Родился в семье учителей: папа работал директором школы, завучем; учитель химии и биологии, мама — директором, завучем; учитель русского языка и литературы.После окончания 8 классов поступил в Барановичское педагогическое училище, которое окончил в 1991 г. Затем служил в рядах Вооруженных Сил Республики Беларусь.В 1994–1999 гг. учился в Брестском государственном университете им. А.С. Пушкина. Работал учителем начальных классов в школах Ивацевичского района. С 1994 г. по 2007 г. работал учителем белорусского языка и литературы Яглевичской средней школы. С 2007 г. возглавил Яглевичскую среднюю школу. В 2008 г. получил второе высшее образование по специальности «Менеджер системы образования», окончив Академию последипломного образования г. Минска.
В 2012 г. назначен директором средней школы № 3 г. Ивацевичи.
В свободное время любит работать на земле, выращивать помидоры, огурцы, голубику; любит пчел — пчеловод в третьем поколении.
Женат. Две дочери — студентки экономического и лингвистического университетов.
За время работы награжден грамотами: Брестского областного исполнительного комитета, Ивацевичского районного исполнительного комитета, отдела образования Ивацевичского РИК, Ивацевичской районной организации Белорусского профсоюза работников образования и науки, Брестского областного комитета белорусского профсоюза работников образования и науки.
Редакция: Добрый день, Олег Алексеевич! Расскажите, как давно вы возглавляете учреждение, что было самым сложным за весь период работы в должности директора? Может быть, вспомните какую-то конкретную ситуацию.
Олег Алексеевич: В должности директора 11 лет. Самое сложное — доказать родителю правоту учителя. Здесь примеров много: не устраивает учитель, мало или много задает домашних заданий, необъективно (как кажется родителю) выставлена отметка. Учитель придирается, необоснованно ставит низкую отметку. В итоге законный представитель обучающегося идет к учителю, как на «войну». В таком случае мы проводим анализ ситуации, и выясняется, что учащийся не выучил урок, а дома сказал неправду, «чтобы не ругали». Законный представитель в шоке, извиняется перед учителем.
Ред.: Какое свое управленческое достижение считаете самым главным/важным?
О.А.: Командную работу. Как говорится, когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. А еще умение доверять. «Кірваць то ты кіруй, ды не вельмі тузай».
Ред.: Перечислите, пожалуйста, какими способами привлекаете внебюджетные средства.
О.А.: Платные образовательные услуги (22 направления), помощь попечительского совета, сбор вторсырья.
Ред.: Какой вы руководитель: больше критикующий или хвалящий?
О.А.: Хвалящий.
Двери школы впервые открылись 1 сентября 1982 г. В начале учебного 2018–2019 года за парты сядут 930 учащихся.
В 2000 г. в школе открылись военно-патриотические и экономические классы. Школа сотрудничает с Военной Академией Республики Беларусь и Брестским государственным университетом им. А.С. Пушкина.
В 2003 г. открылись классы с музыкальным (хоровым) и архитектурно-художественным направлениями, а также заработал инновационный проект «Исследуя гуманитарное право».
В 2004 г. вышел первый номер школьной газеты «Переменка» (первоначальное название — «Бумеранг»).
В 2005–2007 учебных годах педагоги школы участвовали в инновационной деятельности по внедрению мультипрофильной модели обучения в учебно-воспитательный процесс.
Созданы два музея (литературно-этнографический и музей истории образования района и истории школы).
В 2012–2013 гг. начало работу православное направление, и в первых классах был открыт факультатив «Основы православной культуры». В январе впервые в школе был проведен праздник «Рождественские встречи».
В 2013 г. начало работу правовое направление, и был открыт первый правовой класс.
В 2013–2014 гг. школа стала инициатором нового проекта — бизнес-компании «Вернисаж».
В 2014 г. начало свою работу школьное лесничество.
С сентября 2015 г. заработала школьная телекомпания «СТОП-КАДР».
С 2016 г. школа — участница инновационного проекта «Внедрение модели формирования и развития исследовательской компетентности учащихся на основе духовно-нравственного и культурного наследия».
С октября 2016 г. начало работу школьное радио «Волна», а с сентября 2017 г. его можно слушать и в интернете.
Более 15 лет (с 2001 г.) в школе успешно работает волонтерский отряд «Поиск». Его силами по результатам исследований установлен памятник на месте массового расстрела в урочище Яловасто, недалеко от г. Коссово. Поставлен памятник на месте расстрела Коссовского гетто в урочище Морочевщина, где захоронено около 3000 евреев. Недалеко от кладбища в д. Гичицы установлен памятный камень на месте захоронения трех еврейских семей.
На протяжении 11 лет самым популярным является выездной летний девятидневный лагерь «Поиск», работающий на территории Ивацевичского района. Учителя и ученики приводят в порядок могилы участников и ветеранов Великой Отечественной войны, старые еврейские кладбища, воинские захоронения Первой и Второй мировых войн. Участвуя в 2012 г. в ХII Международной научной конференции «Холокост: память и предупреждение» в г. Москве, наш волонтер Кирилл Денисик оказался в десятке лучших по итогам конференции (было заявлено более 1,5 тысячи участников). А из г. Киева наши ребята Максим Бахур и Кирилл Денисик привезли Диплом III степени за участие в международном конкурсе, проводимом Евразийским еврейским конгрессом и Украинским фондом «Холокост».
В настоящее время реализуется инновационный проект «Внедрение модели формирования и развития исследовательской компетенции учащихся на основе духовно-нравственного и культурного наследия».
Ред.: У вас в школе есть школьное лесничество. Расскажите, давно ли оно существует, как ведется работа в нем, есть ли плюсы?
О.А.: Школьное лесничество «Зеленый квартал» работает с 2014 г. Для системной работы организован клуб, которым по специально созданной программе руководит учитель биологии. Система работы усложняется отдаленностью от леса, но в программе есть теоретические и практические занятия. Ребята с большим интересом посещают занятия клуба, которые проходят как в кабинете биологии, так и на природе, на определенном участке леса, разделенном на кварталы, где они проводят наблюдения за лесными обитателями, изучают редкие виды растений, участвуют в создании экологической тропы. Для большего профориентационного эффекта ежегодно принимаем учащихся 8-х классов в юные лесоводы. Благодаря помощи Ивацевичского лесхоза, у наших лесоводов есть красивая форма. Хорошим итогом работы школьного лесничества можно считать то, что каждый год наши выпускники выбирают профессии, связанные с работой в лесной промышленности. Юные лесоводы проводят большую исследовательскую работу. Ежегодно они становятся победителями областных и республиканских конкурсов. Всеми ребятами мы очень гордимся!
Ред.:Несколько лет назад в школе открылись классы правовой направленности. Кому пришла такая идея, как ее осуществляли?
О.А.: Пять лет назад в нашей школе открылись классы правовой направленности. В свое время нам поступило предложение от заместителя начальника Ивацевичского РОВД, и мы совместно с педагогами решили открыть это направление, подписав трехсторонний договор в отделе образования, отделе внутренних дел и академии МВД. Обучение в классах правовой направленности — это и профилактика противоправного поведения, и привитие законопослушания, и углубление правовой культуры, и профориентация. Во время учебы дети знакомятся с работой милиции, суда района.
Блиц-опрос
Цитата, с которой идете по жизни/жизненный девиз: «Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперед, только все вместе».
Футбол или хоккей? Хоккей.
Хобби, увлечения: Пчеловодство.
Идеальный отдых для вас? Активный.
Вы жаворонок или сова? Жаворонок.
Мечта или планы на ближайший год: Продолжать развитие и систематизацию тех направлений, которые у нас есть, модернизация и ремонт кабинетов, обновление стендов; завершить инновационный проект.
Дарить подарки или получать? Дарить.
Любимый день недели: Пятница.
Собака или кошка? Собака.
Ред.:Расскажите, пожалуйста, о школьном телевидении и радио. В какой студии снимаются новости, как часто они появляются в сети?
О.А.: Проект школьного телевидения и радио появился недавно. Изначально планировали выход теленовостей один раз в четверть, а выход радионовостей — один раз в месяц. На стадии становления так и было. Проработав в таком режиме год, решено было перейти на ежемесячный выпуск новостей «СТОП-КАДРА» и еженедельный школьного радио «Волна» с размещением в Интернете. Телестудией является кабинет информатики. Для радиостудии отвели отдельное помещение. Благодаря учителю Николайчик Инне Ивановне радио совершенствуется и развивается. И у телевидения, и у радио есть каналы на YouTube.
Ред.:Чем школа живет сегодня? Какие мероприятия стали уже доброй традицией, а какие появились недавно?
О.А.: На протяжении 10 лет команда наших учеников занимает 1-е место в конкурсе «Юных пожарных».
Стало хорошей традицией отмечать отличную учебу и активное участие в жизни класса и школы на конкурсе «Ученик года». У нас разработано положение о проведении этого конкурса, на августовском педсовете напоминаем о нем классным руководителям и начинаем подготовку. Серьезность подготовки класса, родителей, классного руководителя видна уже при презентации самого ученика на школьной сцене. Обязательно вручаем лучшим ученикам (из 3–4, 5–6, 7–8, 9–11 классов) памятные призы и грамоты на торжественной линейке, посвященной окончанию учебного года.
Еще одна хорошая традиция — проведение «Олимпийского дня», где в четырех спортивных дисциплинах (беге на 60 м, прыжках в длину с разбега, метании мяча и беге на 500 м (девочки) и 800 м (мальчики)) наши школьники соревнуются за звание лучшего спортсмена школы. По результатам соревнований на общешкольной линейке вручаем лучшим спортсменам не только грамоты, но и медали за 1, 2 и 3 места.
На ежегодной военизированной игре «Зарница» команда нашей школы «9 рота» традиционно занимает призовые места и достойно представляет район на областных соревнованиях.
На протяжении 5 лет проводим «Рождественские встречи». Открыть сердце доброте, научить сопереживать, любить на лучших христианских примерах — это то, к чему мы стремимся в рамках данного мероприятия.
А как проходит новогодняя лотерея с цепочкой добра, которую третий год подряд «запускает» учитель информатики!.. Участие принимают и настоящие ученики, и выпускники разных лет.
Еще одна хорошая традиция: классу, занявшему 1 или 2 место в школьном соревновании по сбору вторсырья, в районных, областных, республиканских конкурсах, вручают приз — пирог весом 1,5–2 кг.
А вообще, благодаря слаженной, творческой работе команды школы (руководства, педколлектива, техперсонала), я горжусь нашими результатами. Любое начинание обречено на провал, если нет понимающего коллектива. Любое, даже самое перспективное дело невозможно без умных, работоспособных людей. Признаюсь: я их всех люблю. Тяжело? Не поверите — интересно.
Ред.: Какая ваша профессиональная мечта?
О.А.: Чтобы поднялся престиж учительской профессии.
Ред.: Скоро вновь наступит 1 сентября. Что бы вы пожелали коллегам в новом учебном году?
О.А.: Хочу пожелать здоровья и терпения, удачи, не останавливаться перед трудностями и не опускать руки перед невзгодами. Пусть теплотой наполняется сердце от проведенных в школе часов! Желаю любви, энергии для воспитания детей, мудрости для общения с работниками, и пусть каждый новый день несет вам только радостные события.
Ред.: Спасибо за живой разговор! Пусть новый учебный год зайдет к вам с радостью, новыми достижениями и множеством положительных эмоций для всех учеников и работников учреждения!
Беседовала Елена АЛЕКСАНЕ
по теме