Декретом Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 1 (далее — Декрет № 1) вносится изменение в абз. 3 подп. 2.5 п. 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее — Декрет № 29), которое вступит в силу с 1 января 2020 г.
Таблица
Сравнительная таблица норм Декрета № 29
Действующая редакция Декрета № 29
| Новая редакция Декрета № 29 (вступит в силу с 1 января 2020 г.)
|
---|
2. Контракт, заключенный с работником, должен предусматривать: <…>
2.5. Дополнительные меры стимулирования труда, в том числе: <…>
|
повышение тарифной ставки (не более чем на 50 процентов, если больший размер не предусмотрен законодательством);
| повышение тарифной ставки (тарифного оклада) не более чем на 50 процентов, если больший размер не предусмотрен законодательством, а для работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, — надбавку в размере не более 50 процентов оклада;
|
Иными словами, для бюджетных организаций вместо повышения тарифной ставки (тарифного оклада) вводится надбавка к окладу.
Нововведение является следствием новой системы оплаты труда работников бюджетных организаций, которая заложена в Указе Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» (далее — Указ № 27), и имеет задачу не допустить коллизию правовых актов.
Одним из важных, по мнению автора, нововведений Указа № 27 является определение оклада, а по сути — тарифной ставки (должностного оклада). Действующее законодательство, а точнее акты законодательства, не содержат такого определения, что создает трудности на практике, в т. ч. при указании условий оплаты труда в трудовом договоре.
Так, согласно п. 11 Указа № 27 оклад — это размер оплаты труда работника за выполнение трудовой функции определенной сложности и квалификации за календарный месяц без учета стимулирующих и компенсирующих выплат, исчисляемый путем умножения базовой ставки на коэффициент тарифного разряда (кратный размер базовой ставки), установленный по должности (профессии).
Кроме введения в оборот такого понятия, как «оклад», законодатель фактически отказывается в отношении бюджетных организаций от таких понятий, как «тарифная ставка (тарифный оклад)». Напомним, что в соответствии с еще действующей редакцией ч. 1 ст. 61 ТК оплата труда работников производится на основе часовых и (или) месячных тарифных ставок (окладов), определяемых в коллективном договоре, соглашении или нанимателем, а в бюджетных организациях и иных организациях, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, — Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
С введением в действие Указа № 27 требуется корректировка отдельных норм Трудового кодекса. Например, в части описания республиканских тарифов оплаты труда, которые согласно ст. 60 ТК бывают в виде часовых и (или) месячных тарифных ставок (окладов), определяющих уровни оплаты труда для конкретных профессионально-квалификационных групп работников, определяемые по тарифным коэффициентам Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь и устанавливаемой Правительством Республики Беларусь тарифной ставке первого разряда с участием профсоюзов.
Справочно: при прочтении Указа № 27 у автора сложилось мнение, что законодатель решил использовать единый термин «оклад» как в отношении служащих, так и в отношении рабочих, что меняет сложившуюся практику применения в отношении служащих оклада, а рабочих — ставки.
Возвращаясь к теме оклада, заметим, что предложенное определение в полном объеме актуально только для бюджетных организаций (особенно в части определения порядка исчисления размера оклада), а также учитывает только месячный порядок расчета оклада (т. е. без учета часового способа), но исходя из него можно привести определение тарифного оклада (тарифной ставки) — это размер оплаты труда работника за выполнение трудовой функции определенной сложности и квалификации за календарный месяц без учета стимулирующих и компенсирующих выплат.
Справочно: для коммерческих организаций данное определение актуально, в частности, потому, что, полагаем, будет уже некорректно указывать в контракте, что такая мера стимулирования, как повышение тарифной ставки (тарифного оклада) за работу на условиях контракта, образует должностной оклад.
Для бюджетных организаций с 1 января 2020 г. возможно такое описание оклада и надбавки за контракт:
10. Работнику устанавливаются следующие условия оплаты труда:
10.1. Оклад в размере 500 рублей на день подписания контракта.
В дальнейшем оклад изменяется в соответствии с законодательством о труде, коллективным договором, соглашением или по соглашению сторон.
10.2. Надбавка за работу по контрактной форме найма согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» в размере 10 % оклада.
Стоит ли сейчас указывать «двойные» положения во вновь заключаемых контрактах?
Указ № 27, Декрет № 1 опубликованы, и наниматели уже сейчас могут включать во вновь заключаемые (продлеваемые) контракты указание, что до 31.12.2019 работникам полагается такая мера стимулирования, как повышение тарифной ставки, а с 01.01.2020 — соответствующая надбавка.
С одной стороны, это удобно, т. к. в случае отсутствия работника на работе (например, находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет) не потребуется прилагать дополнительных усилий по приведению условий контракта в соответствие с законодательством, уменьшится риск забыть и не актуализировать содержание контракта и т. п.
Кроме того, уже сейчас известен размер базового оклада и новая тарифная сетка, которые определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2019 г. № 138 «Об оплате труда работников бюджетных организаций». Согласно данному постановлению базовый оклад с января 2020 г. должен быть установлен в размере 180 рублей.
Но с другой стороны, пока нет четких разъяснений по применению новой тарифной сетки, полагаем, имеет смысл не торопиться с заключением дополнительных соглашений или включением «переходных» положений во вновь заключаемые контракты.
Резюмируя, можно сделать вывод, что вносить изменения в контракт до конца года придется в любом случае, и в этот период можно учесть все изменения и дополнения в части оплаты. Иными словами, если ввести двойные положения в части повышения / надбавки, это не освободит нанимателя в дальнейшем от оформления дополнительных соглашений.
В любом случае такое двойное оформление не запрещено действующим законодательством, и в каждом конкретном случае нанимателю следует решать самому, надо ему это или нет.
Ниже приведем пример такого двойного указания:
10. Работнику устанавливаются следующие условия оплаты труда:
10.1. Тарифная ставка в размере 500 рублей на день подписания контракта, а с 01.01.2020 базовый оклад в размере 180 рублей.
В дальнейшем тарифная ставка (с 01.01.2020 — базовый оклад) изменяется в соответствии с законодательством о труде, коллективным договором, соглашением или по соглашению сторон.
10.2. До 31.12.2019 повышения тарифной ставки:
– на 10 % за работу по контрактной форме найма согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины».
10.3. С 01.01.2020 надбавка за работу по контрактной форме найма согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» в размере 10 % оклада.
Новые формы чек-листов
Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11 января 2019 г. № 3 утверждены новые формы контрольных списков вопросов (чек-листов), которые размещены на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (см. здесь).
Справочно: указанный приказ пришел на смену приказа Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 декабря 2017 г. № 194 «Об установлении форм контрольных списков вопросов (чек-листов)» (утратил силу с 11 января 2019 г.).
Напомним, что Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» (далее — Указ № 376) введено использование чек-листов всеми государственными органами (организациями), осуществляющими надзор в форме проверок, за исключением органов прокуратуры.
Согласно п. 2 Положения о порядке организации и проведения проверок (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями) контрольный список вопросов (чек-лист) — исчерпывающий перечень требований, которые могут быть предъявлены проверяемому субъекту в соответствии с законодательством, подлежащих проверке соответствующим контролирующим (надзорным) органом. Перечень контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяется) такой список вопросов (чек-лист), утверждается Советом Министров Республики Беларусь, формы контрольного списка вопросов (чек-листа) утверждаются республиканскими органами государственного управления, государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, и размещаются на официальных сайтах контролирующих (надзорных) органов в глобальной компьютерной сети Интернет.
Для организаций чек-листы — это отличная шпаргалка. По ним можно проверять, все ли верно выполняется в вашем учреждении с точки зрения норм текущего законодательства, а также быть лучше подготовленными в случае посещения вашего учреждения проверяющей организацией.