V–XI классов указанных учреждений образования, проживающие в сельских населенных пунктах, учащиеся из семей, в которых один из родителей является инвалидом I или II группы, учащиеся с особенностями психофизического развития, обучающиеся в специальных классах, классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания, учащиеся специализированных по спорту классов, учащиеся, находящиеся в социально опасном положении, иные.

Таким образом, указанным постановлением не предусмотрены льготы по оплате за питание семьям, воспитывающим двоих детей.  

1733 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Алгоритм премирования работников учреждений образования

Сложно мотивировать сотрудников, если обещать им поощрение, а потом забывать об этом. Кризис доверия и уважения — главная причина ухода хороших сотрудников. Наша статья п...
№ 8 (152) 2024 Штейнер Алексей,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 873
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок