Как определить, в каком случае несовершеннолетние дети, воспитывающиеся в семье, находятся в социально опасном положении?
Обратиться к нормативным документам.
Признание детей находящимися в социально опасном положении направлено, прежде всего, на обеспечение их прав и законных интересов, которые определены Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка» (с последующими изменениями и дополнениями), Кодексом Республики Беларусь о браке и семье (далее — КоБС).
Частью 3 ст. 67 КоБС предусмотрено, что под социально опасным положением понимается обстановка, при которой:
1) не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечивается безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т. д.);
2) ребенок вследствие отсутствия надзора за его поведением и образом жизни совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;
3) лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.
С 1 февраля также вступит в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении».
Какова длительность пребывания воспитателя в школе при организации персонального сопровождения учащихся с аутистическими нарушениями: только во время занятий или на протяжении всего времени пребывания учащегося?
На протяжении всего времени пребывания учащегося.
Целесообразность, длительность и форму персонального сопровождения учащегося с аутистическими нарушениями определяют специалисты психолого-медико-педагогической комиссии государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее — ЦКРОиР). Соответствующая запись оформляется в заключении ЦКРОиР.
В соответствии с постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 53 «Об утверждении квалификационного справочника должностей служащих» (с последующими изменениями и дополнениями, далее — постановление № 53) воспитатель планирует, организует и осуществляет в рамках персонального сопровождения ребенка с аутистическими нарушениями педагогическую деятельность, направленную на развитие его личности и коррекцию нарушений при реализации образовательных программ. В соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями сопровождаемого обучающегося организует его деятельность, используя различные технологии и способы коммуникации, оказывает ежедневную помощь в соблюдении дисциплины и режима учебных занятий, обеспечивает индивидуализацию образовательного процесса, ассистирует при выполнении им всех видов заданий на учебном занятии. Участвует в создании адаптивной образовательной среды. Организует взаимодействие сопровождаемого обучающегося со сверстниками, инициирует и организует участие сопровождаемого обучающегося в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, общественно полезном труде, содействует освоению образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи.
Учитывая вышесказанное, сопровождение учащегося осуществляется в течение всего времени его пребывания в учреждении образования.
Как оплачивать труд воспитателя школы, обеспечивающего персональное сопровождение обучающегося с аутистическими нарушениями, во время вынужденного отсутствия такого обучающегося в учреждении?
В случае, когда воспитатель, обеспечивающий персональное сопровождение обучающегося с аутистическими нарушениями, не осуществляет педагогическую деятельность по реализации образовательных программ по причине неявки учащегося в учреждение образования, данную ситуацию можно рассматривать как простой не по вине работника.
Соглашением между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусским профессиональным союзом работников образования и науки на 2016–2019 годы (подп. 24.8 п. 24) (подписано 2 марта 2016 г. и зарегистрировано Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь 16 марта 2016 г. № 189 с последующими изменениями и дополнениями) установлено, что за время вынужденного простоя не по вине работника (отмена учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим показаниям и другие обстоятельства) оплата производится в размере 100 % установленной ему ставки (оклада). При выполнении работниками в этот период другой работы в соответствии с их функциональными обязанностями заработная плата выплачивается им в полном объеме.
Пункт аналогичного содержания необходимо включить в коллективный договор учреждения образования.
Педагог работает учителем три года, а принимался на работу как воспитатель группы продленного дня. Можно ли его аттестовать как учителя?
Можно, но при выполнении определенных условий.
В соответствии с п. 3 Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 101 с последующими изменениями и дополнениями; далее — Инструкция № 101) аттестация педагогических работников — это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личностных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, морального, творческого и физического развития обучающихся при реализации содержания образовательных программ дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, специального, дополнительного образования детей и молодежи, программ воспитания, осуществлении научно-методического обеспечения (см.: ч. 1 п. 3 Инструкции № 101).
Аттестация педагогических работников проводится на присвоение или подтверждение квалификационной категории.
В свою очередь, согласно ч. 2 п. 6 Инструкции № 101 квалификационная категория присваивается педагогическому работнику по каждой занимаемой должности, для которой присвоение квалификационных категорий предусмотрено соответствующей квалификационной характеристикой.
Поэтому данный педагогический работник может аттестоваться как учитель вне зависимости от той должности, в которой он работал ранее. Но для допуска к аттестации необходимо выполнить требования п. 18 Инструкции № 101 (в части соответствия полученного образования квалификационным требованиям, наличия стажа работы и повышения квалификации).
Какие установлены конкретные критерии для оценки работы учреждения общего среднего образования?
Критерии и показатели деятельности учреждений общего среднего образования определены в приложении к приказу Министра образования Республики Беларусь от 26 декабря 2018 г. № 909.
Среди критериев выделено два блока: возможности учреждения и результаты работы.
К возможностям учреждения отнесены:
- «Кадры». Включает показатель «Образовательный и квалификационный уровень педагогов: процент педагогических работников, имеющих: высшее педагогическое образование; квалификационную категорию «учитель-методист» / высшую / первую квалификационные категории» (его оценка проводится на основании представленной статотчетности), а также показатель «Обеспеченность специалистами для организации воспитательной и идеологической работы в соответствии со штатным расписанием учреждения образования»;
- «Материальная база». Включает показатель «Обеспеченность современными средствами обучения: наличие учебно-методических комплексов и электронных средств обучения» и показатель «Оснащенность компьютерами с широкополосным доступом в Интернет», оценка которого проводится на основании представленной статотчетности.
К результатам работы учреждения относятся:
- «Результаты для общества» (включает четыре показателя):
1. «Доля учащихся, обучающихся по программам дополнительного образования детей и молодежи (в процентах)» (оценка проводится на основании представленной статотчетности).
2. «Доля выпускников (в процентах) IX классов / XI классов, нигде не обучающихся и не работающих» (оценка проводится на основании представленной статотчетности).
3. «Количество случаев травматизма обучающихся (количество актов Н‑2, составленных в соответствии с Инструкцией о расследовании и учете несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками (Утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 7 августа 2003 г. № 58.))».
4. «Выполнение требований к ведению сайта учреждения образования»;
- «Оценка качества образования» (включает 7 показателей):
1. «Степень удовлетворенности родителей качеством образования обучающихся» (результаты анкетирования — один раз в год).
2. «Соответствие организации процесса воспитательной и идеологической работы установленным требованиям».
3. «Результативность организации воспитательной и идеологической работы (проведение общественно полезных акций, организация работы музеев, клубов гражданско-патриотической направленности, объединений по интересам, секций, первичных организаций БРСМ и пионерских дружин, органов ученического самоуправления и др.)».
4. «Взаимодействие с учреждениями профессионально-технического, среднего специального, высшего образования в 6-й школьный день».
5. «Количество участников / процент победителей (от количества участников) олимпиад по учебным предметам, интеллектуальных турниров, конкурсов:
– III этапа республиканской олимпиады по учебным предметам;
– заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам;
– международных олимпиад, конкурсов, конференций, турниров по учебным предметам, на которые направляет Министерство образования».
6. «Количество участников / процент победителей (от количества участников) республиканского конкурса работ исследовательского характера (конференции)».
7. «Количество участников / процент победителей (от количества участников) в республиканских творческих конкурсах».
Учреждениям общего среднего образования следует руководствоваться данными критериями и показателями при анализе своей деятельности.
Имеет ли право работать учителем истории или обществоведения работник с дипломом о высшем образовании по специальности «Политология»?
Квалификационные характеристики должностей специалистов определены выпуском 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании», утвержденного постановлением № 53 (далее — ЕКСД).
В соответствии с ЕКСД к должности «Преподаватель» предъявляются следующие квалификационные требования: высшее образование, соответствующее педагогической деятельности, или высшее образование, соответствующее учебному предмету (учебной дисциплине) и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» без предъявления требований к стажу работы. А к должности «Учитель» — высшее (среднее специальное) образование, соответствующее педагогической деятельности, или высшее (среднее специальное) образование и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» без предъявления требований к стажу работы. В гимназии, гимназии-интернате, гимназии-колледже искусств, лицее, учреждении высшего образования при реализации образовательных программ среднего образования — высшее образование, соответствующее педагогической деятельности и преподаваемому учебному предмету, или высшее образование и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование», соответствующая преподаваемому учебному предмету, без предъявления требований к стажу работы.
Под образованием, соответствующим педагогической деятельности, следует понимать образование с присвоением квалификации «Учитель», «Преподаватель», «Педагог».
Очевидно, что в данном случае полученное образование не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к должности «Преподаватель».
Какой вид трудового договора применим к работникам при приеме на работу на должность воспитателя учреждения общего среднего образования на дополнительные штатные единицы, введенные на один учебный год (сопровождение детей с аутистическими нарушениями)?
С работником может быть заключен срочный трудовой договор.
В инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь «О работе в 2018/2019 учебном году педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью» (утверждено заместителем Министра образования Республики Беларусь Р.С. Сидоренко от 24 июля 2018 г.) рекомендовано осуществлять введение штатной численности воспитателей для работы с учащимися, нуждающимися в персональном сопровождении, в индивидуальном порядке с учетом количества обучающихся с особенностями психофизического развития, продолжительности их нахождения в учреждении образования, степени тяжести физических и (или) психических нарушений обучающихся и т. д.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 ТК в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, с работником заключается срочный трудовой договор.
Так как время выполнения работы воспитателем, осуществляющим в учреждении общего среднего образования персональное сопровождение в образовательном процессе учащихся с аутистическим нарушениями, обусловлено определенным периодом (учебным годом, рекомендациями об обучении и воспитании, указанными в заключении центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации), с работником может быть заключен срочный трудовой договор.
Должна ли в учреждении образования разрабатываться инструкция по делопроизводству?
Должна.
В соответствии с Инструкцией по делопроизводству в государственных органах, иных организациях (утверждена постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4 с последующими изменениями и дополнениями; далее — Инструкция № 4) организация и ведение делопроизводства в организациях осуществляются на основе самостоятельно разрабатываемых инструкций по делопроизводству в соответствии с требованиями Инструкции № 4 (см.: ч. 1 п. 4 Инструкции № 4).
Вышестоящими организациями для однородных по характеру деятельности подчиненных организаций разрабатываются инструкции по делопроизводству, устанавливающие типовой или примерный характер организации делопроизводства, используемые при разработке инструкций по делопроизводству этих организаций.
Инструкция по делопроизводству, имеющая типовой характер, устанавливает единый порядок организации делопроизводства во всех однородных организациях.
Инструкция по делопроизводству, имеющая примерный характер, устанавливает порядок организации делопроизводства в однородных организациях, предусматривающий возможность его конкретизации в инструкциях по делопроизводству организаций в установленных ею рамках.
Инструкции по делопроизводству, имеющие типовой или примерный характер, являются обязательными для применения (См.: ч. 2–5 п. 4 Инструкции № 4).
Однако типовые инструкции по делопроизводству для учреждений образования с учетом многообразия их типов, видов, реализуемых образовательных программ и др. не разрабатывались. Поэтому каждое учреждение в зависимости от особенностей функционирования разрабатывает свою инструкцию по делопроизводству на основании Инструкции № 4.