Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования организуется в учреждении общего среднего образования в соответствии с общими требованиями, предусмотренными ст. 158 Кодекса об образовании.
Пункт 17 ст. 158 Кодекса об образовании предусматривает, что образовательный процесс осуществляется индивидуально на основании решения руководителя учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, в соответствии с индивидуальным учебным планом или в случаях и порядке, определяемых положением об учреждении общего среднего образования или его виде.
Обратите внимание
Образовательный процесс может быть организован индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом постоянно или временно на протяжении учебного года для одаренных и талантливых учащихся, а также для учащихся, которые по уважительным причинам не могут посещать учебные занятия и проходить в установленные сроки аттестацию.
Причем при организации образовательного процесса индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом учащийся может осваивать содержание образовательной программы общего среднего образования полностью или частично.
Основными нормативными документами, к которым следует обращаться при организации обучения учащихся учреждения общего среднего образования индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом, являются:
Рассмотрим последовательность действий при организации обучения по индивидуальному учебному плану.
Алгоритм организации образовательного процесса индивидуально в соответствии с индивидуальным
учебным планом
ШАГ 1. Получите заявление от законного представителя ребенка на обучение по индивидуальному учебному плану
Законный представитель несовершеннолетнего учащегося подает заявление на имя руководителя учреждения образования. В заявлении необходимо указать, в связи с чем возникла необходимость перевода ребенка на обучение индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом. Заявление оформляется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в государственных органах, иных организациях (утв. постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 с последующими изменениями и дополнениями).
Образец заявления на обучение индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом
Представителю администрации учреждения образования необходимо проконтролировать, чтобы к заявлению были приложены документы, которые могут служить подтверждением информации, изложенной законным представителем ребенка в заявлении. Документы должны подтверждать уважительность причин для перевода учащегося на обучение по индивидуальному учебному плану.
ШАГ 2. Проведите педсовет
Проведите педсовет, на заседании которого рассмотрите вопрос о целесообразности организации образовательного процесса индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом.
ШАГ 3. Примите решение об организации (об отказе в организации) образовательного процесса индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом
Руководитель учреждения образования на основании итогов рассмотрения вопроса на педагогическом совете принимает решение об организации образовательного процесса индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом (об отказе в организации образовательного процесса индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом) на протяжении 20 календарных дней со дня подачи заявления законным представителем несовершеннолетнего учащегося.
ШАГ 4. Разработайте индивидуальный учебный план
Разработайте индивидуальный учебный план, который устанавливает особенности получения общего среднего образования одаренными и талантливыми учащимися, а также учащимися, которые по уважительным причинам не могут постоянно или временно посещать учебные занятия и (или) проходить в установленные сроки аттестацию.
Индивидуальные учебные планы разрабатываются учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования, на основе учебного плана учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, и утверждаются их руководителями.
Образец индивидуального учебного плана
ШАГ 5. Разработайте задания по учебным предметам
Учителями разрабатываются задания для учащегося по учебным предметам индивидуального учебного плана.
Образец задания для индивидуального обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом
ШАГ 6. Составьте график проведения аттестации учащегося
Составьте график проведения аттестации учащегося, который осваивает содержание образовательных программ общего среднего образования в соответствии с индивидуальным учебным планом, указав сроки и формы проведения аттестации.
Образец графика проведения аттестации учащегося, который осваивает содержание образовательных программ общего среднего образования в соответствии с индивидуальным учебным планом
ШАГ 7. Издайте приказ
Издайте приказ «Об организации образовательного процесса индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом ________________, учащегося _______ класса».
Образец приказа об организации образовательного процесса индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом
ШАГ 8. Доведите график проведения аттестации учащегося до законного представителя
График проведения аттестации учащегося, который осваивает содержание образовательных программ общего среднего образования в соответствии с индивидуальным учебным планом, с указанием сроков и форм проведения аттестации доводится до сведения учащегося и его законного представителя в письменной форме в течение 5 календарных дней со дня принятия руководителем учреждения образования решения об организации образовательного процесса индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом.
Каковы последствия нахождения учащегося на индивидуальном обучении для учителей?
При организации образовательного процесса индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом учащийся продолжает оставаться в списочном составе того класса учреждения образования, в котором он обучался ранее.
Обратите внимание
Педагогами в классном журнале в графе учета посещаемости учащимся учебных занятий по учебным предметам, по которым материал осваивается самостоятельно, оформляется запись «изучает самостоятельно в соответствии с индивидуальным учебным планом».
Учащийся осуществляет освоение содержания образовательной программы по учебным предметам самостоятельно.
Проведение объективной аттестации учащегося следует осуществлять в соответствии с Нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам (утв. приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 674 с последующими изменениями и дополнениями) и в соответствии с графиком проведения аттестации, т. е. в установленные сроки.
Выставление четвертных (годовых) отметок по учебным предметам в классный журнал (на страницу учебного предмета, в сводную ведомость учета успеваемости учащегося) производится по результатам проведения объективной аттестации.
В каких случаях индивидуальное обучение прекращается?
Организация образовательного процесса в соответствии с индивидуальным учебным планом может быть прекращена:
- по заявлению законного представителя несовершеннолетнего учащегося;
- по решению учреждения образования в случае, когда учащийся по итогам аттестации получил годовую отметку «0» (ноль) баллов по одному из учебных предметов, по которым учебный материал он осваивал самостоятельно в соответствии с индивидуальным учебным планом.
Решение о прекращении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом принимается руководителем учреждения образования, доводится до сведения учащегося и его законного представителя в течение 7 дней.