ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КРИШТАФОВИЧ Геннадий Викторович, директор государственного учреждения образования «Нарочская средняя школа № 2»
Окончил механико-математический факультет Белорусского государственного университета имени В.И. Ленина по специальности «учитель математики».
Работал учителем Константиновской восьмилетней школы Мядельского района, инженером по ТБ районного отдела народного образования, инструктором, секретарем Мядельского РК ЛКСМБ, заместителем директора Мядельской СШ № 2, заместителем председателя Мядельского районного исполнительного комитета (2000–2003 гг.). В периоды с 1993 г. по 2000 г. и с 2003 по настоящее время — директор ГУО «Нарочская средняя школа № 2».
Дважды награжден грамотами Министерства образования Республики Беларусь.
Почетные грамоты: управления образования Минского областного исполнительного комитета — дважды; Мядельского районного исполнительного комитета — дважды; районного комитета профсоюзов работников образования и науки; Областного комитета профсоюзов работников образования и науки — дважды; Минского областного объединения профсоюзов.
Благодарности: Мядельского районного исполнительного комитета; председателя областного исполнительного комитета — трижды; Президента Республики Беларусь — трижды.
Редакция: Добрый день, Геннадий Викторович! В чем, на ваш взгляд, плюсы и минусы работы директора?
Геннадий Викторович: Главный плюс работы руководителя, на мой взгляд, — это возможность влиять на происходящие события и процессы, тем самым мобилизуя коллектив на последующие результаты. Если же к этому плюсу добавить любовь к своему делу и желание сделать учреждение еще краше и совершеннее, если при этом руководитель еще креативен и настойчив — успех последует незамедлительно.
Основные минусы в работе руководителя, сдерживающие порой самые благородные порывы и рубящие на корню самые прогрессивные начинания, — несовершенство нормативной правовой базы, дефицит финансовых ресурсов, иногда непонимание намерений со стороны руководителей вышестоящих органов власти и управления, зачастую бюрократизм и излишнее бумаготворчество в ущерб конкретным делам.
Ред.: Опишите свое самое большое управленческое достижение и самый впечатляющий провал?
Г.В.: Сформировать сплоченный коллектив единомышленников, нацеленный на эффективный творческий созидательный процесс, — вот, пожалуй, и есть самое главное, что удалось сделать за 25 лет работы. И этот ритм нашей жизнедеятельности удерживается постоянно, из года в год, на протяжении всей истории учебного заведения. Создана, если можно так сказать, аура созидания и творчества, которую не может разрушить ни вновь прибывший работник, ни молодой специалист, ни изменения в составе администрации, ни какие-то новые тенденции в развитии системы образования республики.
А самым провальным эпизодом в моей трудовой биографии было, наверное, несостоявшееся начало реконструкции здания школы с модернизацией и строительством пристройки в 2003 г. Тогда для этого было подготовлено все: и готовая на 100 % проектно-сметная документация, и определенные источники финансирования начала строительства, и реально выделенные деньги на эти цели.
О ШКОЛЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «НАРОЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2»
Количество учащихся — 600 человек.
Дата основания — 1978 год.
Основные вехи развития:
1. В 1989 г. открытие 2-го учебного корпуса (начальная школа) по причине значительного роста количества учащихся.
2. С 1996 г. по 2008 г. школа работала в статусе «Школа с углубленным изучением иностранного языка».
3. С 1996 г. решением Минского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды школа определена базовой в районе по экологическому воспитанию учащихся. В этом же году школа принята ассоциированным членом Белорусской ассоциации клубов ЮНЕСКО (на базе созданного ранее экологического клуба «Пробуждение»).
4. Июль 2015 г. — выездное расширенное заседание Минского областного исполнительного комитета, на котором принято решение о строительстве нового здания.
5. 1 сентября 2016 г. — открытие нового здания Нарочской средней школы № 2.
Достижения:
1. Семь учащихся школы являлись стипендиатами специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой и одаренной молодежи за достижения в научно-исследовательской деятельности.
2. В 1995 г. школа стала обладателем гранта Международной Соровской премии ISSEP в области точных наук. В 1996 г. повторно стали грантообладателем указанной премии фонда как победители олимпиад по биологии.
3. В 2006 г. на базе школы проходили мероприятия IV Республиканского экологического форума.
4. За значительный вклад в дело охраны природы в 2010 г. школа награждена Почетной грамотой Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
5. В 2014 г. для реализации проекта «ЭКОПЕРСПЕКТИВА» учреждению выделен грант Международного общественного объединения «ЭКОпартнерство» в размере 6266 евро.
Ред.: Перечислите, пожалуйста, какими способами привлекаете внебюджетные средства. Что считаете самым эффективным?
Г.В.: В текущем учебном году в школе открылось около 50 платных образовательных услуг как по учебным предметам, так и в сфере дополнительного образования. Это один из важнейших источников получения прибыли, поскольку он стабилен на протяжении всех девяти месяцев. Периодически в течение года проводится акция по сбору и реализации вторичных материальных ресурсов: только макулатуры ежегодно сдаем на перерабатывающие предприятия 35–40 т, что позволяет на протяжении последних лет занимать 1-е место в республике среди учреждений образования. Немалую долю внебюджетных доходов занимает спонсорская помощь как юридических, так и физических лиц. В некоторые годы значительные доходы приносила сдача в аренду помещений, однако в настоящее время действующая нормативная база не позволяет эффективно использовать пустующие помещения школы для привлечения внебюджетных средств и их использования на нужды учреждения.
Ред.: Какая ваша профессиональная мечта?
Г.В.: Наверное, мечта любого руководителя образовательного учреждения — построить такое учебное заведение, в котором дети учились бы с удовольствием и получали весь необходимый набор знаний для дальнейшего самоопределения в жизни. Педагоги и весь персонал хотели бы работать именно в таком учреждении, имея возможность профессионального роста, достойный уровень оплаты труда и социальных гарантий, комфортный микроклимат в коллективе и ощущение полезности на своем рабочем месте. А родители и жители микрорайона с удовольствием выбирали бы для обучения своего ребенка исключительно наших педагогов и наше учебное заведение. И как результат — благодарные выпускники, успешно построившие свою жизнь, семью, карьеру, дом, личное благосостояние и успех на основе крепких надежных знаний, полученных в стенах нашего учреждения образования.
Ред.: На ваш взгляд, в чем изюминка, неповторимость вашего учреждения?
Г.В.: В тех людях, которые создают имидж нашего учебного заведения на протяжении всей истории развития Нарочской средней школы № 2.
Я приверженец известного еще со времен «развитого социализма» лозунга «Кадры решают все!». Именно поэтому всегда отдаю приоритет подбору сотрудников, желающих продолжать традиции школы, формировать и поддерживать имидж учреждения на том уровне, на котором это удавалось многие годы. Я видел много разных школ. Кто-то красиво красит стены и создает замечательные интерьеры. Кто-то побеждает в многочисленных конкурсах и гордится этим. У некоторых великолепные ландшафтные композиции. Где-то серьезно занимаются с учениками наукой и исследованиями. Кому-то более по душе создавать и защищать всевозможные проекты, получая гранты на их последующую реализацию. Многие умеют и любят зарабатывать деньги и вкладывают их в совершенство материальной базы.
Мы на протяжении уже четырех десятков лет тоже успешно делаем все вышеперечисленное и не только, благодаря менталитету нашего коллектива — больших тружеников, с которыми не может быть по-другому.
Ред.: Опишите свою рабочую обстановку?
Г.В.: Рабочая обстановка отличается в разные периоды деятельности и даже существенно может отличаться на протяжении одного рабочего дня. В один день это может быть автомобиль с утра до вечера с небольшими перерывами на чай: деловые встречи с партнерами, коллегами, поставщиками товаров и услуг, руководителями обслуживающих организаций, посещение предприятий и учреждений, органов исполнительной власти и управления, посещение спонсоров, решение вопросов финансового и материального обеспечения.
В другой же день вся рабочая атмосфера — это стол, кресло, компьютер, ручка, маркер, бумага, телефон: оперативные совещания, «пятиминутки», заседания органов самоуправления и общественных организаций, работа с корреспонденцией и деловой документацией, индивидуальная работа с учащимися, родителями, рассмотрение вопросов текущего жизнеобеспечения работы коллектива и принятие управленческих решений.
А в летне-весенний период, как и у любого директора школы, — это забор, крыша, подвал, водопровод, канализация, газон, тротуар, светильники, окна и двери, в общем, все «прелести» подготовки к новому учебному году.
Ред.: Расскажите о проектах, которые реализуются в вашем учреждении.
Г.В.: В настоящее время работаем над реализацией инновационного проекта «Внедрение модели тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся посредством взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования». Проект рассчитан на период до 2020 г. Основные особенности проекта в том, что научно-исследовательская деятельность учащихся и педагогов осуществляется при поддержке преподавателей высших учебных заведений (тьюторов), имеющих ученую степень не ниже кандидата наук. Вместе с нашим коллективом в данном проекте участвуют еще 20 школ республики. Педагогический проект областного уровня «Музейно-педагогический комплекс школ как фактор формирования коллективного имиджа учреждения образования» ставит своей задачей создание музейного пространства в виде нескольких экспозиций различной тематической направленности, расположенных в фойе, рекреациях и коридорах школы. Тем самым одновременно решается проблема заполнения пустующего пространства учреждения, которое считаем еще недостаточно оформленным.
БЛИЦ-ОПРОС
Жизненный девиз: «Под лежачий камень вода не течет».
Увлечения: Дачное строительство и ландшафтный дизайн, рыболовные приключения.
Планы на ближайший год: Завершить музейно-педагогический комплекс школы и освоить спиннинг на профессиональном уровне.
Каким навыком вы хотели бы овладеть? Искусством телепатии.
Что мешает вам жить, а что помогает? Мешают ложь и дураки, а помогают любовь и мудрость.
Ред.: Случаются ли у вас на работе форс-мажоры, как с ними справляетесь?
Г.В.: Работа в огромном детском коллективе — это в некотором смысле сплошной форс-мажор, ведь практически каждый день приходится сталкиваться с неординарными и порой действительно непредвиденными ситуациями, требующими, соответственно, и нестандартных подходов к их разрешению. Но я не думаю, что можем допустить возникновения каких-либо непреодолимых обстоятельств: коллективная мудрость моих коллег в сочетании с креативным и профессиональным личностным фактором помогут найти механизмы выхода из любых непредсказуемых ситуаций.
Ред.: Никогда не думали сменить профессию?
Г.В.: В 2000 г. неосознанная до конца попытка сменить профессию завершилась переводом на должность заместителя председателя Мядельского райисполкома по вопросам социально-культурной сферы. Ровно через три года жизнь подтвердила ошибочность моего выбора, навеянного, скорее, не личными соображениями и устремлениями, а настойчивыми и убедительными просьбами руководителей районного масштаба, которым я не смог отказать. В 2003 г. я использовал представившуюся блестящую возможность вернуться на прежнее место работы в прежнюю должность. Все последующие попытки предложить мне смену профессии я решительно отвергал, намерен оставаться в педагогике и в дальнейшем. Вместе с тем я не сожалею о тех трех годах в роли чиновника, ибо опыт и связи, приобретенные за то время, помогают в моей профессиональной деятельности до сих пор.
Ред.: Давно ли в вашем учреждении работает пропускная система и система видеонаблюдения? Поделитесь опытом, как внедряли эти системы, с какими трудностями сталкивались?
Г.В.: Система видеонаблюдения предусмотрена проектно-сметной документацией и состоит из 51 камеры видеонаблюдения (13 наружных и 38 внутренних), информация с которых сосредоточена в системных блоках компьютеров и выводится на 4 монитора в комнате вахтеров. Отдельно выведена вся информация с камер на монитор в кабинете руководителя. Электронно-пропускная система с двумя оптическими турникетами и персональным компьютером для управления системой также была предусмотрена проектом строительства нового здания. Она обеспечивает пропуск в учреждение посредством пластиковой карточки с фиксацией на жестком диске компьютера. Других функций (расчет пластиковой картой в буфете, SMS‑оповещение и т. п.) данной системой не предусмотрено, эти функции доступны уже в более новых версиях.
Надо отметить, что проектная мощность школы (510 учащихся) определила и тип пропускной системы. Но в нашем учреждении уже занимается 600 учащихся, работает 113 человек. В связи с большим, чем предполагалось, движением через турникеты в конце дня иногда происходит сбой в работе. Предполагаем, что необходима некоторая модернизация электроники. Видеонаблюдение же работает достаточно эффективно, и все вопросы снимаются своевременно обслуживающей организацией.
Ред.: В 2014-м, 2015-м, 2016-м гг. ваше учреждение образования было признано победителем республиканского конкурса «Планета без отходов». Что практически полезного можно извлечь из подготовки к такому конкурсу и участия в нем?
Г.В.: Думаю, что лучший в стране итог по сбору вторичных материальных ресурсов мы могли бы иметь все 15 лет, а именно столько лет мы сознательно занимаемся этим видом внебюджетной деятельности. Другое дело, что подобные конкурсы проводятся в республике достаточно редко и не систематически. В этой связи нам не надо проводить какую-то подготовку, достаточно просто подать нужную информацию организаторам конкурса. Безусловно, победа стимулирует к дальнейшему совершенствованию. Кроме этого, администрация школы ежегодно не менее 50 % вырученных средств направляет на материальное стимулирование учащихся за участие в акциях по сбору вторсырья в виде грамот, благодарностей с денежными премиями. А грант МОО «ЭКОпартнерство» на сумму 6266 евро, выделенный нам в 2010 г., помог укреплению технической базы (приобретение контейнеров для разделения сбора отходов, оборудование площадок для макулатуры, изготовление и установка временных стендов, плакатов и билбордов по данной тематике).
Ред.: В числе спонсоров школы — девять нарочских здравниц, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, коммерческие фирмы и индивидуальные предприниматели. Это много. Поделитесь опытом, как вам удается привлекать такое большое количество спонсоров?
Г.В.: Во-первых, я не хочу, чтобы у читателей сложилось впечатление, что все субъекты хозяйствования нарочского региона просто засыпают нас денежными средствами. Спонсорская помощь оказывается школе и товарно-материальными ценностями, и услугами по транспортному обеспечению. Это также поддержка при проведении текущих и косметических ремонтов здания и помещений школы и содержание территории учреждения и прилегающих территорий в надлежащем эстетическом состоянии, консультационные и экскурсионные услуги. А привлечение руководителей и специалистов предприятий и организаций в число помощников достигается, прежде всего, активной разъяснительной работой, личными контактами, вовлечением родителей, занимающих руководящие должности, работой общественных формирований (совет школы, попечительский совет, классные родительские комитеты).
Ред.: Январь — первый месяц года, когда еще все впереди. Что бы вам хотелось пожелать своим коллегам в 2019-м?
Г.В.: Всем коллегам-руководителям хочу пожелать настойчивости, изобретательности, целеустремленности и решительности в достижении целей развития своих учреждений, решения самых амбициозных задач, поставленных перед вашими коллективами. Непременно талантливых и мотивированных на успех учеников, ответственных и добросовестных педагогов и всех сотрудников ваших учреждений.
И, конечно же, крепкого физического здоровья, чтобы все вышеперечисленное сбылось!
Беседовала Елена АЛЕКСАНЕ
по теме