Правонарушения в сфере трудовых отношений: что изменилось?
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Правонарушения в сфере трудовых отношений: что изменилось?

В связи с внесением в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях изменений и дополнений, вступивших в силу с 31 января 2018 г., отменена ответственность за некоторые административные правонарушения; в ряде случаев действующие нормы претерпели изменения либо введена ответственность за новые правонарушения; дифференцирована ответственность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц и физических лиц.

Это относится и к правонарушениям в сфере трудовых отношений и пенсионного обеспечения, о чем и пойдет речь в статье.

Швед Надежда

заместитель начальника управления методологии защиты персональных данных Национального центра защиты персональных данных Республики Беларусь, кандидат юридических наук, доцент

1282 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Нарушение законодательства о пенсионном обеспечении

Изменения затронули и ст. 9.14 КоАП, устанавливающую ответственность за нарушение законодательства о пенсионном обеспечении. Норма дополнена еще одним альтернативным деянием, состоящим в непредставлении работодателем или уполномоченным должностным лицом работодателя в установленные сроки необходимых для назначения пенсий документов о стаже работы, заработке и результатах аттестации рабочих мест по условиям труда.

Директору на заметку
Наниматель обязан своевременно оформлять документы о стаже работы, заработке и результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимые для назначения пенсии, и вовремя представлять их в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение.

Документы, необходимые для назначения пенсии, должны быть оформлены и направлены в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите (далее — служба соцзащиты) по месту жительства работника, подавшего заявление о назначении пенсии, либо по месту нахождения организации-нанимателя (если на это имеется решение комитета по труду, занятости и социальной защите) в 10-дневный срок со дня регистрации нанимателем заявления работника о назначении пенсии.

При представлении необходимых документов в службу соцзащиты нарочным днем их подачи является день приема их службой соцзащиты от представителя организации-нанимателя, при направлении по почте — дата, указанная на почтовом штемпеле места их отправления.

Если к представлению нанимателя о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, то при предоставлении недостающих документов в течение одного месяца со дня получения извещения о необходимости их представления днем представления будет считаться день приема заявления о назначении пенсии или дата, указанная на почтовом штемпеле места отправления представления.

Если недостающие документы будут представлены в службу соцзащиты позднее месячного срока, то днем их подачи будет считаться день приема последнего документа, необходимого для назначения пенсии.

Директору на заметку
Руководителю следует издать приказ, в котором нужно определить работника (группу работников), ответственного за подготовку пенсионных документов и своевременное представление их службе соцзащиты. Таким представителем, как правило, назначается работник, который по роду своей основной деятельности связан с оформлением документов о приеме на работу и увольнении, учетом личного состава, ведением трудовых книжек.

К другим нарушениям законодательства о пенсионном обеспечении, предусмотренным ст. 9.14 КоАП, относятся:

  • нарушение требований законодательства о своевременном оформлении документов о стаже работы, заработке и результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимых для назначения пенсий;
  • представление указанных документов, содержащих неполные или недостоверные сведения.

За указанные правонарушения установлена административная ответственность для виновного должностного лица организации в виде штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (санкция статьи осталась прежней).

Нарушение требований по охране труда

Изменения коснулись и ч. 1 ст. 9.17 КоАП, устанавливающей ответственность за нарушение требований по охране труда.

В частности, уточнено, что должностное (уполномоченное) лицо нанимателя несет ответственность только за нарушение обязательных требований по охране труда.

Таким образом, несоблюдение требований, которые имеют рекомендательный характер, в настоящее время не влечет административной ответственности.

Нарушение правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

В новой редакции изложена ст. 9.20 КоАП, которая ранее устанавливала ответственность за сокрытие наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Действующая сейчас редакция данной статьи предусматривает ответственность за следующие альтернативные деяния:

  • несообщение страхователем о несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании в случаях, предусмотренных законодательством;
  • несвоевременное сообщение страхователем о несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании в случаях, предусмотренных законодательством;
  • нарушение установленного порядка расследования несчастного случая на производстве.

В отношении субъектов, которые могут быть привлечены к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 9.20 КоАП, тоже имеются изменения:

1) организация как юридическое лицо больше не подлежит привлечению к ответственности за данные правонарушения;

2) увеличен размер штрафа. Так, на виновное должностное лицо организации может быть наложен штраф в размере от 10 до 50 базовых величин* (ранее — от 2 до 10 базовых величин).

*  С 1 января 2018 г. размер базовой величины составляет 24,5 руб. (примеч. авт.).

Прием на работу без документов

Одним из основных нововведений является исключение из КоАП ст. 23.15, устанавливавшей административную ответственность за прием на работу без документов, подлежащих обязательному предъявлению при заключении трудового договора.

В то же время отмена административной ответственности за указанное правонарушение не исключает выполнения нанимателем обязанности по соблюдению требований ч. 1 ст. 26, п. 1 ч. 1 ст. 54 ТК.

Справочно: непредъявление лицом при трудоустройстве документов, предусмотренных законодательством, является основанием для отказа в заключении трудового договора (ч. 2 ст. 26 ТК).  

1282 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок