Организация работы в шестой школьный день
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Организация работы в шестой школьный день

Перед администрацией и всем педагогическим коллективом учреждения в шестой школьный день недели стоит задача — находить оптимальные сочетания основных видов и форм образовательной, общественно-­организационной, трудовой, эстетической, спортивно-­оздоровительной и другой деятельности учащихся.

Как проходит шестой школьный день в средней школе № 37 г. Гродно? Своим опытом работы делится Ольга Вячеславовна Черепанова, заместитель директора по воспитательной работе учреждения.

Черепанова Ольга

Заместитель директора по воспитательной работе государственного учреждения образования «Средняя школа № 37 г. Гродно»

7252 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

На наш взгляд, шестой школьный день — это не только направление воспитательной работы, но и организация работы всего учреждения образования в этот день.

Задача формирования воспитательного пространства учреждения образования в субботу в нашей школе решается совместными усилиями всего педагогического коллектива при обязательном сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, физкультуры и спорта, здравоохранения, правоохранительными органами, учреждениями социокультурной сферы, социальной защиты, общественными организациями и др.

Работа учреждения образования в шестой школьный день организуется в т. ч. в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Кодексом об образовании;
  • приказом Министра образования Республики Беларусь от 19.01.2017 № 21 «О совершенствовании организации шестого школьного дня»;
  • инструктивно-­методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «О дополнительных мерах по совершенствованию работы учреждений образования в шестой школьный день» (далее — инструктивно-­методическое письмо);
  • Рекомендациями «Методические аспекты совершенствования воспитательной работы в шестой школьный день»;
  • Методическими рекомендациями по организации работы с учащимися, родителями учащихся (законными представителями) по учебным предметам, мероприятий проф­ориентационной направленности в шестой школьный день и др.

От редакции
Перечисленные приказ, письмо и рекомендации вы можете найти на сайте Министерства образования Республики Беларусь по ссылке.

Напомним, что согласно п. 4 ст. 158 Кодекса об образовании образовательный процесс при обучении и воспитании на I, II и III ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день недели для проведения с учащимися спортивно-­массовых, физкультурно-­оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в т. ч. учебных занятий на учебно-­производственных объектах (производственная (учебно-­производственная) мастерская, учебно-­производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации), в межшкольном учебно-­производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации.

Инструктивно-­методическим письмом рекомендуется утвердить приказом руководителя учреждения образования продолжительность шестого школьного дня в режиме работы учреждения образования и предусмотреть в правилах внутреннего распорядка организацию работы в шестой школьный день. Примерная продолжительность пребывания учащихся в учреждении образования — 4 часа.

Планирование работы в шестой школьный день

Остановимся на планировании работы учреждения образования в шестой школьный день.

Администрация школы совместно с учи­телями-­предметниками, классными руководителями, специалистами социально-­педагогической и психологической службы, педагогом-­организатором, педагогами дополнительного образования и другими заинтересованными лицами разрабатывает план, где отражены различные формы работы с учащимися и родителями в шестой школьный день.

Администрацией учреждения систематически проводится дополнительная разъяснительная работа с педагогическим коллективом, а также в ходе родительских собраний, посредством размещения информации на сайте школы и через различные мессенджеры (Viber и др.) доводится информация родителям (законным представителям) об особенностях организации шестого школьного дня.

Шестой день недели (суббота) является органичной частью целостной образовательной системы учреждения образования, и его организация отражается во всех видах планирования.

При планировании воспитательных мероприятий шестого дня недели изучаются запросы учащихся, родителей, используются результаты психолого-­педагогического сопровождения, проводится анкетирование с целью изучения уровня удовлетворенности организации шестого школьного дня, анализируются кадровый потенциал и материально-­техническая база.

Мероприятия шестого школьного дня в обязательном порядке включаются в годовой план, в планы работы классных руководителей, специалистов СППС.

Извлечение из годового плана работы, касающееся шестого школьного дня

Перед планированием шестого дня на новый учебный год проводится анкетирование учащихся и родителей на предмет их предпочтений.

Примеры анкет для учащихся и их родителей

Справочно: отделом образования Октябрьского района г. Гродно рекомендованы основные направления деятельности в субботу: 1‑я суббота месяца — профилактическая; 2‑я — спортивная; 3‑я — профориентационная и трудовая; 4‑я — «Культурная суббота». При наличии 5‑й субботы в месяце — на усмотрение учреждения образования.

На наш взгляд, при проведении шестого школьного дня важен контроль со стороны администрации учреждения не только по вопросам организационных моментов, укрепления материальной базы, расстановки кадров, но и в части содержания и результативности воспитательной работы в шестой школьный день.

Организация контроля


Задача администрации школы — заинтересовать весь учительский коллектив в работе с учащимися. Воспитательные функции в шестой день недели призваны выполнять все педагогические работники школы.

Модель организации деятельности в шестой школьный день 

Кто за что отвечает?

Директор школы: координирует, определяет содержание и основные направления работы; содействует укреплению благоприятного психологического климата; создает надлежащие условия для творчества педагогов и развития детей.

Заместитель директора по учебной работе: непосредственно организует работу педагогов в школе по проведению учебных занятий, курсов по выбору, факультативов, занятий по интересам; оказывает методическую помощь по вопросам учебной работы с учащимися.

Заместитель директора по воспитательной работе: непосредственно организует работу педагогов в школе и ее микрорайоне по проведению воспитательных мероприятий, занятий клубов, кружков и секций; оказывает методическую помощь по вопросам воспитательной работы с учащимися; аккумулирует информацию о возможностях организации досуговой занятости, использует ее при планировании, доводит ее непосредственно исполнителям; обеспечивает нормальное функционирование всех основных направлений внеурочной воспитательной работы, вовлекая в нее классных руководителей, педагога-­организатора, педагога социального, по возможности учителей-­предметников и родителей.

Так, к примеру, в нашем учреждении образования в шестой школьный день учителя-­предметники проводят стимулирующие, поддерживающие занятия по своим предметам.

Учителя начальных классов также проводят разнообразные мероприятия в шестой школьный день: организованные по запросам родителей для учащихся I–IV классов, в т. ч. на платной основе, по подготовке будущих первоклассников.

Традиционным в нашем учреждении стало проведение предметных недель, научно-­практических конференций, интеллектуальных конкурсов в шестой школьный день.

Директору на заметку
Оплата труда учителей, проводящих факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, производится в соответствии с установленной им педагогической нагрузкой. Оплата труда классных руководителей, организующих мероприятия в шестой школьный день, производится за счет часов организационно-­воспитательной работы.

Организационная документация

Следующая документация является организационной основой проведения мероприятий в шестой школьный день с учащимися в учреждениях образования:

1) перспективный план мероприятий учреждения образования в шестой школьный день, включающий физкультурно-­оздоровительные и спортивно-­массовые мероприятия;

2) еженедельный план мероприятий учреждения образования в шестой школьный день;

3) приказы об организации деятельности учреждения образования в шестой школьный день (общий — на начало года и отдельно на каждую субботу месяца);

4) протоколы спортивных соревнований, сценарии физкультурно-­оздоровительных, спортивно-­массовых и других мероприятий;

5) графики работы, расписания факультативов, кружков, секций.

Перед составлением перспективного плана классным руководителям предлагается к заполнению таблица-­планирование проведения мероприятий в рамках шестого школьного дня.

Образцы таблиц

Классные руководители ведут учет занятости учащихся. В конце месяца заполняется cводная таблица по школе. Необходимо подчеркнуть особое значение облачных сервисов Google при организации работы школы в шестой школьный день. Спектр применения очень широк: от проведения анкетирования классных руководителей с целью составления плана мероприятий до ежемесячного заполнения таблиц занятости учащихся школы в шестой школьный день.

Информирование о мероприятиях шестого школьного дня

С целью повышения уровня информированности педагогических работников, учащихся и их родителей по вопросам проведения мероприятий в учреждениях образования оформляется информационный стенд «Шестой школьный день», на котором размещаются планы работы, графики работы и расписание занятий объединений по интересам учреждений дополнительного образования детей и молодежи; расписание занятий школьных кружков и секций, графики работы спортивного зала, бассейна, компьютерных классов, библиотеки, а также педагогов-­психологов, педагогов социальных.

