Согласно абз. 9 ст. 2 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. «О рекламе» (с последующими изменениями и дополнениями; далее — Закон о рекламе) реклама — информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.
Реклама — это инструмент современного рынка. Она предоставляет возможность продавать потенциальному потребителю сообщения об изделии, услуге, начинании. Причем так, чтобы предпочесть это изделие, эту услугу всем другим. В основе рекламы — информация и убеждение. При правильной рекламе, размещенной в тех источниках и местах, где находится потенциальная целевая аудитория учреждения, она сможет привлечь наибольшее количество потребителей своих образовательных услуг и (или) товаров (услуг) созданной школьной бизнес-компании.
Общие требования к рекламе (что она не должна содержать; что не должно в ней использоваться; какие товары рекламировать нельзя и пр.) содержатся в ст. 10 Закона о рекламе.
Справочно: благодаря рекламе, не увядает стремление к развитию и конкуренция. Поэтому в странах с высоким уровнем жизни массовым производством тратятся огромные деньги на рекламу. Ведь функций у рекламы множество: экономическая; просветительская; воспитательная; политическая; социальная; эстетическая.
Реклама является как частью экономических отношений, так и частью взаимоотношений между людьми. Реклама — диалог между продавцом и потребителем, где продавец выражает свои намерения через рекламные средства, а потребитель — заинтересованностью в данном товаре. Если интерес покупателя не проявился, значит, цель рекламодателя не достигнута.
В существующей литературе выделяется несколько взаимосвязанных целей рекламы:
- формирование у потребителя определенного уровня знаний о данном товаре / услуге;
- формирование у потребителя определенного образа организации;
- формирование у потребителя благожелательного отношения к организации;
- побуждение потребителя вновь обратиться к данной услуге (товару);
- побуждение потребителя к приобретению данного товара / услуги у данной организации;
- стимулирование сбыта товара / услуги;
- ускорение товарооборота организации;
- стремление сделать этого потребителя постоянным покупателем данного товара / услуги.
Преимущества и недостатки рекламы
К преимуществам рекламы можно отнести:
- возможность привлечения большой аудитории;
- низкая стоимость одного рекламного контакта;
- большое количество различных СМИ для выбора наиболее подходящего для целевых сегментов;
- возможность контролировать содержание сообщения, его оформление, время выхода;
- возможность изменять сообщение в зависимости от реакции целевого сегмента;
- высокая вероятность того, что рекламное сообщение дойдет до потенциального потребителя;
- вероятность того, что покупатель придет к решению о покупке до контакта непосредственно с продавцом.
А главные недостатки заключены в том, что:
- рекламное сообщение является стандартным, негибким; нет возможности сосредоточиться на индивидуальных потребностях клиента;
- рекламное сообщение является коротким;
- некоторые виды рекламы требуют больших инвестиций;
- в ряде случаев необходимо долго ждать размещения рекламного сообщения.
Характеристики средств распространения рекламы
Перечисленные плюсы и минусы рекламы являются общими для всех средств распространения рекламы.
Выбирая, через какие именно источники вы хотите продвинуть свой товар, созданный в рамках школьной бизнес-компании, или же уникальную образовательную услугу, открытую именно в вашем учреждении, стоит учитывать особенности вашего товара (услуги), анализировать, где именно и в какой период лучше всего разместить информацию о вашем товаре (услуге), чтобы привлечь именно нужную вам целевую аудиторию.
А каждое средство распространения имеет свои особенности, которые изложены ниже в таблице.
Таблица
Характеристики средств распространения рекламы
* При выборе средства распространения рекламы эта графа дает лучшее понимание категорий целевой аудитории, чтобы сделать выбор в пользу того или иного средства распространения рекламы (примеч. ред.).
** Выбирая то или иное средство распространения рекламы вашей услуги (товара), эта графа вам поможет сориентироваться, какой источник лучше использовать исходя из особенностей вашего товара (услуги) (примеч. ред.).
Продвижение в социальных сетях
Отдельно выделим преимущества и недостатки размещения информации о ваших услугах (товарах) в социальных сетях.
Преимущества
Пользователи не относятся к продвижению в социальных сетях, как к рекламе, следовательно, они доверяют этой информации больше, чем рекламным объявлениям.
Широкий охват целевой аудитории; возможность привлечения посетителей вне зависимости от их региональной принадлежности.
Таргетинг (сегментация пользователей): возможность выбора целевой аудитории с высокой степенью точности.
Относительно низкая стоимость рекламного контакта (в разы дешевле рекламы в прессе при больших охватах, дешевле рекламы на ТВ).
Наличие обратной связи с целевой аудиторией, что позволяет быстро реагировать на пожелания/замечания потенциальных клиентов.
Оперативная реакция на рекламу: в отличие от поискового продвижения, реакцию на публикацию в социальной сети или в блоге не нужно ждать неделями. Скорость сбора информации и обмена ею очень велика.
Недостатки
Не дает мгновенных результатов; для достижения видимого результата может потребоваться значительный промежуток времени.
Для обеспечения долгосрочного результата необходима постоянная работа: обновление информации, публикация новостей, авторских статей, постов и т. п.
Невозможность точного расчета бюджета рекламной кампании, суммарная стоимость зависит от множества внутренних и внешних факторов.
Невозможно дать 100 % гарантию результата.
Меньшая популярность в сравнении с классическим поисковым продвижением. Обычно пользователи ищут интересующие их товары и услуги с помощью поиска в браузере. Если человеку нужен какой-либо товар, он, скорее всего, не будет искать группу в социальных сетях, а введет запрос в поисковике.
Возможность сильно испортить репутацию — достаточно всего лишь несколько раз ошибиться в комментариях, в выбранных темах для поста и т. д.
Опытные пользователи научились отличать рекламный контент от других видов информации.
Подготовлено редакцией
Далее читайте Мнение эксперта