Для начала перечислим нормативные документы, которые регламентируют деятельность учреждения образования по профилактике коррупционных проявлений:
Методические рекомендации по организации антикоррупционной работы в государственных органах и организациях
Какая работа ведется в учреждении
На уровне учреждения образования работа по профилактике коррупции ведется на основании Плана мероприятий по противодействию коррупции, разработанного и утвержденного на год (см. таблицу 1).
Таблица 1
План мероприятий государственного учреждения образования «Средняя школа № 41 г. Гродно» по противодействию коррупции на 2021 год
<ИЗВЛЕЧЕНИЕ>
Полная версия Плана мероприятий учреждения по противодействию коррупции на 2021 год
Следующий шаг: приказом руководителя на основании Типового положения о комиссии по противодействию коррупции (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 № 1732 с последующими изменениями и дополнениями) создается комиссия по противодействию коррупции в учреждении образования.
Образец приказа о создании комиссии по противодействию коррупции в школе
Образец Положения о комиссии по противодействию коррупции, разработанного в учреждении
Деятельность комиссии при этом ведется строго с учетом с утвержденного локального положения. Контролирующие органы могут проверить ее работу на соответствие требованиям законодательства.
Состав комиссии формируется из представителей разных уровней подчиненности (для обеспечения многоуровневости контроля), а также с учетом личностно-деловых качеств сотрудников. Заседания комиссии обязательно протоколируются, выполнение поручений анализируется в установленный срок.
Следует уделить внимание тематике рассматриваемых комиссией по противодействию коррупции вопросов в течение года.
Во-первых, недопустимо ежегодное рассмотрение одних и тех же вопросов. Во-вторых, рассмотрение вопросов должно вестись с учетом коррупционных рисков, характерных для учреждения.
Аналитические материалы по вопросам профилактики коррупционных правонарушений должны отражать реальное положение дел в школе с учетом особенностей контингента учащихся, их законных представителей и поведения сотрудников. Принимаемые управленческие меры должны иметь практическую направленность в рамках деятельности учреждения образования.
При выстраивании эффективной антикоррупционной политики критически важно понимание того, какие коррупционные правонарушения могут быть совершены теми или иными работниками с учетом специфики их деятельности, каковы возможные способы или схемы их совершения и к каким последствиям они могут привести.
На уровне учреждений образования должны быть проработаны все актуальные вопросы в части коррупционных проявлений. С этой целью используется карта коррупционных рисков. Для нашего учреждения ее разработало главное управление образования (см. таблицу 2).
Таблица 2
Карта коррупционных рисков государственного учреждения образования «Средняя школа № 41 г. Гродно»
<ИЗВЛЕЧЕНИЕ>
Полная версия карты коррупционных рисков учреждения
Карта коррупционных рисков выполняет следующие задачи:
1. Отражает идентификацию коррупционных правонарушений, которые могут быть совершены работниками данной организации, и обнаружение тех «критических точек», в ходе которых возможно совершение неправомерных действий. Приоритетное внимание рекомендуется уделять преступлениям, связанным с получением и дачей взятки, коммерческим подкупом, неправомерным использованием работником своих полномочий в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или иных лиц либо в целях нанесения вреда другим лицам.
2. Помогает проанализировать возможные способы совершения коррупционного правонарушения (так называемые «коррупционные схемы»), круг лиц, которые могут быть вовлечены в совершение коррупционного правонарушения, которые способствуют или не препятствуют совершению коррупционного правонарушения.
3. Дает оценку вероятности совершения коррупционного правонарушения и возможного вреда, наносимого учреждению и обществу в целом, в случае совершения работником (работниками) коррупционного правонарушения.
Выявление, анализ и ранжирование коррупционных рисков закладывают основания для последующего управления ими: принятия мер по минимизации вероятности возникновения данных рисков, мониторинга эффективности и, при необходимости, корректировки принимаемых мер.
Вопросам соблюдения антикоррупционной политики следует уделять внимание при доведении Правил внутреннего трудового распорядка учреждения образования. Обязанность соблюдать антикоррупционную политику учреждения также должна быть включена в трудовые договоры / контракты работников. Так, все сотрудники при трудоустройстве и ознакомлении с должностными обязанностями инструктируются о коррупционных рисках в рамках своей должности. С содержанием Памятки о составе коррупционных преступлений в ходе заседания трудового коллектива под роспись ознакамливаются все сотрудники, в случае отсутствия в день ознакомления по уважительной причине — в первый день появления на рабочем месте.
Памятку о составе коррупционных преступлений, разработанную в учреждении
На контроле директора остается перечень лиц с наиболее высоким коррупционным риском, который также утверждается руководителем, исходя из направлений деятельности учреждения образования.
Таким образом, формирование антикоррупционной политики в учреждении образования должно осуществляться путем тщательной информационно-разъяснительной работы с трудовым коллективом с акцентированием внимания на важности ее соблюдения. Желательно также привлечение к информированию представителей заинтересованных ведомств и контролирующих структур.
Особое внимание уделяется разъяснению статей о составах коррупционных преступлений, определенных Уголовным Кодексом.
Директору на заметку
Немаловажную роль при проведении информационно-разъяснительной работы с коллективом играют средства наглядности. В учреждении образования следует оформить соответствующий информационный стенд. Кроме того, мероприятия на обозначенную тему необходимо проводить с использованием материалов (памяток, презентаций, видеороликов и т. п.), которые в доступной форме объясняют антикоррупционную политику, установленные нормы поведения, меры ответственности за их несоблюдение, рассматривают примеры коррупционно-опасных ситуаций, с которыми работники могут столкнуться.
Так, на официальном сайте нашей школы предусмотрена вкладка «Противодействие коррупции», где обеспечен свободный доступ к информации о реализуемых мерах по предупреждению коррупции в школе, к локальным документам учреждения образования, а также методическим и иным материалам по данному вопросу.
С целью повышения эффективности проводимых мероприятий, направленных на профилактику коррупционных правонарушений, ежегодно проводится внутренний мониторинг, который позволяет при необходимости предпринимать меры по совершенствованию созданной системы. Итоги внутреннего мониторинга рассматриваются на коллегиальных органах управления учреждением образования (педагогическом совете, совете школы, при необходимости чаще — на совещании при директоре).
Аналитические материалы по итогам мониторинга должны отражать как минимум следующие составляющие:
- количественные показатели (сотрудники, допустившие коррупционное проявление или привлеченные к дисциплинарной ответственности за несоблюдение антикоррупционных требований; сотрудники, направленные на мероприятия по обучению вопросам противодействия коррупции; поступившие / подтвердившиеся сообщения о возможных коррупционных правонарушениях; случаи направления материалов о возможных административных правонарушениях и преступлениях коррупционной направленности в правоохранительные органы; сотрудники, привлеченные к уголовной ответственности за совершение определенных преступлений коррупционной направленности);
- оценку уровня проведенных мероприятий, направленных на минимизацию коррупционных проявлений и детальный анализ выявленных правонарушений (почему, что было предпринято не в полной мере, что следует усилить в будущем по данному направлению).
Кроме того, в учреждении образования необходимо разработать и утвердить Положение об урегулировании конфликта интересов между работниками и учреждением образования.
Положение об урегулировании конфликта интересов между работниками, разработанное в учреждении
Данное положение регламентирует алгоритм действий в случае возникновения ситуаций, при которых личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им трудовых обязанностей, и при которых возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и правами и законными интересами учреждения образования.
Заключение
Таким образом, борьба с коррупцией требует комплексного подхода — проведения постоянной профилактической работы с сотрудниками, а также личного участия и ответственности.