Каким числом должен быть подписан приказ о зачислении детей в пункт коррекционно-педагогической помощи (далее — ПКПП)?
Приказ о зачислении в ПКПП утверждается руководителем учреждения образования до начала учебного года (не позднее 1 сентября).
В случае выявления в течение учебного года обучающихся, нуждающихся в получении коррекционно-педагогической помощи, а также при исправлении обучающимися нарушений руководителем учреждения могут быть изданы дополнительные приказы о зачислении либо отчислении из ПКПП.
Можно ли отказать в приеме заявления законных представителей учащихся о зачислении ребенка в ПКПП, если в заявлении есть орфографические ошибки или помарки?
Нет, нельзя.
В соответствии с п. 9 Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 131 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Положение о ПКПП) зачисление в ПКПП осуществляется приказом директора на основании:
- заявления законного представителя несовершеннолетнего обучающегося;
- заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
При подготовке приказа о зачислении руководитель учреждения образования рассматривает представленные документы по существу их содержания.
Где хранятся заявления законных представителей учащихся о зачислении ребенка в ПКПП?
Заявления законных представителей обучающихся, заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации хранятся в личном деле обучающегося.
Как составляется и каким числом должно быть утверждено расписание занятий в ПКПП?
Пунктом 13 Положения о ПКПП определено, что коррекционно-педагогическая помощь обучающимся в ПКПП оказывается с учетом их возраста, структуры имеющегося у них физического и (или) психического нарушения и в соответствии с расписанием занятий, которое утверждается руководителем учреждения образования (организации), создавшего ПКПП.
Расписание занятий составляется с учетом педагогической нагрузки учителя-дефектолога и включает в себя время, периодичность и продолжительность проведения занятий (групповых, подгрупповых, индивидуальных).
Утверждение расписания занятий руководителем учреждения образования осуществляется не позднее 15 сентября.
Каким числом должно быть утверждено перспективное планирование занятий в ПКПП?
Годовое планирование утверждается руководителем учреждения образования не позднее 1 сентября.
Планы коррекционно-педагогической помощи на каждую группу, подгруппу, как и индивидуальные планы, составляются по итогам углубленного обследования обучающихся и утверждаются руководителем учреждения образования не позднее 15 сентября.
Куда заносятся данные проведенных обследований?
В журнал учета обследованных и зачисленных в ПКПП обучающихся. Здесь же фиксируются данные об обучающихся, которые были обследованы в учреждении образования, в т. ч. в период с 1 по 15 сентября и с 25 по 31 мая.
Нужно ли в журнале учета проведенных занятий и посещения их обучающимися заполнять страничку «Сведения о родителях»?
Да, нужно.
Учитель-дефектолог заполняет данный журнал аналогично ведению классного журнала. В журнал учета также вносятся сведения о законных представителях обучающихся.
Разработка отдельного журнала для ПКПП пока не планируется.
Положена ли учителям-дефектологам доплата за проверку тетрадей?
Нет, не положена.
В соответствии с п. 4 Инструкции о порядке определения оплачиваемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.11.2004 № 70 с последующими изменениями и дополнениями) педагогическим работникам устанавливаются часы дополнительного контроля учебной деятельности учащихся.
Дополнительный контроль — это проведение работы по проверке знаний учащихся с применением дифференцированных и индивидуальных форм, включая проверку письменных работ и использование современных технологий.
Справочно: дополнительный контроль осуществляется по отдельным учебным предметам, учебным дисциплинам (кроме учебных предметов (учебных дисциплин) «Изобразительное искусство», «Музыка», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье», «Допризывная и медицинская подготовка», факультативных занятий военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной направленности) за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий в соответствии с учебными планами.
Оказание коррекционно-педагогической помощи в ПКПП не предусматривает проведение дополнительного контроля.
Имеет ли право проверяющая комиссия требовать у учителя-дефектолога копии заключений государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации?
Копии заключений центра не входят в перечень обязательных или рекомендованных документов ПКПП.
При анализе деятельности ПКПП изучаются обязательные для ведения документы ПКПП, а также определенные руководителем учреждения образования.
Разъяснения по организационным и содержательным аспектам деятельности ПКПП, а также рекомендуемая для ведения в ПКПП документация представлены в методических рекомендациях «Организация и содержание работы в пунктах коррекционно-педагогической помощи» (утв. заместителем Министра образования Республики Беларусь от 25.05.2012) (далее — методические рекомендации «Организация и содержание работы в ПКПП»).
Справочно: документ можно найти на сайте www.asabliva.by.
Методические рекомендации «Организация и содержание работы в ПКПП»
Если во вторую половину дня руководством школы проводятся инструктивно-методические совещания и иные мероприятия, то должен ли учитель-дефектолог отменять занятия с детьми, чтобы присутствовать на этих мероприятиях?
Нет, не должен.
Согласно ст. 132 ТК работники обязаны вовремя приходить на работу и полностью использовать установленную законодательством продолжительность рабочего времени для выполнения своих обязанностей, а наниматель должен создавать условия для полного и производительного использования рабочего времени.
В рабочее время запрещается отвлекать работников от их непосредственной работы, освобождать от работы для выполнения общественных обязанностей и проведения мероприятий, не связанных с производственной деятельностью, если иное не предусмотрено законодательством, коллективным договором, соглашением.
В каком нормативном документе определен перечень учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для кабинета ПКПП?
Примерный перечень учебного оборудования, средств обучения, учебной литературы для ПКПП содержится в методических рекомендациях «Организация и содержание работы в ПКПП».
Кроме того, перечни учебных и учебно-методических изданий для системы специального образования размещены на национальном образовательном портале www.adu.by.
Дополнительно информируем о том, что в соответствии со ст. 140 Кодекса об образовании обновление и развитие материально-технической базы учреждений образования обеспечивают их учредители.
При этом развитие материально-технической базы учреждений образования осуществляется в соответствии с программой развития системы образования, программами развития дошкольного, общего среднего и специального образования и с учетом потребностей личности, общества и государства в повышении качества образования.
Имеет ли право руководство школы требовать ведения «Паспорта кабинета ПКПП», если за кабинет нет доплаты?
Требования обоснованны.
В методических рекомендациях «Организация и содержание работы в ПКПП» приведена рекомендуемая для ведения в ПКПП документация, в числе которой указан и паспорт кабинета ПКПП.
Имеет ли право руководство школы привлекать учителя-дефектолога к проведению оздоровительных и воспитательных мероприятий в субботу?
Кодексом об образовании предусмотрена шестидневная школьная неделя (п. 4 ст. 158).
Для педагогических работников учреждений образования постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 05.09.2011 № 255 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников» (с последующими изменениями и дополнениями) установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (36 часов в неделю).
Кроме того, для отдельных категорий педагогических работников приложением 2 к этому постановлению установлены нормы часов педагогической нагрузки на ставку.
С учетом того, что педагогическая нагрузка учителя-дефектолога на ставку составляет 20 часов в неделю, свою занятость в оставшееся время он планирует самостоятельно, опираясь на правила внутреннего трудового распорядка учреждения образования.
Может ли учитель-дефектолог претендовать на присвоение квалификационной категории «учитель-методист»?
Нет, не может.
Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрено присвоение специалистам второй, первой и высшей категорий.
В целях повышения статуса педагогического работника в соответствии с подп. 6.5 п. 6 Протокола поручений Президента Республики Беларусь, данных 29.08.2011 по итогам совещания с педагогическим активом Республики Беларусь, учителям предоставлена возможность пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории «учитель-методист».
Пунктом 4 Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 с последующими изменениями и дополнениями) установлено, что квалификационная категория «учитель-методист» присваивается учителям, реализующим образовательные программы общего среднего образования, а также образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования и образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.
Вопрос о возможности присвоения иным категориям педагогических работников квалификационной категории «учитель-методист» в настоящее время не рассматривается.
по теме