О некоторых вопросах, касающихся работы пунктов коррекционно-педагогической помощи

О некоторых вопросах, касающихся работы пунктов коррекционно-педагогической помощи

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

2479 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Каким числом должен быть подписан приказ о зачислении детей в пункт коррекционно-­педагогической помощи (далее — ПКПП)?

Приказ о зачислении в ПКПП утверждается руководителем учреждения образования до начала учебного года (не позднее 1 сентября).

В случае выявления в течение учебного года обучающихся, нуждающихся в получении коррекционно-­педагогической помощи, а также при исправлении обучающимися нарушений руководителем учреждения могут быть изданы дополнительные приказы о зачислении либо отчислении из ПКПП.


Можно ли отказать в приеме заявления законных представителей учащихся о зачислении ребенка в ПКПП, если в заявлении есть орфографические ошибки или помарки?

Нет, нельзя.

В соответствии с п. 9 Положения о пункте коррекционно-­педагогической помощи (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 131 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Положение о ПКПП) зачисление в ПКПП осуществляется приказом директора на основании:

  • заявления законного представителя несовершеннолетнего обучающегося;
  • заключения государственного центра коррекционно-­развивающего обучения и реабилитации.

При подготовке приказа о зачислении руководитель учреждения образования рассматривает представленные документы по существу их содержания.


Где хранятся заявления законных представителей учащихся о зачислении ребенка в ПКПП?

Заявления законных представителей обучающихся, заключения государственного центра коррекционно-­развивающего обучения и реабилитации хранятся в личном деле обучающегося.


Как составляется и каким числом должно быть утверждено расписание занятий в ПКПП?

Пунктом 13 Положения о ПКПП определено, что коррекционно-­педагогическая помощь обучающимся в ПКПП оказывается с учетом их возраста, структуры имеющегося у них физического и (или) психического нарушения и в соответствии с расписанием занятий, которое утверждается руководителем учреждения образования (организации), создавшего ПКПП.

Расписание занятий составляется с учетом педагогической нагрузки учителя-­дефектолога и включает в себя время, периодичность и продолжительность проведения занятий (групповых, подгрупповых, индивидуальных).

Утверждение расписания занятий руководителем учреждения образования осуществляется не позднее 15 сентября.


Каким числом должно быть утверждено перспективное планирование занятий в ПКПП?

Годовое планирование утверждается руководителем учреждения образования не позднее 1 сентября.

Планы коррекционно-­педагогической помощи на каждую группу, подгруппу, как и индивидуальные планы, составляются по итогам углубленного обследования обучающихся и утверждаются руководителем учреждения образования не позднее 15 сентября.


Куда заносятся данные проведенных обследований?

В журнал учета обследованных и зачисленных в ПКПП обучающихся. Здесь же фиксируются данные об обучающихся, которые были обследованы в учреждении образования, в т. ч. в период с 1 по 15 сентября и с 25 по 31 мая.


Нужно ли в журнале учета проведенных занятий и посещения их обучающимися заполнять страничку «Сведения о родителях»?

Да, нужно.

Учитель-­дефектолог заполняет данный журнал аналогично ведению классного журнала. В журнал учета также вносятся сведения о законных представителях обучающихся.

Разработка отдельного журнала для ПКПП пока не планируется.


Положена ли учителям-­дефектологам доплата за проверку тетрадей?

Нет, не положена.

В соответствии с п. 4 Инструкции о порядке определения оплачиваемых часов организационно-­воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.11.2004 № 70 с последующими изменениями и дополнениями) педагогическим работникам устанавливаются часы дополнительного контроля учебной деятельности учащихся.

Дополнительный контроль — это проведение работы по проверке знаний учащихся с применением дифференцированных и индивидуальных форм, включая проверку письменных работ и использование современных технологий.

Справочно: дополнительный контроль осуществляется по отдельным учебным предметам, учебным дисциплинам (кроме учебных предметов (учебных дисциплин) «Изобразительное искусство», «Музыка», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье», «Допризывная и медицинская подготовка», факультативных занятий военно-­патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной направленности) за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий в соответствии с учебными планами.

Оказание коррекционно-­педагогической помощи в ПКПП не предусматривает проведение дополнительного контроля.


Имеет ли право проверяющая комиссия требовать у учителя-­дефектолога копии заключений государственного центра коррекционно-­развивающего обучения и реабилитации?

Копии заключений центра не входят в перечень обязательных или рекомендованных документов ПКПП.

При анализе деятельности ПКПП изучаются обязательные для ведения документы ПКПП, а также определенные руководителем учреждения образования.

Разъяснения по организационным и содержательным аспектам деятельности ПКПП, а также рекомендуемая для ведения в ПКПП документация представлены в методических рекомендациях «Организация и содержание работы в пунктах коррекционно-­педагогической помощи» (утв. заместителем Министра образования Республики Беларусь от 25.05.2012) (далее — методичес­кие рекомендации «Организация и содержание работы в ПКПП»).

Справочно: документ можно найти на сайте www.asabliva.by.

Методические рекомендации «Организация и содержание работы в ПКПП»


Если во вторую половину дня руководством школы проводятся инструктивно-­методические совещания и иные мероприятия, то должен ли учитель-­дефектолог отменять занятия с детьми, чтобы присутствовать на этих мероприятиях?

Нет, не должен.

Согласно ст. 132 ТК работники обязаны вовремя приходить на работу и полностью использовать установленную законодательством продолжительность рабочего времени для выполнения своих обязанностей, а наниматель должен создавать условия для полного и производительного использования рабочего времени.

В рабочее время запрещается отвлекать работников от их непосредственной работы, освобождать от работы для выполнения общественных обязанностей и проведения мероприятий, не связанных с производственной деятельностью, если иное не предусмотрено законодательством, коллективным договором, соглашением.


В каком нормативном документе определен перечень учебно-­наглядных пособий и учебного оборудования для кабинета ПКПП?

Примерный перечень учебного оборудования, средств обучения, учебной литературы для ПКПП содержится в методических рекомендациях «Организация и содержание работы в ПКПП».

Кроме того, перечни учебных и учебно-­методических изданий для системы специального образования размещены на национальном образовательном портале www.adu.by.

Дополнительно информируем о том, что в соответствии со ст. 140 Кодекса об образовании обновление и развитие материально-­технической базы учреждений образования обеспечивают их учредители.

При этом развитие материально-­технической базы учреждений образования осуществляется в соответствии с программой развития системы образования, программами развития дошкольного, общего среднего и специального образования и с учетом потребностей личности, общества и государства в повышении качества образования.


Имеет ли право руководство школы требовать ведения «Паспорта кабинета ПКПП», если за кабинет нет доплаты?

Требования обоснованны.

В методических рекомендациях «Организация и содержание работы в ПКПП» приведена рекомендуемая для ведения в ПКПП документация, в числе которой указан и паспорт кабинета ПКПП.


Имеет ли право руководство школы привлекать учителя-­дефектолога к проведению оздоровительных и воспитательных мероприятий в субботу?

Кодексом об образовании предусмотрена шестидневная школьная неделя (п. 4 ст. 158).

Для педагогических работников учреждений образования постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 05.09.2011 № 255 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников» (с последующими изменениями и дополнениями) установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (36 часов в неделю).

Кроме того, для отдельных категорий педагогических работников приложением 2 к этому постановлению установлены нормы часов педагогической нагрузки на ставку.

С учетом того, что педагогическая нагрузка учителя-­дефектолога на ставку составляет 20 часов в неделю, свою занятость в оставшееся время он планирует самостоятельно, опираясь на правила внутреннего трудового распорядка учреждения образования.


Может ли учитель-­дефектолог претендовать на присвоение квалификационной категории «учитель-­методист»?

Нет, не может.

Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрено присвоение специалистам второй, первой и высшей категорий.

В целях повышения статуса педагогического работника в соответствии с подп. 6.5 п. 6 Протокола поручений Президента Республики Беларусь, данных 29.08.2011 по итогам совещания с педагогическим активом Республики Беларусь, учителям предоставлена возможность пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории «учитель-­методист».

Пунктом 4 Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-­преподавательского состава) (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 с последующими изменениями и дополнениями) установлено, что квалификационная категория «учитель-­методист» присваивается учителям, реализующим образовательные программы общего среднего образования, а также образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования и образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Вопрос о возможности присвоения иным категориям педагогических работников квалификационной категории «учитель-­методист» в настоящее время не рассматривается.

2479 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок