“Легко любить послушного, успешного ребенка! Готовы ли мы принимать, если он не такой?” 7 советов о принятии детей с инвалидностью
С каждым годом тема инклюзии все громче звучит в белорусских школах.
С каждым годом тема инклюзии все громче звучит в белорусских школах.
Дети с особенностями психофизического развития учатся наравне со сверстниками, в школьных коридорах уже не удивляют ходунки и электроподъемники, в штатном расписании все чаще появляются тьюторы (помощники для детей с инвалидностью) – все это становится обыденной школьной жизнью. Но не все педагоги готовы на 100% принять и осознать инклюзию, с этим связано много страхов и неуверенности. С такими педагогами не раз встречалась на обучающих тренингах Бореева Юлия Борисовна – учитель-дефектолог, педагог-психолог, магистр психологии, которая трудится в школе № 1 в Барановичах, где работают классы с интеграцией. Юлия Борисовна вместе с другими специалистами посещала регионы Беларуси с тренингами для педагогов по принятию инклюзии. В рамках информационной кампании “Просто дети в школе”, которая реализуется Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) совместно с Министерством образования Республики Беларусь при финансовой поддержке правительства Российской Федерации, мы поговорили со специалистом на тему принятия школьников с инвалидностью.
— Юлия Борисовна, почему для психологической работы с педагогами по принятию инклюзии вы выбрали именно тренинговый формат?
— Психология — это не раздача советов или многочисленных рекомендаций для тех или иных ситуаций. Психология – это про осознание. Поэтому в работе со специалистами мы не стремимся «вещать знания», а стараемся создавать такие условия, которые позволяют свободно излагать различные точки зрения по вопросу, обсуждать, а главное – размышлять. В этом смысле нет более удачной формы взаимодействия, на мой взгляд, чем тренинг. Тренинг позволяет в свободной, не могу сказать легкой, обстановке обсуждать достаточно серьезные проблемы. А безусловное принятие детей – это проблема. Безусловно принимать ребенка – значит любить не за что-то, а несмотря ни на что, иногда даже вопреки. С этим справиться могут не все родители, что уж говорить о чужих людях – специалистах.
— Почему многим тяжело дается момент принятия детей с особенностями психофизического развития?
— Легко любить послушного, успешного, соответствующего нашим ожиданиям ребенка. Всегда ли легко принять ребенка, если он не такой? Готовы ли мы принять его таким, какой он есть? С плохим поведением, особенностями внешности, неудачами в учебе. Педагог знает, куда идет работать, понимает, что в школе есть разные ученики. На практике же не всегда все сразу складывается так, как мы думаем, мечтаем, планируем. Педагог заходит в класс. Он готов обучать, применяя новые технологии, методы и приемы, используя весь свой арсенал. Но в классе у каждого свои мечты, знания и возможности. И вот тут мы встречаемся с ситуацией принятия. Педагог ищет выход из затруднительной ситуации. Один, второй… А если справиться не удается, то наступает либо выгорание, либо включаются защитные механизмы и мысли о том, что у профессионалов не может быть неудач. Тогда появляются тревога, страх, фрустрация: не смогу, не справлюсь, не буду даже пробовать, эти дети не для общих школ. На этом этапе важно поддержать учителя.
Мы исходим из того, что каждый педагог – это человек и профессионал. Поэтому работаем с его личностной и профессиональной готовностью к принятию ребенка с особенностями психофизического развития.
— От каких критериев зависит эта готовность принимать?
— Могу сказать, что это точно не зависит от возраста. Скорее, от мировоззрения человека и того, насколько он готов перестраивать свои внутренние установки. Если у педагога сложился определенный стереотип, или он сам себя убедил, что ему это не подходит, тогда раскрывать тему инклюзии перед ним сложнее. Вы знаете, на наших тренингах бывало по-разному. Аудитория педагогов всегда делилась на несколько частей: одна из них говорила, что не готова к инклюзии, вторая была убеждена, что это нужно и важно. Встречались и очень скептически настроенные специалисты, которые уходили с нашего обучения. Но радует то, что многие из них позже возвращались со словами: “Я изменил свое мнение по поводу инклюзии, спасибо”. Могу отметить, что более старший возраст педагога в этом вопросе играет в нашу пользу. Да, таким людям тяжелее приспособиться к новым условиям, но их жизненный опыт и знания позволяют им глубже понимать и осознавать, что все мы разные и никто не застрахован от инвалидности как в детском, так и во взрослом возрасте.
— На ваш взгляд, стоит ли погружать в инклюзию молодых будущих педагогов еще на этапе обучения?
— По первому образованию я учитель начальных классов. С темой инклюзии во время учебы нас не знакомили. И я как будто раньше не замечала детей с инвалидностью, их будто бы не существовало, ведь я с ними не сталкивалась. Когда пришла работать в центр коррекционного развития, осознала, что они здесь, рядом, живут в нашем обществе. При этом у меня был большой стресс. С одной стороны, у меня есть педагогические знания, но с другой стороны, я не понимаю, как их применять в отношении детей с инвалидностью. Только когда я прошла дополнительное обучение на практического психолога, смогла почувствовать внутреннюю уверенность в себе, появилась смелость и силы для того, чтобы пробовать и погружаться в тему инклюзии. Если бы я получила эти знания раньше, точно было бы меньше страхов и сомнений.
По нашей просьбе, Юлия Борисовна сформулирована 7 важных рекомендаций для педагогов, которые находятся еще на пути принятия инклюзии в школах.
1. УЗНАВАЙТЕ, ПРОЯВЛЯЙТЕ ИНТЕРЕС
Чтобы что-то принять, для начала это нужно узнать. Поэтому важно осознать необходимость и пробудить в себе желание взаимодействовать с ребенком с особенностями психофизического развития. Во время тренинга часто выясняется, чего боятся в инклюзии педагоги. Много страхов связано с тем, что это увеличит объем работы, появится необходимость в дополнительном обучении. И здесь очень важно увидеть преимущества инклюзивного образования как для всех участников образовательного процесса, так и для педагога в частности. Только личностная заинтересованность в каком-либо процессе позволяет начать разговор о принятии. Риски не исключены, они есть. Нужно понимать, как их исключить либо минимизировать.
2. ДЕЙСТВУЙТЕ!
Важно не только иметь желание познакомиться с темой инклюзии, но и подкрепить его практической готовностью. Педагог может столкнуться с ситуацией: «Так, я готов к взаимодействию с ребенком с инвалидностью, но с чего начать? Можно ли взять его за руку, не сделаю ли я ему больно? А может лучше громче говорить, а то вдруг не слышит? Или лучше активнее жестикулировать?». Многие коллеги боятся сделать первый шаг. Но все рекомендации здесь можно свести к одному: действуйте! Возьмите ребенка за руку, прикоснитесь к плечу, посмотрите в его глаза, если он смотрит в ваши. Если не знаете, с чего начать, ищите возможность взаимодействия с детьми с нарушением психофизического развития, проявляйте в этом инициативу.
3. ПОМНИТЕ: ЭТО ТОЖЕ ЧЕЙ-ТО РЕБЕНОК
Мне, как маме двоих детей, при первом знакомстве с ребенком с инвалидностью помогла установка, что это тоже чей-то ребенок. И сразу все стало на свои места. К участию в наших тренингах мы приглашаем мам и пап. И когда родители и педагоги знакомятся друг с другом, становятся интересны друг другу, начинают доверять друг другу, а потом узнают, что это мама Саши с аутизмом или папа Маши с ДЦП - вопросов с принятием ребенка не возникает.
4. НЕ СРАВНИВАЙТЕ
По опыту общения с педагогами вижу, что сложнее дается принятие ментальных нарушений у ребенка. «Как это он не понимает? Я десять раз объяснила!». Здесь важно помнить о том, что не нужно сравнивать детей между собой, «подгонять» ребенка под нормы. Лучше зафиксировать его успех в начале работы и понимать, чему он научился. Сравнивайте его с самим собой.
5. «НЕТ» СИНДРОМУ ОТЛИЧНИКА
Очень важно педагогу избавляться от синдрома отличника, давать себе право на ошибку. И, самое главное, признать право ошибки за другим человеком. Все сомнения исчезают, если понять, что сейчас, в этот конкретный момент времени, вы — лучший из возможных педагогов для этого ребенка, а он – ваш лучший ученик.
6. ПОДУМАЙТЕ: ПОЧЕМУ ИМЕННО ВАМ ВЫПАЛ ТАКОЙ ШАНС?
На одном из тренингов участник сказал: «Я понимаю, что идеи инклюзии важны. И даже лично для меня могут быть интересны и выгодны, но эмоционально не принимаю детей с особенностями психофизического развития. Что делать?». В моей практике был случай, когда замечательный педагог, обладающий необходимыми компетенциями, плакала от жалости к таким детям. Разрешить данную ситуацию помог взгляд с другой стороны. Мы рассуждали с педагогом о том, не «за что ему данное наказание», а почему именно ему выпал шанс поучаствовать в жизни этих детей. Ведь не у каждого человека есть возможность сделать доброе дело так легко. Ты пришел на работу, дети тебя ждут, они тебе рады. Это счастье. И вот здесь эмоциональная готовность непосредственно связана с личностной готовностью – нашими ценностями и жизненными смыслами. Что я как личность получу от работы с детьми с инвалидностью? Теплоту общения, преданность и любовь, радость от участия в детской жизни.
7. СЛЕДУЙТЕ ПРИНЦИПУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПТИМИЗМА
Этот принцип педагогики позволяет где-то даже завышать возможности ребенка, поддержать его. Отнестись к нему как к человеку, который все сможет. Нам не нужно выставлять диагнозы и разбираться в них. Наша задача просто обучать детей, видеть их достоинства. Мы понимаем, какие у ребенка есть сложности, но создаем условия для того, чтобы ему было легче получать образование. Исходим в первую очередь из того, какие у ребенка способности и таланты.