Организация работы в шестой школьный день

Организация работы в шестой школьный день

Перед администрацией и всем педагогическим коллективом учреждения в шестой школьный день недели стоит задача — находить оптимальные сочетания основных видов и форм образовательной, общественно-­организационной, трудовой, эстетической, спортивно-­оздоровительной и другой деятельности учащихся.

Как проходит шестой школьный день в средней школе № 37 г. Гродно? Своим опытом работы делится Ольга Вячеславовна Черепанова, заместитель директора по воспитательной работе учреждения.

Черепанова Ольга

Заместитель директора по воспитательной работе государственного учреждения образования «Средняя школа № 37 г. Гродно»

6143 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

На наш взгляд, шестой школьный день — это не только направление воспитательной работы, но и организация работы всего учреждения образования в этот день.

Задача формирования воспитательного пространства учреждения образования в субботу в нашей школе решается совместными усилиями всего педагогического коллектива при обязательном сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, физкультуры и спорта, здравоохранения, правоохранительными органами, учреждениями социокультурной сферы, социальной защиты, общественными организациями и др.

Работа учреждения образования в шестой школьный день организуется в т. ч. в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Кодексом об образовании;
  • приказом Министра образования Республики Беларусь от 19.01.2017 № 21 «О совершенствовании организации шестого школьного дня»;
  • инструктивно-­методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «О дополнительных мерах по совершенствованию работы учреждений образования в шестой школьный день» (далее — инструктивно-­методическое письмо);
  • Рекомендациями «Методические аспекты совершенствования воспитательной работы в шестой школьный день»;
  • Методическими рекомендациями по организации работы с учащимися, родителями учащихся (законными представителями) по учебным предметам, мероприятий проф­ориентационной направленности в шестой школьный день и др.

От редакции
Перечисленные приказ, письмо и рекомендации вы можете найти на сайте Министерства образования Республики Беларусь по ссылке.

Напомним, что согласно п. 4 ст. 158 Кодекса об образовании образовательный процесс при обучении и воспитании на I, II и III ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день недели для проведения с учащимися спортивно-­массовых, физкультурно-­оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в т. ч. учебных занятий на учебно-­производственных объектах (производственная (учебно-­производственная) мастерская, учебно-­производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации), в межшкольном учебно-­производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации.

Инструктивно-­методическим письмом рекомендуется утвердить приказом руководителя учреждения образования продолжительность шестого школьного дня в режиме работы учреждения образования и предусмотреть в правилах внутреннего распорядка организацию работы в шестой школьный день. Примерная продолжительность пребывания учащихся в учреждении образования — 4 часа.

Планирование работы в шестой школьный день

Остановимся на планировании работы учреждения образования в шестой школьный день.

Администрация школы совместно с учи­телями-­предметниками, классными руководителями, специалистами социально-­педагогической и психологической службы, педагогом-­организатором, педагогами дополнительного образования и другими заинтересованными лицами разрабатывает план, где отражены различные формы работы с учащимися и родителями в шестой школьный день.

Администрацией учреждения систематически проводится дополнительная разъяснительная работа с педагогическим коллективом, а также в ходе родительских собраний, посредством размещения информации на сайте школы и через различные мессенджеры (Viber и др.) доводится информация родителям (законным представителям) об особенностях организации шестого школьного дня.

Шестой день недели (суббота) является органичной частью целостной образовательной системы учреждения образования, и его организация отражается во всех видах планирования.

При планировании воспитательных мероприятий шестого дня недели изучаются запросы учащихся, родителей, используются результаты психолого-­педагогического сопровождения, проводится анкетирование с целью изучения уровня удовлетворенности организации шестого школьного дня, анализируются кадровый потенциал и материально-­техническая база.

Мероприятия шестого школьного дня в обязательном порядке включаются в годовой план, в планы работы классных руководителей, специалистов СППС.

Извлечение из годового плана работы, касающееся шестого школьного дня

Перед планированием шестого дня на новый учебный год проводится анкетирование учащихся и родителей на предмет их предпочтений.

Примеры анкет для учащихся и их родителей

Справочно: отделом образования Октябрьского района г. Гродно рекомендованы основные направления деятельности в субботу: 1‑я суббота месяца — профилактическая; 2‑я — спортивная; 3‑я — профориентационная и трудовая; 4‑я — «Культурная суббота». При наличии 5‑й субботы в месяце — на усмотрение учреждения образования.

На наш взгляд, при проведении шестого школьного дня важен контроль со стороны администрации учреждения не только по вопросам организационных моментов, укрепления материальной базы, расстановки кадров, но и в части содержания и результативности воспитательной работы в шестой школьный день.

Организация контроля


Задача администрации школы — заинтересовать весь учительский коллектив в работе с учащимися. Воспитательные функции в шестой день недели призваны выполнять все педагогические работники школы.

Модель организации деятельности в шестой школьный день 

Кто за что отвечает?

Директор школы: координирует, определяет содержание и основные направления работы; содействует укреплению благоприятного психологического климата; создает надлежащие условия для творчества педагогов и развития детей.

Заместитель директора по учебной работе: непосредственно организует работу педагогов в школе по проведению учебных занятий, курсов по выбору, факультативов, занятий по интересам; оказывает методическую помощь по вопросам учебной работы с учащимися.

Заместитель директора по воспитательной работе: непосредственно организует работу педагогов в школе и ее микрорайоне по проведению воспитательных мероприятий, занятий клубов, кружков и секций; оказывает методическую помощь по вопросам воспитательной работы с учащимися; аккумулирует информацию о возможностях организации досуговой занятости, использует ее при планировании, доводит ее непосредственно исполнителям; обеспечивает нормальное функционирование всех основных направлений внеурочной воспитательной работы, вовлекая в нее классных руководителей, педагога-­организатора, педагога социального, по возможности учителей-­предметников и родителей.

Так, к примеру, в нашем учреждении образования в шестой школьный день учителя-­предметники проводят стимулирующие, поддерживающие занятия по своим предметам.

Учителя начальных классов также проводят разнообразные мероприятия в шестой школьный день: организованные по запросам родителей для учащихся I–IV классов, в т. ч. на платной основе, по подготовке будущих первоклассников.

Традиционным в нашем учреждении стало проведение предметных недель, научно-­практических конференций, интеллектуальных конкурсов в шестой школьный день.

Директору на заметку
Оплата труда учителей, проводящих факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, производится в соответствии с установленной им педагогической нагрузкой. Оплата труда классных руководителей, организующих мероприятия в шестой школьный день, производится за счет часов организационно-­воспитательной работы.

Организационная документация

Следующая документация является организационной основой проведения мероприятий в шестой школьный день с учащимися в учреждениях образования:

1) перспективный план мероприятий учреждения образования в шестой школьный день, включающий физкультурно-­оздоровительные и спортивно-­массовые мероприятия;

2) еженедельный план мероприятий учреждения образования в шестой школьный день;

3) приказы об организации деятельности учреждения образования в шестой школьный день (общий — на начало года и отдельно на каждую субботу месяца);

4) протоколы спортивных соревнований, сценарии физкультурно-­оздоровительных, спортивно-­массовых и других мероприятий;

5) графики работы, расписания факультативов, кружков, секций.

Перед составлением перспективного плана классным руководителям предлагается к заполнению таблица-­планирование проведения мероприятий в рамках шестого школьного дня.

Образцы таблиц

Классные руководители ведут учет занятости учащихся. В конце месяца заполняется cводная таблица по школе. Необходимо подчеркнуть особое значение облачных сервисов Google при организации работы школы в шестой школьный день. Спектр применения очень широк: от проведения анкетирования классных руководителей с целью составления плана мероприятий до ежемесячного заполнения таблиц занятости учащихся школы в шестой школьный день.

Информирование о мероприятиях шестого школьного дня

С целью повышения уровня информированности педагогических работников, учащихся и их родителей по вопросам проведения мероприятий в учреждениях образования оформляется информационный стенд «Шестой школьный день», на котором размещаются планы работы, графики работы и расписание занятий объединений по интересам учреждений дополнительного образования детей и молодежи; расписание занятий школьных кружков и секций, графики работы спортивного зала, бассейна, компьютерных классов, библиотеки, а также педагогов-­психологов, педагогов социальных.

Эта информация в обязательном порядке размещается также на сайте учреждения образования, доводится до сведения родителей на общешкольных и классных родительских собраниях и поддерживается в актуальном состоянии.

На главной странице интернет-­сайта учреждения образования создана рубрика «Шестой школьной день», которая систематически обновляется информацией о проводимых мероприятиях.

Какие мероприятия проводятся

Традиционными в школе стали дни здоровья в рамках спортивной субботы.

Справочно: допускается проведение дней здоровья и физкультурных праздников отдельно для учащихся, обучающихся на I, II и III ступенях общего среднего образования. Продолжительность мероприятий, как правило, не должна превышать трех часов для учащихся I–IV классов, четырех часов для учащихся V–IX классов и пяти часов для учащихся X–XI классов. В содержание дней здоровья могут быть включены также физкультурно-­оздоровительные мероприятия и спортивные соревнования. Формами проведения спортивных соревнований и физкультурно-­оздоровительных мероприятий являются:
– соревнования по видам спорта между классами;
– матчевые встречи между классами, командами параллелей классов;
– дни бегуна, метателя, прыгуна, спринтера, многоборца, гимнаста, баскетболиста и т. д. (проводятся как лично-­командные, так и личные);
– первенства учреждения образования по видам спорта (проводятся как лично-­командные, так и личные, в которых могут принимать участие учащиеся близлежащих учебных заведений, например малокомплектных школ).

Также в школе в шестой школьный день осуществляется туристская деятельность по следующим направлениям: краеведческое, оздоровительное и социальное. Работают школьные объединения по интересам «Туризм и спортивное ориентирование», «Юный гродненец».

Особое внимание уделяется работе по предупреждению дорожно-­транспортных происшествий с участием детей и подростков. В каждом классе с приглашением сотрудников МЧС, ГАИ, медицинских работников проводятся профилактические беседы о безопасном поведении на дорогах, водоемах, в лесу, о соблюдении этических норм поведения в общественных местах, а также о соблюдении мер безопасности при перемещении детей вблизи автомобильных дорог, перевозке транспортом, проведении массовых мероприятий (спортивных соревнований, праздников и др.).

Одним из основных направлений работы учреждений образования в шестой школьный день является трудовое воспитание учащихся. В воспитательной системе учреждения предусмотрены следующие формы и приемы:

  • для учащихся X класса организовано занятие по профессиональному обучению учащихся в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» на базе УО «Гродненский государственный профессиональный строительный лицей № 1», для учащихся XI класса — на базе УО «Гродненский государственный политехнический колледж»;
  • совместный труд воспитателя и воспитанника, кружковые формы организации труда по интересам (технического творчества, моделирования);
  • упражнения по выработке трудовых навыков при выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета, письма, пользования компьютером);
  • работа по благоустройству (учащиеся раз в месяц проводят уборку памятника «Шталаг‑324»), сбор вторичного сырья (акция «Бумажный бум»).

Степень участия школьников в общественно полезном труде зависит от возраста и состояния здоровья учащихся, а также от требований школьной гигиены и безопасности труда.

Одним из важных направлений шестого школьного дня является профориентация учащихся. Организуются производственные экскурсии. Учреждение тесно взаимодействует с учреждениями высшего, среднего специального и профессионально-­технического образования, центрами занятости, Республиканским центром профориентации молодежи. Одно из направлений профориентационной работы — участие в днях открытых дверей учреждений образования (как офлайн, так и онлайн), которые помогают расширить кругозор детей, уточнить их интересы и профессиональные склонности, а также сформировать у учащихся положительное отношение к труду взрослых.

В шестой школьный день обеспечена обязательная работа специалистов СППС по заранее составленному графику, в первую очередь с детьми, находящимися в социально опасном положении, состоящими на учете в ИДН, воспитывающимися в замещающих семьях. Занятость этих учащихся обеспечена в выходные дни с учетом их интересов и способностей.

Особое внимание уделяется работе с родителями. В шестой школьный день проводятся «Родительские университеты», консультирования родителей по вопросам обучения учителями-­предметниками и др.

Форма учета посещаемости обучающимися мероприятий шестого школьного дня

6143 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Подведены итоги заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам

29 марта завершился заключительный этап республиканской олимпиады по 18 учебным предметам. На протяжении пяти дней высокий уровень знаний демонстрировали более 1,5 тыс. ц...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 243
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок