Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.08.2022 № 227 утверждены Правила расследования и учета несчастных случаев, произошедших с обучающимися при освоении содержания образовательных программ, с воспитанниками при реализации программ воспитания (далее — Правила). Постановление вступило в силу с 29 сентября 2022 г.
Одновременно признаны утратившими силу постановления Министерства образования Республики Беларусь:
- от 07.08.2003 № 58 «Об утверждении Инструкции о расследовании и учете несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками»;
- от 26.03.2008 № 26 «Об утверждении Правил безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам (дисциплинам) «химия» и «физика» в учреждениях образования Республики Беларусь».
Круг лиц, подпадающих под действие Правил, включает обучающихся и (или) воспитанников при освоении содержания образовательных программ, реализации программ воспитания в учреждениях образования.
Справочно: согласно ст. 29 Кодекса об образовании к обучающимся относятся в т. ч. учащиеся.
В Правилах дается более развернутое определение термина «несчастный случай»: это событие, в результате которого обучающийся (воспитанник) получил повреждение здоровья, в т. ч. в результате действий другого лица, острое отравление, тепловой удар, ожог, обморожение, утопление, поражение электрическим током, молнией, излучением, укусы и другие повреждения здоровья, нанесенные животными и насекомыми, а также полученные в результате контакта с растениями; повреждения здоровья вследствие взрывов, аварий (в т. ч. в дорожно-транспортных происшествиях), разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов либо повлекшие смерть обучающегося (воспитанника).
Правилами также определен термин «учебные занятия (мероприятия)»: это учебные занятия, занятия по учебным предметам, учебным дисциплинам, образовательным областям, темам, мероприятия по реализации учреждениями образования, организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность, планов воспитательной работы.
Пунктом 4 Правил установлены обстоятельства несчастного случая (время, место, действия, мероприятия), при наличии которых проводится расследование.
Обратите внимание
Требования к учреждению образования, в котором произошел несчастный случай, дополнены обязанностью обеспечить до начала расследования несчастного случая сохранение обстановки на месте происшествия, а если это невозможно — фиксирование обстановки путем составления схемы, протокола, фотографирования или иным способом.
Изменился круг лиц, проводящих расследование несчастного случая. Теперь наряду с уполномоченным представителем руководителя учреждения образования, участвующими в расследовании уполномоченным представителем профсоюза, специалистом по охране труда (лицом, на которое возложены обязанности специалиста по охране труда) учреждения образования при необходимости по решению руководителя учреждения образования к расследованию привлекаются иные лица.
Порядок и сроки проведения расследования несчастного случая, а также перечень составляемых документов по его расследованию не изменились.
Согласно Правилам групповые несчастные случаи, произошедшие одновременно с двумя и более обучающимися (воспитанниками), несчастные случаи со смертельным исходом подлежат специальному расследованию.
Это важно
О подлежащих специальному расследованию несчастных случаях, произошедших одновременно с двумя и более обучающимися (воспитанниками), несчастных случаях со смертельным исходом руководитель учреждения образования немедленно информирует:
• районный (межрайонный), городской, районный в городе отдел Следственного комитета;
• орган внутренних дел по месту, где произошел несчастный случай;
• вышестоящую организацию (по подчиненности);
• профсоюз учреждения образования.
Специальное расследования таких несчастных случаев, как и прежде, осуществляется уполномоченным представителем вышестоящей организации (по подчиненности) с участием уполномоченного представителя учреждения образования, специалиста по охране труда (лица, на которое возложены обязанности специалиста по охране труда) и представителя профсоюза учреждения образования, где произошел несчастный случай.
Порядок и сроки специального расследования несчастного случая не изменились.
Остались прежними и перечень документов, составляемых по результатам специального расследования, перечень организаций и должностных лиц, которым направляются материалы специального расследования, а также обязанности руководителя учреждения образования, в котором произошел несчастный случай.
В связи с изменением состава государственных органов Правилами предусмотрено направление материалов специального расследования несчастного случая в подразделения Следственного комитета, а не в прокуратуру.
В Правилах уже нет нормы об установлении более длительных сроков расследования по решению министра образования.
Правила не содержат порядка рассмотрения возникших разногласий по вопросам, связанным с произошедшими несчастными случаями, и не определяют действий вышестоящих организаций (по подчиненности) и других органов при выявлении нарушений в оформлении, несогласии с содержанием акта формы Н‑2, сокрытии несчастного случая от расследования и учета.
Часть изменений обусловлена изменением законодательства (проставление печатей, добавление к слову «отчество» слов «(если таковое имеется)», ссылки на пункты Правил).
Правилами, в отличие от Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30), не предусмотрено выделение в отдельную категорию несчастных случаев, приведших к тяжелым травмам.
Обратите внимание
Изменения коснулись документов, составляемых по результатам расследования несчастных случаев:
• теперь в учреждениях образования будет вестись один журнал регистрации травм (микротравм) вместо ранее предусмотренных журнала регистрации несчастных случаев и журнала регистрации микротравм;
• составление протокола осмотра места происшествия теперь необходимо при всех несчастных случаях (в прежних Правилах это требовалось только в случаях с тяжелым и смертельным исходами).
Однако в п. 4 Правил указаны несчастные случаи, которые относятся к повлекшим за собой стойкую утрату здоровья в соответствии с медицинским заключением.
Правила не предусматривают участие в расследовании несчастных случаев пострадавших и их законных представителей или лиц, представляющих их интересы.
В расследовании несчастных случаев должен участвовать специалист по охране труда (лицо, на которое возложены обязанности специалиста по охране труда) учреждения образования. В связи с этим нужно отметить следующее.
Согласно ст. 20 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее — Закон № 356-З) должность специалиста по охране труда в организациях сферы услуг вводится при численности работников свыше 200 человек. При меньшей численности работников наниматель может вводить должность специалиста по охране труда или возлагать соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо, имеющее необходимую подготовку. Квалификационные требования к инженеру по охране труда (уст. постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159) предусматривают, что у него должно быть высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним специальным (техническим) образованием, не менее 5 лет.
В случае невозможности исполнения обязанностей специалиста по охране труда работниками организации наниматель может привлекать юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда в соответствии со ст. 23 Закона № 356-З.
Большинство учреждений образования не имеют указанной численности работников и работников, соответствующих указанным квалификационным требованиям. Поэтому они должны прибегать к услугам соответствующих аккредитованных юридических лиц (индивидуальных предпринимателей). Однако возможность их участия в расследовании несчастных случаев Правилами не предусмотрена.
Как указывалось в начале статьи, Правила распространяются лишь на обучающихся и (или) воспитанников при освоении содержания образовательных программ, реализации программ воспитания в учреждениях образования и не распространяются на другие категории лиц, относящихся к обучающимся. Порядок расследования несчастных случаев с этими категориями обучающихся Министерством образования пока не определен.
Обучающиеся и воспитанники не подлежат обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Поэтому требования о возмещении ущерба, причиненного в результате несчастного случая, подлежат рассмотрению по нормам не трудового, а гражданского законодательства.
Акт о несчастном случае с обучающимся или воспитанником
Журнал регистрации травм (микротравм)
Заключение уполномоченного представителя вышестоящей организации
Протокол осмотра места происшествия несчастного случая