Эта информация в обязательном порядке размещается также на сайте учреждения образования, доводится до сведения родителей на общешкольных и классных родительских собраниях и поддерживается в актуальном состоянии.

На главной странице интернет-­сайта учреждения образования создана рубрика «Шестой школьной день», которая систематически обновляется информацией о проводимых мероприятиях.

Какие мероприятия проводятся

Традиционными в школе стали дни здоровья в рамках спортивной субботы.

Справочно: допускается проведение дней здоровья и физкультурных праздников отдельно для учащихся, обучающихся на I, II и III ступенях общего среднего образования. Продолжительность мероприятий, как правило, не должна превышать трех часов для учащихся I–IV классов, четырех часов для учащихся V–IX классов и пяти часов для учащихся X–XI классов. В содержание дней здоровья могут быть включены также физкультурно-­оздоровительные мероприятия и спортивные соревнования. Формами проведения спортивных соревнований и физкультурно-­оздоровительных мероприятий являются:
– соревнования по видам спорта между классами;
– матчевые встречи между классами, командами параллелей классов;
– дни бегуна, метателя, прыгуна, спринтера, многоборца, гимнаста, баскетболиста и т. д. (проводятся как лично-­командные, так и личные);
– первенства учреждения образования по видам спорта (проводятся как лично-­командные, так и личные, в которых могут принимать участие учащиеся близлежащих учебных заведений, например малокомплектных школ).

Также в школе в шестой школьный день осуществляется туристская деятельность по следующим направлениям: краеведческое, оздоровительное и социальное. Работают школьные объединения по интересам «Туризм и спортивное ориентирование», «Юный гродненец».

Особое внимание уделяется работе по предупреждению дорожно-­транспортных происшествий с участием детей и подростков. В каждом классе с приглашением сотрудников МЧС, ГАИ, медицинских работников проводятся профилактические беседы о безопасном поведении на дорогах, водоемах, в лесу, о соблюдении этических норм поведения в общественных местах, а также о соблюдении мер безопасности при перемещении детей вблизи автомобильных дорог, перевозке транспортом, проведении массовых мероприятий (спортивных соревнований, праздников и др.).

Одним из основных направлений работы учреждений образования в шестой школьный день является трудовое воспитание учащихся. В воспитательной системе учреждения предусмотрены следующие формы и приемы:

  • для учащихся X класса организовано занятие по профессиональному обучению учащихся в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» на базе УО «Гродненский государственный профессиональный строительный лицей № 1», для учащихся XI класса — на базе УО «Гродненский государственный политехнический колледж»;
  • совместный труд воспитателя и воспитанника, кружковые формы организации труда по интересам (технического творчества, моделирования);
  • упражнения по выработке трудовых навыков при выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета, письма, пользования компьютером);
  • работа по благоустройству (учащиеся раз в месяц проводят уборку памятника «Шталаг‑324»), сбор вторичного сырья (акция «Бумажный бум»).

Степень участия школьников в общественно полезном труде зависит от возраста и состояния здоровья учащихся, а также от требований школьной гигиены и безопасности труда.

Одним из важных направлений шестого школьного дня является профориентация учащихся. Организуются производственные экскурсии. Учреждение тесно взаимодействует с учреждениями высшего, среднего специального и профессионально-­технического образования, центрами занятости, Республиканским центром профориентации молодежи. Одно из направлений профориентационной работы — участие в днях открытых дверей учреждений образования (как офлайн, так и онлайн), которые помогают расширить кругозор детей, уточнить их интересы и профессиональные склонности, а также сформировать у учащихся положительное отношение к труду взрослых.

В шестой школьный день обеспечена обязательная работа специалистов СППС по заранее составленному графику, в первую очередь с детьми, находящимися в социально опасном положении, состоящими на учете в ИДН, воспитывающимися в замещающих семьях. Занятость этих учащихся обеспечена в выходные дни с учетом их интересов и способностей.

Особое внимание уделяется работе с родителями. В шестой школьный день проводятся «Родительские университеты», консультирования родителей по вопросам обучения учителями-­предметниками и др.

Форма учета посещаемости обучающимися мероприятий шестого школьного дня

7252 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок