Рассмотрение обращений, внесенных в книгу замечаний и предложений
Замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений, являются письменными обращениями (см.: абз. 7 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. «Об обращениях граждан и юридических лиц» с последующими изменениями и дополнениями (далее — Закон об обращениях)), поэтому они должны быть рассмотрены в течение сроков, изложенных в п. 3 ст. 17 Закона об обращениях.
Течение срока рассмотрения начинается со дня, следующего за днем внесения замечания и (или) предложения в книгу замечаний и предложений учреждения.
Директору на заметку
Письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее 15 дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами (см.: ч. 1 п. 3 ст. 17 Закона об обращениях).
Сведения о ходе и результатах рассмотрения замечаний и (или) предложений и отметка о направлении ответа гражданину (дата и регистрационный номер ответа), в т. ч. уведомление о продлении срока рассмотрения изложенных в книге замечаний и предложений, вносятся в книгу не позднее последнего дня срока рассмотрения изложенных в книге замечаний и предложений (см.: ч. 2 п. 14 Положения о порядке выдачи, ведения и хранения книги замечаний и предложений, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2005 г. № 285 с последующими изменениями и дополнениями). Копии ответов гражданам подлежат хранению вместе с книгой по месту ее ведения.
Рассмотрение обращений, поданных в ходе личного приема
Директор в учреждении образования проводит личный прием граждан, их представителей, представителей юридических лиц.
Согласно абз. 2 ст. 7 Закона об обращениях заявители имеют право подавать обращения, излагать доводы должностному лицу, проводящему личный прием.
При устном обращении представители граждан и юридических лиц должны предъявить документ, удостоверяющий личность. Представители заявителей также должны предъявить документы, подтверждающие их полномочия (см.: п. 1 ст. 6 Закона об обращениях).
Директору на заметку
Руководители и уполномоченные ими должностные лица обязаны проводить личный прием не реже одного раза в месяц в установленные дни и часы. Информация о времени и месте проведения личного приема, а при наличии предварительной записи на личный прием — о порядке его осуществления размещается в общедоступных местах (на информационных стендах, табло и (или) иным способом) (см.: п. 3 ст. 6 Закона об обращениях).
Должностные лица учреждения, проводящие личный прием, а также его работники, уполномоченные осуществлять предварительную запись на личный прием, не вправе отказать в личном приеме, записи на личный прием, за исключением случаев:
- обращения по вопросам, не относящимся к компетенции учреждения (если решение вопросов, изложенных в ходе личного приема, не относится к компетенции учреждения, в котором проводится личный прием, обращение по существу не рассматривается. При этом заявителю разъясняется, в какую организацию следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращении (п. 4 ст. 10 Закона об обращениях));
- обращения в неустановленные дни и часы;
- когда заявителю в ходе личного приема уже был дан исчерпывающий ответ на интересующий его вопрос;
- когда с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам (см.: п. 2 ст. 6 Закона об обращениях).
График личного приема и порядок предварительной записи на личный прием устанавливаются директором.
Если на день личного приема приходится государственный праздник или праздничный день, объявленный Президентом Республики Беларусь нерабочим, день личного приема переносится на следующий за ним рабочий день.
При проведении личного приема по решению директора могут применяться технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемка), о чем заявитель должен быть уведомлен до начала личного приема (см.: п. 6 ст. 6 Закона об обращениях).
Ответы на устные заявления даются в ходе личного приема, на котором они были изложены.
Справочно: если для решения вопроса, изложенного в устном обращении и относящегося к компетенции учреждения, требуется дополнительное изучение и проверка, обращение излагается заявителем в письменной форме и подлежит рассмотрению в порядке, установленном законодательством для письменных обращений.
Рассмотрение повторных обращений
Согласно п. 1 ст. 21 Закона об обращениях при оставлении в соответствии с абз. 3, 4 или 6 п. 1 ст. 15 Закона об обращениях повторного обращения без рассмотрения по существу заявитель письменно уведомляется, что повторное обращение необоснованно, и переписка с ним по этому вопросу прекращается.
При поступлении повторного обращения от заявителя, переписка с которым прекращена, такое обращение оставляется без рассмотрения по существу без уведомления об этом заявителя.
При подаче заявителем нескольких идентичных обращений или обращений, содержащих уточняющие (дополняющие) документы и (или) сведения, до направления ответа (уведомления) на первоначальное обращение на такие обращения может направляться общий ответ (уведомление) в сроки, установленные Законом об обращениях для рассмотрения первоначально поступившего обращения. В этом случае указанные обращения учитываются как одно обращение (см.: ч. 2 п. 1 ст. 13 Закона об обращениях).
Рассмотрение коллективных обращений
Коллективное обращение — обращение двух и более заявителей по одному и тому же вопросу (нескольким вопросам) (см.: абз. 11 ст. 1 Закона об обращениях).
Обращения указанной категории рассматриваются в общем порядке, установленном Законом об обращениях.
Согласно п. 2 ст. 22 Закона об обращениях коллективные обращения тридцати и более заявителей в учреждение по вопросам, входящим в его компетенцию, подлежат рассмотрению с выездом на место, если иное не вытекает из этих обращений.
В случае если в коллективном обращении указан заявитель, которому необходимо направить ответ, то ответ на такое обращение направляется этому заявителю с просьбой проинформировать других заявителей. В ином случае ответ на коллективное обращение направляется первому в списке заявителю, указавшему адрес своего места жительства (места пребывания), с просьбой проинформировать других заявителей (см.: п. 3 ст. 22 Закона об обращениях).
Рассмотрение анонимных обращений
Анонимные обращения (т. е. обращения заявителей, в которых не указаны фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина или адрес его места жительства (места пребывания) (наименование юридического лица (полное или сокращенное) или его место нахождения) либо указанные данные не соответствуют действительности) не подлежат рассмотрению, если они не содержат сведений о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении (см.: ст. 23 Закона об обращениях).
Справочно: обращения, содержащие информацию о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении либо ином правонарушении, не позднее пяти рабочих дней направляются учреждением, в которое они поступили, в соответствующие правоохранительные или другие государственные органы (п. 5 ст. 10 Закона об обращениях).
Рассмотрение электронных обращений
Электронное обращение — обращение заявителя, поступившее на адрес электронной почты учреждения либо размещенное в специальной рубрике на его официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет.
Это важно
На официальном сайте государственного органа, иной государственной организации (в т. ч. учреждения образования) в глобальной компьютерной сети Интернет должна быть размещена информация о способе либо способах подачи электронных обращений в этот государственный орган, иную государственную организацию (направление на адрес электронной почты и (или) размещение в специальной рубрике на официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет) (см.: п. 1 ч. 2 ст. 25 Закона об обращениях).
В соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 25 Закона об обращениях электронные обращения должны быть изложены на белорусском или русском языке, а также содержать адрес электронной почты заявителя.
Если для рассмотрения электронного обращения по существу необходимо указание персональных данных заявителя или иных лиц, за исключением содержащихся в обращении, заявителю предлагается обратиться с устным или письменным обращением.
Ответы (уведомления) на электронные обращения направляются на адрес электронной почты заявителей, указанный в электронных обращениях.
В случае если поступающие электронные обращения аналогичного содержания от разных заявителей носят массовый характер (более десяти обращений), ответы на такие обращения по решению руководителя государственного органа или иной государственной организации (учреждения образования) либо лица, уполномоченного им подписывать в установленном порядке ответы на обращения, могут размещаться на официальном сайте государственного органа или иной государственной организации в глобальной компьютерной сети Интернет без направления ответов (уведомлений) заявителям (см.: п. 7 ст. 25 Закона об обращениях).
Письменные ответы на электронные обращения предоставляются в случаях, если:
- заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ либо одновременно направить письменный ответ и ответ на адрес его электронной почты;
- в электронном обращении указан адрес электронной почты, по которому по техническим причинам не удалось доставить ответ (уведомление).