Гигиенические требования к организации образовательного процесса
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Гигиенические требования к организации образовательного процесса

Проблема сохранения здоровья детей школьного возраста не нова. Современное образование предъявляет все более высокие требования к ученику. Помимо этого, порой желание родителей дать своему ребенку разностороннее и качественное образование идет вразрез с интересами и возможностями ребенка. Если нагрузка не соответствует возрастным физиологическим возможностям организма, то это незамедлительно сказывается на здоровье.

Для сохранения здоровья детей и подростков важным является выполнение современных гигиенических требований к организации обучения в учреждениях общего среднего образования. Об этом и поговорим в статье.

Гузик Елена

заведующий кафедрой гигиены и медицинской экологии государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», доктор медицинских наук, профессор

2203 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

По данным научных исследований, в процессе обучения отмечаются увеличение заболеваемости практически по всем классам болезней, ухудшение физического развития, снижение уровня физической подготовленности.

Результаты анонимного анкетирования 1963 учащихся V‒XI классов, выполненного сотрудниками кафедры гигиены и медицинской экологии в 2019‒2021 гг. совместно со специалистами центров гигиены и эпидемиологии, свидетельствуют:

  • половина обследованных учащихся (47,5 %) почти каждый день или более раза в неделю отмечают слабость, утомляемость после занятий в школе;
  • каждый третий (34,3 %) каждый день или более раза в неделю испытывает раздражительность или плохое настроение;
  • нервное напряжение почти каждый день или чаще раза в неделю отмечают 27,5 %;
  • каждый четвертый (24,8 %) почти каждый день или более раза в неделю отмечает страх посещения школы (контрольных работ, опроса у доски и др.);
  • каждый четвертый (23,6 %) отмечает наличие головной боли почти каждый день или более раза в неделю;
  • каждый пятый ежедневно или более раза в неделю ощущает подавленность (21,2 %) или трудность засыпания (20,7 %);
  • боль в спине каждый день или более раза в неделю отмечают 14,6 %;
  • 13,2 % отмечают наличие слезливости почти каждый день или более раза в неделю;
  • испытывают головокружение 11,6 % детей, боли в животе — 9,5 % почти каждый день или более раза в неделю;
  • девочки в 1,3‒2,5 раза чаще, чем мальчики, отмечают неприятные ощущения.

В современной системе образования основное внимание уделяется повышению уровня знаний учащихся, усвоению новой информации. Как результат, обучение в школе нередко приводит к перегрузкам, превращая учебную деятельность в фактор риска для здоровья.

Для сохранения здоровья детей и подростков важным является выполнение современных гигиенических требований к организации обучения в учреждениях общего среднего образования.

Для профилактики развития переутомления у учащихся в период обучения разработаны и введены в действие:

Документами определено, что обучение и воспитание в школах и гимназиях должно быть организовано с учетом необходимости сохранения здоровья обучающихся, поддержания их работоспособности в течение учебного дня, недели, учебного года, обеспечения требуемой двигательной активности, продолжительности прогулок и др.

В современных условиях к ведущим факторам ухудшения здоровья детей школьного возраста относится увеличение объемов информационно-­образовательных нагрузок, что существенно ограничивает естественную биологическую потребность в движении, пребывании на свежем воздухе и сне, формирует гигиенически нерациональный режим дня и способствует развитию хронического утомления и различных нарушений здоровья.

Для учреждений общего среднего образования нормируется максимально допустимая учебная нагрузка, которая варьируется в зависимости от года обучения и составляет с учетом факультативных занятий от 21 ч в неделю в I классе до 34 ч в неделю в XI классе.

Режим учебных занятий

Одним из ведущих элементов организации образовательного процесса является режим учебных занятий. Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим позволяет чередовать различные виды деятельности, обеспечивать оптимальную двигательную активность, полноценный отдых, способствует поддержанию работоспособности на высоком уровне, что благоприятствует нормальному росту и развитию.

Учебные занятия в школах и гимназиях должны начинаться:

  • в первую смену — не ранее 8:00 (оптимально — с 9:00);
  • во вторую смену — не позднее 14:00 и заканчиваться не позднее 19:30.

Продолжительность учебного занятия:

  • в I классе — 30‒35 мин;
  • во II‒XI классах — не более 45 мин.

При проведении учебных занятий требуется длительное сохранение вынужденной рабочей позы, создающей значительную нагрузку на опорно-­двигательный аппарат и мышечную систему детей. Поддержание учащимися рабочей позы за школьной партой — достаточно утомительная статическая работа, сопровождающаяся нарушениями ряда функций ЦНС и других систем организма.

Это важно
Для поддержания работоспособности учащихся в период обучения на оптимальном уровне на каждом учебном занятии при появлении первых признаков утомления должны проводиться физкультминутки, комплексы упражнений гимнастики для глаз.

Перерывы в течение учебного дня

Важным является поддержание работоспособности на высоком уровне в течение учебного дня. Для этого во время перерыва обязательно должна быть смена деятельности. На переменах для учащихся желательно организовывать подвижные игры.

Как показывают исследования физиологов, восстановление сниженного функционального состояния организма складывается из двух фаз: восстановления функционального уровня и упрочения достигнутого состояния восстановленности. Если перемена длится только 5 мин и отдых ограничивается только первой фазой, т. е. восстановлением работоспособности, то такой перерыв не приносит ожидаемых результатов. Новая нагрузка, даже незначительная, быстро возвращает организм в состояние сниженной работоспособности.

Это важно
Минимальная продолжительность перерывов между учебными занятиями составляет 10 мин для учащихся всех классов, за исключением учащихся I класса, для которых минимальная продолжительность перерыва — 20 мин.

В учреждениях образования должно быть предусмотрено не менее двух перерывов для организации питания и двигательной активности. Минимальная продолжительность таких перерывов — 15 мин, оптимальная — 20–30 мин.

Периоды работоспособности в течение учебной недели

У учащихся V–XI классов к концу учебной недели отмечается снижение количества просмотренных знаков при увеличении в два раза количества ошибок.

Умственная работоспособность учащихся в разные дни учебной недели неодинакова. Организацию учебного процесса необходимо строить с учетом физиологических принципов изменения работоспособности детей и подростков.

Начало учебной недели характеризуется повышением работоспособности. Затем работоспособность держится на высоком уровне (период высокой работоспособности). После следует период снижения работоспособности, или утомления.

Это важно
Начало урока, учебной недели, четверти, года должно быть облегченным, т. к. продуктивность труда школьников в этот период снижена.

Повышенные требования к учащимся можно предъявлять по завершении периода врабатывания, когда работоспособность достигла наиболее высокого уровня. В это время целесообразно излагать новый и наиболее сложный учебный материал, давать контрольные работы. В середине учебной недели, четверти, года должны планироваться наибольший объем учебной загрузки, факультативные занятия, кружковая работа и др.

Это важно
Проведение контрольных работ в последние дни учебной недели (пятницу или субботу) и на последних часах учебных занятий запрещается.
Контрольные работы должны проводиться не более чем по одному учебному предмету (учебной дисциплине) в день в одном классе.

Это необходимо учитывать при нормировании образовательного процесса.

Расписание занятий

Одним из важнейших аспектов профилактики переутомления детей школьного возраста, способствующих повышению их работоспособности, является рациональное распределение учебной нагрузки в течение учебного дня и недели, что в известной степени определяется правильно составленным расписанием занятий, которое обусловливает эффективность работы учреждения образования, создает условия для оптимальной деятельности педагогического и ученического коллективов.

В соответствии с современными гигиеническими требованиями расписание учебных занятий должно составляться с учетом ранговой шкалы трудности учебных предметов.

Справочно: в 2022 г. были разработаны современные ранговые шкалы трудности учебных предметов для V‒XI классов, учитывающие год обучения учащихся, которые включены в Инструкцию по применению «Метод гигиенической оценки организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования» (утв. заместителем министра здравоохранения — Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь 28.01.2022 № 016-1121 (короткая ссылка — clck.ru/35B5wL)).

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду — 

в I‒IV классах, на вторник, среду и (или) пятницу — в V–XI классах, равномерно распределяться по другим дням учебной недели.

Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов за день приходится на другие дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.

Биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10–12 ч. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Это важно
В соответствии с санитарно-­гигиени­чес­кими требованиями такие пред­меты, как математика, русский, белорусский, иностранный языки, физика, химия, т. е. требующие большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания, необходимо проводить на втором, третьем и четвертом уроках.

На первом или последнем учебном занятии проведение таких учебных предметов допускается не чаще одного раза в неделю.

Домашние задания

Значительной составной частью процесса обучения является домашняя учебная работа школьников.

Домашние задания должны задаваться с учетом возможности их выполнения. Учителям-­предметникам необходимо учитывать, что существуют гигиенические рекомендации по длительности выполнения домашних заданий с учетом года обучения.

Так, учащимся I класса домашние задания не должны задаваться в течение всего учебного года. Во II классе рекомендуемая длительность подготовки домашнего задания — до 1,2 ч, в III–IV классах — до 1,5 ч, V–VI классах — до 2 ч, VII–VIII классах — до 2,5 ч, IX–XI классах — до 3 ч.

Учащимся рекомендуется:

  • приступать к выполнению домашнего задания в 15:00–16:00, т. к. в это время отмечается физиологический подъем работоспособности;
  • выбирать очередность выполнения заданий, начиная с предмета средней трудности;
  • приготовление уроков проводить в закрепленном помещении, оборудованном мебелью, соответствующей росту учащегося;
  • делать перерывы по завершении каждого этапа работы.

Таким образом, в условиях интенсификации процесса обучения для сохранения здоровья детей и подростков разработан комплекс гигиенических требований к организации образовательного процесса, который является обязательным для учреждений общего среднего образования.

Выполнение таких требований будет способствовать профилактике развития переутомления, сохранению здоровья детей и подростков в процессе обучения.

2203 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Рост расходов на здравоохранение и образование. Каким будет республиканский бюджет 2025 года

В Палате представителей идет работа над законопроектом «О республиканском бюджете на 2025 год». Он готовится к рассмотрению в первом чтении. Как ожидается, в конце октябр...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 101
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок