«Если есть задача, и она выполнима, значит, мы ее выполним»
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

«Если есть задача, и она выполнима, значит, мы ее выполним»

Интервью с Ковалевской Мариной Владимировной, директором УО «Пинский государственный медицинский колледж»

229 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

ИСТОРИЯ КОЛЛЕДЖА

Марина Владимировна, ваш колледж имеет богатую историю. Не могли бы вы рассказать, как все начиналось? Что подтолкнуло к созданию медколледжа и с какими трудностями столкнулись первые преподаватели и студенты?

В феврале 1940 г. в Пинске открыли фельдшерско-­акушерскую школу, в первой группе которой азы медицины постигали 30 человек. Учащимся выделили пару классов в одной из школ города. Руководил курсами рентгенолог Владимир КРОТКОВ.

Но учебу прервала Великая Отечественная вой­на. Установлены имена 22 призванных Пинским горвоенкоматом в июне‒июле 1941 г. женщин — военных медиков, которые в годы вой­ны были награждены боевыми орденами и медалями. Им посвящен мемориальный стенд в музейной комнате колледжа. Волонтерский отряд медколледжа «Сестры милосердия» носит имя погибшей единственной женщины — освободительницы города Пинска санинструктора Полины ПРЯХИНОЙ.

Занятия возобновились в августе 1944 г. В 1954 г. фельдшерско-­акушерская школа была реорганизована в медучилище. Вехи созидания отмерены многими событиями: менялись статус учебного заведения, материальная база, учебные планы, дисциплины, программы… Начиная с 1972 г. вот уже на протяжении без малого 50 лет колледжем руководят его выпускники, и каждый вносит значимую лепту в его развитие.


ОТ ТЕОРИИ ДО АВТОМАТИЗМА

Для медицинского работника очень важна тесная связь теории и практики. Наличием какого оборудования для отработки практических навыков вы можете похвалиться?

У нас есть 16 учебных комнат на базах практического здравоохранения города. Таким образом образовательный процесс неразрывно связан с практикой. В учебном корпусе учащиеся получают теоретические основы, переходят на базу и там, непосредственно у постели пациента, отрабатывают те навыки, которые до автоматизма выучили в лабораториях колледжа.


МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА

Каким образом финансируется содержание и поддержка 16 учебных комнат на базах практического здравоохранения?

Финансирование идет из областного бюджета (управление здравоохранения Брестского облисполкома). В колледже функционирует лаборатория по отработке навыков с помощью симуляционного оборудования. Все это оборудование поступило к нам в рамках реализации проекта «Модернизация системы здравоохранения Республики Беларусь». Симуляторы — муляжи младенцев, детей, взрослых и отдельных частей тела с уникальными возможностями — функционируют как учебные пациенты. Студенты сначала отрабатывают навыки на них и только потом переходят к реальным пациентам. На куклах-­новорожденных практикуют обработку пуповины, пункцию сосудов, изучают расположение органов при различных процедурах.


Какие расходы несет колледж на дальнейшее обслуживание симуляционного оборудования, ремонт и обновление? Есть ли статьи бюджета, выделенные специально на эти цели?

Симуляционное оборудование обслуживается и обновляется из бюджетных и внебюджетных средств колледжа. Когда я сама училась в колледже, было проще: пациенты в больнице разрешали проводить с ними определенные манипуляции, разумеется, в присутствии наставника. Сейчас несколько поменялись и законодательство, и менталитет: пациент хочет видеть рядом с собой уже специалиста. Поэтому симуляторы — прекрасная возможность для первичной практики.

У нас есть кабинет для работы с имитациями биологических жидкостей, оснащенный центрифугой, микроскопами, анализаторами и вытяжным шкафом. Занятия проводятся в группах по 10 человек, а для занятий с фельдшерами-­лаборантами арендуем помещения в городском зональном центре. Кабинет анатомии оборудован интерактивными досками для изучения скелета, мышц и сосудов. Сочетаем новое оборудование с сохранением ценных материалов прошлых лет.


Ваши выпускники, как правило, сразу начинают трудовую деятельность или продолжают обучение в высших учебных заведениях?

После колледжа выпускники приступают к работе 1 августа. Мы поддерживаем связь с главврачами для решения возникающих вопросов. Часть выпускников после года работы сдают ЦТ и поступают в вузы, другие остаются в медицине, довольные практической работой, жильем и зарплатой.

В 2024 г. из 200 выпускников 27 получили красные дипломы, и это лучший показатель по республике. Кстати, в нашем колледже работает отделение по повышению квалификации и переподготовке кадров: курсы повышения, переподготовка, тренинги как на бюджетной, так и на внебюджетной основе. Сюда приезжают специалисты среднего звена, которые уже работают в практическом здравоохранении Кроме того, мы проводим переподготовку по рентгенологии, на которую приходят заявки со всей Беларуси.


Какую долю доходов колледжа составляет доход от этой деятельности и как эти средства используются?

Доход от этой деятельности составляет 20 % доходов колледжа. Средства используются для приобретения оборудования, повышения квалификации преподавателей.


КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Как вы обеспечиваете и контролируете качество образовательного процесса, особенно в условиях постоянного развития медицинских технологий и методик?

Наша система обеспечения и контроля качества образовательного процесса многоуровневая, она включает как внутренние, так и внешние механизмы:

  • регулярный мониторинг и обновление учебных программ;
  • повышение квалификации преподавательского состава;
  • обеспечение современной материально-­технической базы;
  • аккредитация образовательных программ;
  • взаимодействие с работодателями и профессиональным сообществом;
  • участие в олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства республиканского и международного уровней и т. д.

Это непрерывный процесс, требующий постоянного внимания, анализа и совершенствования.


ФИНАНСИРОВАНИЕ

Как вы обеспечиваете финансовую устойчивость колледжа в условиях изменяющегося финансирования образования? Какие стратегии привлечения дополнительных средств вы используете?

Основным источником финансирования является Брестский областной бюджет. Дополнительным источником доходов — внебюджетные средства. Главное управление по здравоохранению Брестской области ежегодно доводит план поступления внебюджетных средств. Чтобы его выполнить, своевременно актуализируем стоимость платных образовательных услуг, таких как «Подготовка специалистов со средним специальным образованием на платной основе», «Курсы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов», «Обучающие курсы», для поддержания спроса на оказываемые услуги и конкурентоспособности в регионе.

Основные расходы, такие как выплата заработной платы с учетом взносов обязательного страхования, оплата коммунальных услуг, выплата стипендий, оплата капитального и текущего ремонта и др., планируем на год при составлении бюджетной сметы и сметы доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций.

Процедуры закупок товаров (услуг) проводим согласно законодательству и на основании годового плана закупок на год, утвержденного директором колледжа и размещенного на сайте РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен».

Дополнительное (непредвиденное) расходование средств на ­какую-либо закупку товаров и оказание услуг проводим в условиях строжайшей экономии с анализом предложений и поиском наивыгоднейших вариантов.

Привлечение дополнительных средств — в основном это добровольные перечисления (взносы) учащихся и работников на расчетный счет колледжа, используемые для укрепления материально-­технической базы. Иногда дополнительные средства — это безвозмездная (спонсорская) помощь юридических лиц. Например, в 2024 г. по ходатайству Минздрава в целях повышения эффективности практической подготовки учащихся учреждений среднего специального образования медицинского профиля в области проведения приемов сердечно-­легочной реанимации, реализации образовательного проекта «Запусти сердце» для учащихся Х классов учреждений общего среднего образования правление ОАО «АСБ Беларусбанк» оказало безвозмездную (спонсорскую) помощь в размере 1650 руб. для приобретения тренажера сердечно-­легочной реанимации.


Как вы обновляете и поддерживаете в актуальном состоянии материально-­техническую базу колледжа, включая лаборатории, симуляционное оборудование и клинические базы для практики? Какие инвестиции в этом направлении вы считаете приоритетными?

Материально-­техническая база колледжа поддерживается как за счет средств областного бюджета, так и за счет использования внебюджетных средств.

В 2024 г. были приобретены за счет средств бюджета тренажеры сердечно-­легочной реанимации, обновлены комплекты ПЭВМ и МФУ. Добровольные перечисления (взносы) учащихся и работников позволили приобрести и установить два кондиционера, закупить художественную литературу для библиотеки колледжа на сумму более 2 тыс. руб., обновить часть спортивного инвентаря, для украшения прилегающей территории приобрести растения (цветы), а также необходимые хозяйственные товары.

В этом году уже закуплены за счет внебюджетных средств комплекты ПЭВМ и дефибриллятор. За счет бюджета — мебель для организации обучения на базе практического здравоохранения. За счет добровольных перечислений продолжаем приобретать художественную литературу и мебель.

К сожалению, бюджетное финансирование на поддержание материально-­технической базы с каждым годом сокращается, но надеемся, что это явление временное и мы продолжим обновление.

Приоритетными инвестициями можно считать привлечение безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц и, конечно же, увеличение финансирования из Брестского областного бюджета.


Существует мнение, что наш журнал полезен только для руководителя школы, гимназии, лицея, но тем не менее, вы являетесь нашим постоянным подписчиком уже более 5 лет. Чем в финансово-­хозяйственной деятельности руководителя колледжа помогает наш журнал? Какие проблемы удалось решить с нашей помощью?

Замечательно, что есть журнал «Директор школы, гимназии, лицея». Это настольная книга для меня как руководителя. Во-первых, он позволяет экономить время, во‑вторых, все четко, со ссылками на законодательство.

Беседовала Елена ПЛЕХАНОВА  

229 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок