В текущем году осуществлялась подготовка проекта Закона «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений», и, как результат, 20 сентября 2022 г. проект принят Палатой представителей в первом чтении.
Целью подготовки проекта Закона является корректировка ТК с учетом практики его применения, анализа эффективности последних изменений, выявленных пробелов и коллизий.
1. В условиях повышения конкурентоспособности экономики возрастает потребность нанимателей в современных и актуальных компетенциях работников. В связи с этим требуется дальнейшее развитие института профессиональных стандартов, созданного в 2019 г.
В качестве шагов в данном направлении можно отметить предлагаемые проектом Закона уточнения определений терминов «должность служащего» и «профессия рабочего», введение понятия «профессиональный стандарт», а также общей стратегии по формированию Национальной системы квалификаций.
Профессиональный стандарт является современным инструментом взаимосвязи между рынком труда и образованием, позволяющим детально описывать знания и умения работников, выстраивать их по уровням квалификации, формировать требования к компетенциям.
На сегодняшний день функционируют 17 секторальных советов квалификаций, в полномочия которых входит обеспечение разработки профессиональных стандартов, утверждено 36 профессиональных стандартов, включающих в себя более 100 профессий рабочих и должностей служащих.
С целью закрепления этого института на уровне ТК ст. 1 дополняется термином «профессиональный стандарт», а в ст. 19 и 61 регламентируется сфера применения профессиональных стандартов как самостоятельных элементов системы квалификаций.
2. Корректируются права работников в части предоставления им отпусков в связи с обучением. Соответствующие изменения вносятся в гл. 15 ТК.
В частности, предлагается установить обязанность нанимателя предоставлять отпуск в связи с получением образования без сохранения заработной платы:
- работникам, впервые получающим среднее специальное и высшее образование;
- работникам, получающим профессионально-техническое образование, без привязки к критерию «впервые».
Напомню, что в настоящее время наниматель вправе отказать работнику, который обучается в учреждении образования, в предоставлении даже неоплачиваемого отпуска, если наниматель в этом не заинтересован.
Обучение работника по направлению нанимателя, как и ранее, будет осуществляться с сохранением заработка за время обучения.
Устанавливается обязанность нанимателя предоставлять работнику отпуск без сохранения заработной платы на время поступления его в учреждение образования для получения научно-ориентированного образования.
Продолжительность такого отпуска будет составлять до 12 календарных дней.
Директору на заметку
В соответствии с новой ст. 187 ТК работники, которые осуществляют подготовку диссертации, получат право на однократный отпуск с сохранением среднего заработка продолжительностью не более 30 календарных дней. Цель данного отпуска — завершение работы над диссертацией на соискание ученой степени доктора наук. Данное право на отпуск будет корреспондировать обязанности нанимателя его предоставить.
3. Законопроектом предлагаются изменения, связанные с урегулированием дистанционной формы работы и закреплением возможности ее выполнения на временной основе в течение определенного срока, а также периодически — с чередованием периодов выполнения работы дистанционно и на рабочем месте в организации (т. е. как на рабочем месте, так и дистанционно, в т. ч. дома, например: 4 дня — в офисе, 1 день — дистанционно).
Следует отметить, что данные условия могут быть предусмотрены как при приеме на работу, так и впоследствии. Условие о выполнении работником дистанционной работы в течение определенного срока оформляется приказом нанимателя, а с чередованием периодов выполнения работником работы дистанционно и на рабочем месте в организации — включается в трудовой договор.
Данные изменения позволят легализовать практику применения данной формы работы, урегулировав порядок оформления, права и обязанности сторон.
Сюда же правомерно будет отнести предоставление нанимателю права в связи с производственной необходимостью (временная нетрудоспособность, выполнение государственных обязанностей, военные сборы, арест и др.) изменять в целях оперативного управления планированием рабочего времени утвержденный график работы, предупредив об этом работника не позднее чем за день до начала работы (по аналогии со сменным режимом работы). В связи с этим планируется внести изменения в ст. 32 и 123 ТК.
Обратите внимание
В ТК появится новая ст. 291, направленная на развитие электронной формы взаимодействия нанимателя и работника.
Данные изменения позволят в отдельных случаях отказаться от бумажного документооборота, к примеру, при ознакомлении работников с локальными правовыми актами, изменениями в трудовых обязанностях работника, приказами о временном переводе, предоставлении трудового отпуска, увольнении и в других случаях, определенных ТК.
Наниматели смогут осуществлять такие правовые действия не только в письменной форме, как это сейчас предусмотрено ТК, но и в электронном виде. Одновременно в ст. 291 ТК будет закреплено, что электронное взаимодействие возможно при условии, что используемые программно-технические средства позволяют однозначно идентифицировать работника, который совершил определенные действия в электронном виде.
4. Регламентируется предоставление перерыва для отдыха и питания в случае, когда установленная для работника продолжительность ежедневной работы не превышает 4 ч (ст. 134 ТК).
Данное дополнение позволит таким работникам сократить общую продолжительность времени пребывания на работе и более рационально использовать личное время, а также обеспечит возможность принятия пищи в домашних условиях.
Кроме того, введение данной нормы позволит более эффективно и рационально использовать рабочее время работников, работающих в режиме неполного рабочего дня, а именно улучшит положение работника, когда перерыв для отдыха и питания ему не требуется. Например, когда работник работает 1 ч в день либо когда установленный отдельным работникам перерыв для отдыха и питания совпадает с периодами, которые являются рабочими для других работников, что не позволяет организовать синхронную работу, а также установить контроль трудовой дисциплины.
5. Расширяется закрытый перечень видов работ, выполнение которых допускается в государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Главой государства нерабочими.
В указанные дни зачастую как на республиканском, так и на местном уровне проводятся торжественные мероприятия, приуроченные к соответствующей праздничной дате. В числе участников мероприятий — работники культуры, физической культуры и спорта, СМИ, иные работники, обеспечивающие техническую организацию и поддержку мероприятий, а также творческие коллективы.
С целью соблюдения трудовых прав работников предлагается предоставить нанимателям возможность привлекать работников к работе в государственные праздники и праздничные дни при проведении официальных торжественных мероприятий и мероприятий общественного характера.
В связи с этим потребуется корректировка ст. 147 ТК.
6. Устанавливается общий подход к периодичности выплаты заработной платы работнику независимо от вида заключенного с ним трудового договора: выплата заработной платы должна будет производиться не реже двух раз в месяц, в т. ч. работникам, с которыми заключены контракты (предлагается внести изменения в ст. 73 с одновременной корректировкой ст. 2612 ТК).
7. Проект Закона дополняет ТК новой статьей, устанавливающей гарантии для работников при прохождении диспансеризации.
Предлагается, чтобы работники для прохождения диспансеризации освобождались от работы на один день раз в три года с сохранением среднего заработка по месту работы, а работники, достигшие возраста 40 лет, — на один день ежегодно.
Работники, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, а также работники в течение пяти лет до достижения такого возраста при прохождении диспансеризации будут освобождаться от работы на два дня один раз в год с сохранением среднего заработка по месту работы.
Работники будут освобождаться от работы для прохождения диспансеризации в согласованный с нанимателем день на основании их письменного заявления с обязательным представлением документов, подтверждающих прохождение диспансеризации.
8. Предусмотренную ст. 69 ТК гарантию по обязательномупредоставлению другого неоплачиваемого дня отдыха за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни предлагается дополнить нормой о предоставлении указанного дня в течение календарного года
9. Расширяются социально-трудовые гарантии родителям, воспитывающим детей.
Статья 265 ТК дополняется нормой, устанавливающей альтернативу предоставлению дополнительного свободного от работы дня в неделю — сокращение рабочего дня на один час, по желанию работника. Таким образом, родители, воспитывающие ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или троих и более детей в возрасте до 16 лет, смогут сократить продолжительность ежедневной работы на 1 ч вместо освобождения от работы на один день в неделю.
Это важно
О таких условиях работники будут договариваться непосредственно с нанимателем, чтобы предоставленное работникам, имеющим семейные обязанности, право не препятствовало деятельности организации.
10. С целью обеспечения правового регулирования возмещения нанимателю затрат, произведенных на организацию питания работников, предлагается ст. 107 ТК дополнить нормой, предоставляющей право нанимателю осуществлять удержание сумм из заработной платы работников, затраченных на питание, организованное нанимателем.
11. Корректировка ст. 364 ТК обусловлена необходимостью дальнейшего активного расширения участия нанимателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии в страховых организациях.
По мнению разработчиков, закрепление в ТК рекомендательной нормы о целесообразности включения позиций о добровольном пенсионном страховании в коллективный договор будет способствовать восприятию этой практики большинством нанимателей и со временем сделает дополнительные накопительные пенсии от предприятия стандартной частью социального пакета. Кроме того, это позволит акцентировать внимание работников на целесообразности участия (в т. ч. самостоятельного) в этом страховании с целью формирования дополнительного источника средств на посттрудовой период.
Обратите внимание
Рассмотрение проектов законов, внесенных в Палату представителей, осуществляется в двух чтениях.
При рассмотрении проектов во втором чтении обсуждаются в т.ч. поправки к ним.
Проекты законов, окончательно подготовленные к рассмотрению Палатой представителей в первом и во втором чтении, направляются Президенту Республики Беларусь (ст. 51–55 Закона Республики Беларусь от 08.07.2008 № 370-З «О Национальном собрании Республики Беларусь»).
О принятых изменениях в сфере трудовых отношений мы обязательно расскажем на страницах нашего журнала.