О порядке действий при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних

О порядке действий при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних

Новеллой белорусского законодательства стало принятие Инструкции о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних (далее — Инструкция), которая утверждена постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 7/5/13.

Какие вопросы урегулировал данный документ, рассмотрим ниже.

Нагорная Екатерина

Помощник прокурора г. Минска по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи

3813 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Первое, что обращает на себя внимание, — это введение ключевых понятий.

Так, Инструкцией определены следующие термины и их определения:

  • факторы риска суицидальных действий у несовершеннолетнего — внешние или внутренние условия, обстоятельства, провоцирующие несовершеннолетнего совершить осознанные преднамеренные действия, направленные на добровольное лишение себя жизни;
  • проявление суицидального поведения — осознанное преднамеренное действие, направленное на добровольное лишение себя жизни (суицидальная попытка или самоубийство), а также проявление суицидальной активности, включающей в себя суицидальные намерения, высказывания, угрозы;
  • суицидальные угрозы — намерения и действия, выраженные в устной, письменной или какой-либо иной форме, свидетельствующие о наличии у несовершеннолетнего суицидальной активности и вероятности совершения суицидальных действий.

Отдельно в инструкции отмечены факторы высокого риска суицидальных действий (сведения о совершении попытки суицида; намеренное нанесение самоповреждений; демонстрация суицидальных угроз), которые представляют собой не весь спектр факторов риска суицидальных действий, а лишь наиболее явные из них.

Инструкция в п. 57 определяет сферу выявления факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних педагогическими работниками, работниками организаций здравоохранения и сотрудниками органов внутренних дел.

При этом следует понимать, что к числу педагогических работников относятся лица, которые осуществляют педагогическую деятельность — реализуют содержание образовательных программ, программ воспитания, осуществляют научно-методическое обеспечение образования и (или) осуществляют руководство образовательной деятельностью учреждения образования, его структурных подразделений (см.: ст. 50 Кодекса об образовании). Таким образом, социальные педагоги и педагоги-психологи также являются лицами, на которых возложена обязанность по выявлению факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних.

Справочно: аналогичным образом не подлежит узкому трактованию и понятие «сотрудники органов внутренних дел». В данном случае речь идет не только о сотрудниках инспекций по делам несовершеннолетних, однако исходя из смысла п. 7 Инструкции выявление факторов риска возложено в большей степени на них.

Обратите внимание
Педагогические работники осуществляют выявление факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних при осуществлении социально-педагогической поддержки обучающихся и оказании им психологической помощи (см.: п. 6 Инструкции).

Когда согласие законных представителей на оказание психологической помощи несовершеннолетнему не требуется?

Еще одним ключевым моментом, на котором строится Инструкция, является оказание психологической помощи гражданам с их согласия, а несовершеннолетним в возрасте до 14 лет — также с согласия одного их законных представителей (см.: ч. 1 ст. 18 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «Об оказании психологической помощи» (далее — Закон)).

При этом следует иметь в виду, что ч. 2 ст. 18 Закона установлены исключения.

Так, при оказании психологической помощи несовершеннолетним в возрасте до 14 лет согласия законных представителей не требуется:

  • при установлении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего;
  • в случае признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, в т. ч. нуждающимся в государственной защите;
  • при оказании психологической помощи в виде психологического просвещения и психологической профилактики в учреждениях образования и организациях здравоохранения;
  • в случае принудительного оказания медицинской помощи несовершеннолетним, страдающим психическими и поведенческими расстройствами, в государственных учреждениях здравоохранения;
  • несовершеннолетним, оказавшимся в чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера;
  • несовершеннолетним, находящимся в спе­циальных лечебно-воспитательных учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях;
  • при обращении несовершеннолетнего за ока­занием психологической помощи анонимно.

Действия педагогических работников в случае выявления факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего

Возвращаясь к Инструкции, следует обратить внимание на определенные действия, которые необходимо выполнить субъектам профилактики (субъекты профилактики — педагогические работники учреждений образования, медицинские работники и психологи организаций здравоохранения, сотрудники органов внутренних дел (п. 4 Инструкции) (примеч. ред.)) при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего (и их выполнение возможно лишь при наличии письменного согласия законного представителя несовершеннолетнего, оформленного по форме, утвержденной Инструкцией).

Форма письменного согласия законного представителя несовершеннолетнего.

Так, согласно п. 9 Инструкции субъекты профилактики в течение одного рабочего дня при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего с письменного согласия законного представителя несовершеннолетнего направляют информацию о несовершеннолетнем в учреждение образования по месту обучения несовершеннолетнего, организацию здравоохранения, оказывающую психиатрическую (психотерапевтическую) и психологическую помощь, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего.

Далее педагогические работники в течение одного рабочего дня с момента выявления или поступления информации предлагают несовершеннолетнему, его законному представителю психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования, в случае их согласия — обеспечивают оказание несовершеннолетнему и его законному представителю психологической помощи и социально-педагогической поддержки в учреждении образования (см.: п. 11 Инструкции).

Также Инструкция наделила субъектов профилактики в рамках профилактической работы правом письменно ходатайствовать о приглашении законного представителя несовершеннолетнего на заседание комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительных комитетов, местной администрации района в городе в целях защиты, восстановления и реализации прав и законных интересов несовершеннолетнего.

В том случае, если имеется информация о несовершеннолетнем, демонстрирующем прямые суицидальные угрозы и (или) находящемся в состоянии активных суицидальных действий, субъекты профилактики принимают необходимые меры по предотвращению совершения суицида несовершеннолетним и осуществляют незамедлительное выполнение указанных мероприятий в целях информирования законного представителя о суицидальных действиях несовершеннолетнего и обеспечения оказания ему своевременной психологической и медицинской помощи в порядке, установленном законодательством. 

3813 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Педагогический совет: управление коллективом и коллективное управление (часть 1)

Накануне составления главного документа стратегического планирования — годового плана — перед многими директорами встает проблема выбора тем заседаний педагогического сов...
№ 7 (151) 2024 Степанец Ольга,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 736
2
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок