Правовое регулирование
Основные документы, которыми необходимо руководствоваться при организации деятельности оздоровительного лагеря в учреждении:
* С последующими изменениями и дополнениями.
Общие положения
В соответствии с ч. 4 п. 5 Положения об организации оздоровления на базе учреждений образования организуются лагеря с дневным пребыванием детей.
Оздоровление детей в лагерях с использованием государственных средств организуется в каникулярные периоды.
Обратите внимание
В лагерь с дневным пребыванием дети могут быть направлены в течение каждого каникулярного периода не более одного раза (ч. 2 п. 11 Положения об организации оздоровления).
Основанием для организации работы оздоровительных лагерей с дневным пребыванием на базе учреждений общего среднего образования является постановление местных органов управления образованием (решение исполнительного комитета и (или) приказы управления (отдела) по образованию.
Документация по организации работы пришкольного лагеря в УО
В учреждении образования оформляются документы об открытии лагеря, которые включают приказ руководителя учреждения образования с приложением списка детей, зачисленных в лагерь, разрешение на открытие лагеря, приказ о создании бракеражной комиссии, акт приемки.
Образец приказа об организации оздоровительного лагеря
Образец приказа о создании бракеражной комиссии на время работы оздоровительного лагеря
Готовность оздоровительных организаций к открытию определяется комиссиями, создаваемыми местными исполнительными и распорядительными органами.
В состав комиссии по приемке оздоровительной организации должен входить главный врач территориального учреждения, осуществляющего госсаннадзор, а также ответственные должностные лица местных исполнительных и распорядительных органов, курирующие вопросы образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, технического надзора состояния зданий и сооружений, государственных органов пожарного надзора.
Акт приемки оформляется в соответствии с требованиями СНиП № 205.
Список детей, зачисленных в лагерь, составляется на основании письменных заявлений родителей (законных представителей учащихся), которые подаются в учреждение образования по месту учебы ребенка (п. 14 Положения об организации оздоровления). На заявлении родителей о зачислении в лагерь проставляется резолюция руководителя учреждения образования о зачислении. Принимаются дети в лагерь с дневным пребыванием на основании приказа руководителя.
Начальник лагеря обеспечивает наличие и ведение следующей документации:
- список работников лагеря с результатами медицинского заключения;
- правила внутреннего распорядка для детей;
- документация по технике безопасности;
- функциональные обязанности работников лагеря;
- график работы воспитателей лагеря;
- режим дня лагеря;
- социальный паспорт лагеря;
- табель учета посещаемости детей;
- планирующая документация.
В соответствии со ст. 291 Кодекса об образовании планирующая документация является важнейшей составляющей научно-методического обеспечения программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.
К планирующей документации относятся:
1. Перспективный план работы (утверждается руководителем учреждения образования и согласовывается с начальником управления (отдела) по образованию).
Примерный перспективный план работы школьного оздоровительного лагеря
2. План воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении (план воспитательной работы смены; план воспитательной работы профильной смены; план воспитательной работы тематической смены) (утверждается руководителем учреждения образования).
План воспитательной работы разрабатывается в учреждении образования на основе программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, и утверждается его руководителем (п. 2 ст. 292 Кодекса об образовании).
3. План воспитательной работы отряда на смену (утверждается заместителем руководителя учреждения образования).
4. План работы отряда на день.
5. Планы работы педагогических и иных работников учреждения на смену (утверждаются руководителем учреждения образования).
Распределение функционала среди работников лагеря
В частности, к функциям начальника лагеря можно отнести:
- планирование работы лагеря;
- организацию выполнения программы и плана работы лагеря, контроль их выполнения;
- направление и контроль деятельности руководителей трудовых объединений и других работников лагеря;
- обеспечение защиты интересов детей во время их пребывания в лагере;
- организация связи с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, находящихся в лагере;
- контроль организации питания в лагере;
- организация обучения работников правилам охраны труда и техники безопасности;
- организация работы приемной комиссии для оформления акта приемки оздоровительного лагеря;
- обеспечение соблюдения всеми работниками лагеря режима рабочего дня, графика питания детей, выполнения правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
- обеспечение охраны жизни и здоровья детей и подростков, которые находятся в лагере и др.
Старший воспитатель выполняет следующее:
- организует воспитательный процесс в соответствии с программой и основными направлениями деятельности;
- анализирует работу педагогических кадров и результаты воспитательной деятельности;
- организует методическую работу с педагогами, содействует повышению их профессионального мастерства;
- взаимодействует с предприятиями, учреждениями образования, культуры, спорта и т. д., родителями, общественными организациями с целью привлечения их к работе с детьми;
- обеспечивает социальную защиту детей;
- содействует созданию и организации деятельности детского самоуправления и временных объединений общественных детских организаций;
- несет ответственность за безопасность жизни и здоровья детей, находящихся в оздоровительном лагере;
- является ответственным за организацию работы по созданию здоровых и безопасных условий воспитательного процесса;
- осуществляет непосредственное руководство и контроль за соблюдением в воспитательном процессе норм и правил охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;
- организует разработку инструкций по охране труда для детей, контролирует своевременность проведения инструктажа детей и его регистрацию и др.
Воспитатель в свою очередь:
- организует жизнедеятельность и воспитательную работу закрепленного коллектива детей в соответствии с целями, программой и режимом оздоровительного лагеря;
- строит воспитательный процесс и взаимоотношения с детьми на основе гуманного, бережного отношения к ребенку и принципах педагогики сотрудничества, развивает и опирается на самоуправление, инициативу и самодеятельные начала у детей;
- изучает особенности и интересы учащихся и на основе анализа помогает им включиться в личностно значимые общественно полезные виды деятельности;
- организует различные виды деятельности;
- выбирает педагогически обусловленные формы и методы работы;
- формирует и развивает у детей соответствующие возрасту навыки культуры поведения, отношений, внешнего вида и быта. Учит и оказывает помощь в соблюдении правил личной гигиены, обслуживании, уходе за одеждой, поддержании порядка в помещениях;
- формирует навыки здорового образа жизни, поведения в различных жизненных ситуациях, ответственность за свое здоровье и сохранение здоровой среды обитания;
- защищает интересы детей;
- обеспечивает безопасное проведение воспитательного процесса;
- проводит инструктаж с детьми по технике безопасности при проведении воспитательных мероприятий (экскурсий, походов, вечеров, конкурсов, спортивных соревнований), по правилам пожарной безопасности, дорожного движения, поведения на улице, воде и т. д. с регистрацией в специальном журнале и др.
Пример распределения функциональных обязанностей между начальником лагеря, старшим воспитателем и воспитателем, переченя их прав и обязанностей