Организация занятий в школьном бассейне
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Организация занятий в школьном бассейне

Формирование здорового образа жизни и обучение навыкам плавания учащихся являются одним из приоритетных направлений государственной политики.

В материале поговорим о том, кто вправе проводить занятия в школьном бассейне и как они должны проводиться, а также узнаем, какими нормативными актами регламентируется организация занятий по плаванию в учреждениях общего среднего образования.

Титова Наталья

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе государственного учреждения образования «Физкультурно-спортивный центр детей и молодежи Фрунзенского района г. Минска», кандидат педагогических наук

Круглик Юрий

Директор ГУО «Гимназия № 19 г. Минска», магистр педагогических наук

2608 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Цели занятий по обучению плаванию учащихся учреждений общего среднего образования:

  • привлечение обучающихся к систематическим занятиям по плаванию для укрепления здоровья и всестороннего физического развития;
  • формирование физической культуры личности и навыков ЗОЖ обучающихся;
  • достижение спортивных успехов.

Правовое регулирование организации обучения плаванию

1. Кодекс об образовании.

2. Закон Республики Беларусь от 04.01.2014 № 125-3 «О физической культуре и спорте» (далее — Закон № 125-З).

3. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.07.2015 № 82).

4. Правила безопасности при организации образовательного процесса по учебному предмету (учебной дисциплине) «Физическая культура и здоровье», занятий «Час здоровья и спорта», факультативных занятий спортивной направленности, в объединениях по интересам физкультурно-­спортивного профиля, физкультурно-­оздоровительных и спортивно-­массовых мероприятий в учреждениях общего среднего, профессионально-­технического, среднего специального и дополнительного образования детей и молодежи Республики Беларусь (утв. заместителем министра образования Республики Беларусь Кадлубаем А. В. 20.07.2020 (далее — Правила безопасности от 20.07.2020)).

5. Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 25.04.2014 № 05-21/91 «Об организации обучения плаванию» (далее — письмо № 05-21/91).

6. Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 28.09.2012 № 06-18/85.

7. Перечень медицинских противопоказаний к занятию видами спорта (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.06.2014 № 49).

8. Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16.01.2017 № 2/6 «Об установлении рекомендуемого минимального возраста для занятия видами спорта».

9. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 06.05.2020 № 83 «О типовых учебных планах общего среднего образования».

10. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27.07.2018 № 76 «Об утверждении учебных программ по учебным предметам для учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования» (далее — постановление № 76).

11. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27.07.2017 № 90 «Об утверждении учебных программ по учебным предметам для I–III классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования» (далее — постановление № 90).

12. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29.07.2019 № 123 «Об утверждении учебных программ по учебным предметам для учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования» (далее — постановление № 123).

13. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19.06.2020 № 140 «Об утверждении учебных программ по учебным предметам для учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования» (далее — постановление № 140).

14. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 21.06.2021 № 131 «Об утверждении учебных программ по учебным предметам для учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования» (далее — постановление № 131).

15. Учебная программа факультативного занятия «Плавание и здоровье» для V–XI классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.07.2020 № 200 (далее — постановление № 200)).

16. Учебная программа факультативного занятия «Плавание и здоровье» для I–IV классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.07.2020 № 202 (далее — постановление № 202)).

17. Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 07.10.2022 № 603 «О порядке функционирования объединений по интересам».

18. Специфические санитарно-­эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 № 525 (далее — специфические санитарно-эпидемиологические требования)).

19. Санитарные правила 1.1.8-24-2003 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-­противоэпидемических и профилактических мероприятий» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 22.12.2003 № 183).

20. Санитарные нормы и правила «Санитарно-­эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации бассейнов, аквапарков, объектов по оказанию бытовых услуг бань, саун и душевых, СПА-объектов, физкультурно-­спортивных сооружений» (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16.05.2022 № 44).

21. Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования» (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206).

22. Выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих, занятых в образовании (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.07.2020 № 69 (далее — выпуск 28 ЕКСД)).

23. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14.06.2018 № 55 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и кадровом обеспечении физического воспитания обучающихся».

24. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.07.2010 № 92 «Об установлении форм “Медицинская справка о состоянии здоровья”, “Выписка из медицинских документов” и утверждении инструкции о порядке их заполнения».

25. Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (физкультурно-­спортивный профиль) (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 06.09.2017 № 123).


Кто проводит занятия

Занятия по учебному предмету «Физическая культура» и занятия «Час здоровья и спорта» проводят инструктор по физической культуре, который обучает плаванию, и педагогический работник (учитель по физической культуре), помогающий контролировать обучающихся во избежание несчастных случаев на воде.

Это важно
Запрещается принимать на работу в бассейны инструкторов по физической культуре, не имеющих специализации по плаванию (п. 2.16 Правил безопасности от 20.07.2020).

Занятия по обучению плаванию проводятся с учетом возрастного состава класса или группы. Педагогический работник в этом случае выполняет различные организационные функции, участвуя в самом процессе обучения.

Занятия в объединениях по интересам на бюджетной и внебюджетной основах проводят педагог дополнительного образования и инструктор по физической культуре (только на бюджетной основе) (Правила безопасности от 20.07.2020, должностные обязанности согласно выпуску 28 ЕКСД).

На педагогического работника, имеющего специализацию по плаванию (педагог дополнительного образования, тренер по плаванию, инструктор по физической культуре, учитель по физической культуре), возлагается вся ответственность за безопасность, жизнь и здоровье обучающихся.

Какие учащиеся допускаются к занятиям

К занятиям по плаванию допускаются учащиеся:

  • прошедшие инструктаж по правилам и требованиям безопасного поведения;
  • ознакомленные с правилами внутреннего распорядка посещения школьного бассейна;
  • не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, подтвержденных медицинской справкой.

Это важно
При проведении занятий по обучению плаванию необходимо в первую очередь помнить об основополагающем принципе «не навреди» и строго контролировать самочувствие учащихся во время занятий.

Как проводятся занятия

Образовательный процесс по учебному предмету (дисциплине) «Физическая культура и здоровье» организуется в соответствии с учебными программами по учебному предмету (учебной дисциплине) «Физическая культура и здоровье».

Всеобщее обучение навыкам плавания учащихся I–XI классов учреждений общего среднего образования организуется в рамках образовательного процесса, обучение плаванию учащихся I–IV классов — в рамках образовательного процесса и во внеурочной физкультурно-­спортивной деятельности учащихся (письмо № 05-21/91).

Организация занятий по плаванию в каж­дом школьном бассейне должна соответствовать содержанию учебных программ по учебному предмету «Физическая культура и здоровье».

Примерное распределение учебного материала (разделы, темы учебного материала — плавание) предусматривает обучение учащихся навыкам плавания:

  • в I–IV классах в количестве до 16 ч (постановления № 90 и № 76);
  • V–XI классах — до 24 ч (постановления № 123, № 140 и № 131).

В соответствии с этим каждое учреждение образования, в котором находится корпус со школьным бассейном, должно выполнять учебную программу, где прописано: «при наличии условий для обучения плаванию в объеме (количество) часов» (постановления № 90 и № 76).

Допускается проведение в школьном бассейне с учащимися занятий «Час здоровья и спорта». Указанные занятия могут быть организованы как в первой, так и во второй половине учебного дня или в шестой школьный день.

Содержание занятий могут составлять:

  • в I–IV классах — подвижные игры на воде, которые могут проводиться как игры в воде, по обучению плаванию, где раскрываются задачи начального обучения плаванию;
  • V–XI классах — вид спорта «плавание» с количеством 35 ч согласно учебной программе факультативных занятий «Плавание и здоровье».

Для дальнейшего совершенствования навыков плавания, изучения спортивных способов плавания для учащихся могут быть организованы факультативные занятия и объединения по интересам во внеурочное время.

Факультативные занятия спортивной направленности, занятия в объединениях по интересам физкультурно-­спортивного профиля, физкультурно-­оздоровительные и спортивно-­массовые мероприятия проводятся с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, состояния здоровья учащихся в соответствии:

  • с Кодексом об образовании;
  • Законом № 125-3;
  • Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи;
  • специфическими санитарно-­эпидемиоло­гическими требованиями, санитарными нормами и правилами, а также разработанными на их основе учебно-­программными документами образовательных программ учреждений образования.

Министерством образования утверждены учебные программы факультативных занятий «Плавание и здоровье» для учащихся:

При наличии свободного времени в школьном бассейне и если позволяет количество часов у инструкторов по физической культуре, по приказу руководителя УО при планировании учебного года можно рекомендовать проводить:

  • учебные занятия по обучению плаванию целый учебный год;
  • спортивно-­массовые и физкультурно-­оздо­ровительные мероприятия — в рамках шестого школьного дня, во внеурочное время, а также в период оздоровления учащихся с учетом их возраста, пола, физической подготовленности.

Все занятия в школьном бассейне должны быть интересными, обучающими, последовательными и безопасными, а специалисты — креативными и грамотными.

В таком случае результатами станут:

  • укрепление здоровья;
  • закаливание;
  • привитие здорового образа жизни;
  • отбор и передача перспективных и талантливых учащихся в учебно-­тренировочные группы по плаванию специализированных учебно-­спортивных учреждений.

Это важно
Профессионализм и творческая мысль педагогического работника (инструктора по физической культуре, учителя по физической культуре) являются залогом успеха любого занятия (урока).

2608 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Перераспределение и перенаправление молодых специалистов: в чем разница и какие нюансы в здравоохранении

Распределение – реальная социальная гарантия государства. Выпускники вузов и колледжей, по сути, не имея богатого профессионального опыта, гарантированно получают свое пе...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 121
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок